Устное народное творчество в развитии речевой сферы ребенка


Насибуллина Инна Юрьевна, воспитатель первой категории, Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №242 комбинированного вида» Приволжского района города Казань.
«Устное народное творчество в развитии речевой сферы ребёнка»
Каждый день мы, приходя на работу, возвращаемся в мир детства. Каждый день мы встречаем чистые детские сердца. Они ждут от нас внимания, любви и понимания. Всё это – те качества, без которых не может состояться человек.
Мало кто знает, что А.С..Пушкин не говорил до пяти лет. Мать решила отправить его от светского общества подальше. И вот такому «трудному» ребёнку несказанно повезло: его воспитателем стала Арина Родионовна. Её спокойный, добрый нрав, народная мудрость, напитала восприимчивую детскую душу маленького Саши самыми возвышенными, мелодичными и прекрасными образами русского фольклора.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, воображения, обогащают речь детей.
Мне кажется, нет детей, лищённых воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от постороннего взгляда.
В нашем современном мире, замыкаясь на компьютерах, телевизорах дети стали меньше общаться со сверстниками, взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу ребёнка. А ребёнку необходим сам процесс общения и в этом нам помогает устное народное творчество.
Свою работу начала с первой младшей группы, замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, сказкам я решила, что они помогут «разговорить» малышей.
Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу на руки и ласковым нежным голосом начинала напевать. Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка (используя, мягкую игрушку), и может разбудить куклу Катю. Дети дружно просили её: «ты собачка не лай, Белобока, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность, детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях.
Во время умывания, причёсывания также используем потешки: «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…». И очень приятно наблюдать, когда дети используют потешки во время игры «Дочки-матери», как бережно и с любовью относятся к своим куклам.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я учу так. На стол выставляются несколько игрушек, и для каждой подбираю загадку.
«Его бьют, а он не плачет, только выше скачет» (мяч), «Едет по дороге, громко гудит, берегись, под колёса не попадись» (автомобиль).
Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый предмет находился перед ними.
Фольклор даёт прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключённые в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы можно использовать в любых ситуациях. Напоминаю медлительным: «Семеро одного не ждут», или вижу, что кто-то неаккуратно оделся: «Поспешишь, людей насмешишь».
Сказки – это самый любимый вид детского народного творчества. Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки – это его мир.
В своей группе я много времени уделяю сказкам, которые не читаю, а рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Часто прибегала и к такому приёму, как прослушивание сказок в записях. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её героев помогает детям вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
С первой младшей группы мы инсценируем сказки. Даже не говорящие дети, с радостью имитируют гордую курочку, которая снесла яичко и плачущих деда с бабкой.
В сказке «Репка» - каждый ребёнок вживается в образ своего героя и в движениях показывает характер – собачка Жучка с радостью бежит на помощь, кошка – плавно, вальяжно.
Во второй младшей группе мы продолжали ставить сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Колосок». Деть с удовольствием стали принимать участие в таких играх.
Всё это способствует развитию речи, умению строить диалоги, задавать вопросы.
Устное народное творчество помогает нам в решениях тех задач, которые мы ставим перед собой: развитие эмпатии, отзывчивости, внимания друг к другу, терпеливости, взаимопомощи, умению регулировать своё поведение нравственной нормой, формирования добра и зла, воспитание любви к народному творчеству.
Сейчас у меня дети от 3-х до 4-х лет, и, тем не менее, я вижу, что ребята дают несложные характеристики героям, хорошо относятся друг к другу, жалеют тех, кого обидели. Объединяясь в маленькие группы, играют, используя и сказки и потешки. А это способствует развитию речевой сферы ребёнка. Значит, фундамент заложен, и мы будем продолжать работать. Прививать любовь и уважение к устному народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам, пословицам и поговоркам. Развивать эмпатию, отзывчивость, внимание руг к другу. Формировать понимание добра и зла, умение регулировать своё поведение нравственной нормой.
Конспект по коммуникации во второй младшей группе «Путешествие Колобка».
Цель: 1. Развивать у детей монологическую и диалогическую речь, активизировать словарный запас.
2. Закрепить представление о том, какие животные живут в лесу, узнавать их по окраске.
3. Продолжать развивать мелкую моторику мышц пальцев рук.
4. Вызвать эмоциональный отклик у детей с помощью русского народного фольклора.
Материал: Силуэты животных (медведь, лиса, заяц, волк). Панно поляны, крупы (гречка, просо, манка, кукурузная крупа). Клей, кисти, салфетки, подносы. Картины русских народных сказок: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята».
Входят дети, здороваются, садятся полукругом, раздаётся стук в дверь. Воспитатель: Ребята к нам кто-то в гости пришёл.
Вбегает под музыку Колобок.
Колобок: Здравствуйте ребята! Я, Колобок, Колобок
Я, румяный бок, Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.
Покатился я в лес, встретился с разными животными. Лиса чуть меня не съела, убежал я от неё. Катился, катился и заблудился. Не знаю, как теперь в свою сказку попасть.
Воспитатель: Мы с ребятами знаем много сказок. Ребята, поможем Колобку? У меня есть картинки из сказок.
Беседа с детьми по сказкам.
«Волк и козлята»
Как называется сказка?
Как волк перехитрил козлят?
Какой он был?
Как Коза спасла своих деток?
Какая коза была?
«Заюшкина избушка»
Что случилось с зайчиком?
Какая лиса была, а зайчик?
Кто хотел помочь?
Какими были собака, медведь?
Кто спас зайчика? Какой петушок?
«Кот, петух и лиса»
Чем занимался петушок, кот?
А какими были петушок и кот?
. Что делала лиса?
Как она называла петушка?
Какой она была?
«Маша и медведь»
Какой оказался медведь?
Как его перехитрила Машенька?
Какие слова она ему говорила, чтобы он не съел пирожки?
Воспитатель: Колобок, есть ли здесь картинки из твоей сказки? (нет). Не волнуйся, ребята тебе помогут. Ребята, вот на панно полянка, на неё надо поместить животных, которые встретились в сказке «Колобок».
Работа детей. Дети на силуэты животных выкладывают крупы на клей.
Воспитатель: Колобок, ты узнаёшь свою сказку? А вот и полянка, на которой ты встретил животных.
Колобок: Да, это моя сказка. Спасибо, ребята, что помогли мне вернуться в свою сказку, а на прощанье хочу с вами поиграть.
Хороводная игра «Колобок по лесу шёл».