Конспект занятия по ИЗО на тему Дымковское царство-государство (первый год обучения)


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Методическая разработка открытого занятия
в творческом объединении «Чудесница»
из раздела «Мы рисуем сказку»
Тема: «Сказка в действительности.
Дымковское царство-государство»
первый год обучения
Составитель: Яструбенко Ирина Михайловна
педагог дополнительного образования
Нижегородская область
Гагино
2017
Описание работы: конспект занятия по росписи дымковской игрушки; занятие предусматривает практическую деятельность детей – роспись бумажной барышни; конспект содержит подробное описание занятия.
Цель:
Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.
Задачи: - познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки;
- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу;
- развивать чувство ритма, композиции, цвета;
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний, занятие-путешествие.
Методы организации занятия:
- словесный;
- практическая работа;
- наглядный.
Оборудование для педагога:
- ноутбук для показа слайдов;
- презентация со слайдами.
Оборудование для обучающихся:
- образцы;
- распечатанный рисунок барыни;
- краски (гуашь, акварель);
- кисти;
- обтирочный материал;
- баночки с водой;
- простой карандаш;
- ластик.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация знаний.
3. Вводная беседа.
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа.
6. Выставка работ, оценивание.
7. Рефлексия.
8. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация знаний.
Педагог: Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдёт,
Если в сказку вы хотите,
К вам она сама придёт.
Куда мы с вами попадем,
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Барышень веселых.
Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с одним из народных промыслов, мы попадём в царство, где живут игрушки.
Слайд 2
Пусть вам лучшею подружкойСтанет русская игрушка.И недаром все музеиДорожат, гордятся ею.
Слайд 3
Посмотрите внимательно еще раз на рисунки игрушек и, если знаете, назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это дымковская игрушка)
Да, верно, тема нашего занятия: «Дымковская игрушка» (открывается тема занятия в презентации).
3. Вводная беседа.
Слайд 4
И сегодня мы отправимся в Дымковское царство-государство, где познакомимся с дымковской игрушкой и её росписью.
Есть в России уголок, где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими с голосами тонкими,
Пестрыми фигурками, кошечками Мурками,
Расписными петухами, курицами, индюками.
Змейки, ленточки и точки. Клетки, кольца, завиточки.
Веселит, ласкает взор пестрый Дымковый узор.
Слайд 5
Жители Дымковского царства – дымковские игрушки. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.
Слайд 6
Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами,
Слайд 7
петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты,
Слайд 8
кормилицы хвастаются богатым семейством. Дымковская игрушка – это пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
Слайд 9
Глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 10
Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.
Слайд 11
Украсят налепными оборками, косичками, кокошником или шляпкой. Следы «примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Слайд 12
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют специальные печи.
Слайд 13
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Слайд 14-15
И начинали мастера расписывать игрушки.
Слайд 16-17
А это основные элементы дымковской росписи. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. А сама игрушка белоснежная. Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.
Слайд 18
Мы игрушки знатные,Складные да ладные,Мы повсюду славимся,Мы и вам понравимся! Понравились вам игрушки? (Ответы детей)
Вот такое оно Дымковское царство-государство, где живут весёлые, яркие, нарядные игрушки. Каждый, кто ни взглянет на них, невольно улыбнётся. Как много в них света, словно солнышко играет, словно весёлая песня звучит. Все они жили в своей стране свободно и весело. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела злая старая колдунья. Она похитила все яркие цвета и заточила их в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными, унылыми и бесцветными. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи смогут разрушить дети, раскрасив дымковскую барышню в нужные цвета. Игрушки обращаются к вам за помощью. Вы готовы помочь? (Ответы детей)
Хорошо, мы поможем игрушкам. Но сначала прогуляемся.
4. Физкультминутка.
Дорожкой луговой (руки вперёд - к плечам)
Иду по мягкой травушке (шаги на месте)
Я летнею порой (шаги на месте)
И любо мне, и весело, (повороты туловищем влево - вправо)
Смотрю по сторонам, (повороты головой)
И дымковской игрушке (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая кисти рук)
Радуюсь я там. (ножницы)
5. Самостоятельная работа.
Теперь приступим к работе.
Ещё раз посмотрите внимательно на элементы дымковской росписи и ответьте на вопросы.
1. Какие цвета любят мастера Дымково?
(Яркие: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.)
2. Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек? (Круги, клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др.)
3. Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
(- в ряд; - в шахматном порядке; - в клетке между линиями.)
4. Как в узорах расположены точки? (- между кольцами; - на кольцах; - по краю колец.)
5. Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная.)
6. Что общего у всех этих игрушек?
(Веселые, праздничные, нарядные.)
Перед вами рисунки дымковских барышень. Давайте поможем им стать нарядными и красивыми, распишем их бесцветные наряды. Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами: нарисовать и расписать дымковскую барышню. Обратите внимание на основные этапы росписи, от крупных деталей к мелким.
Слайд 15
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям полную творческую свободу, проводя индивидуальные консультации.
6. Выставка работ, оценивание.
Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее. 7. Рефлексия.
- А сейчас мы будем играть в «Молчанку». Я задаю вопросы, а вы отвечаете молча, используя только руки или ноги. Если вам понравилось, то хлопаем в ладоши, если не совсем понравилось, топаем ногами.
- Вам понравилось сегодня в Дымковском царстве-государстве?
- Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?
- Хочется вам отсюда уходить?
8. Итог занятия. - О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы!
Литература:
1.https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0&noreask=1&lr=472.https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8&lr=47
3. https://adsl.zveronline.ru/projects/articles/2012/01/08/dymka_toy_history/4. http://fb.ru/article/138710/dyimkovskaya-rospis-elementyi-dyimkovskoy-rospisi5.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8%20%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fuslide.ru%2Fimages%2F7%2F13764%2F960%2Fimg6.jpg&pos=3&rpt=simage&stype=image&lr=47&noreask=1&parent-reqid=1490073553743241-1177550002922425967373467-sas1-5482&source=wiz