Консультация для воспитателей «ФГОС И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»


Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3
Барабинского района Новосибирской области

2851785233680
-49911067945
Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории
Михайловская Ольга Васильевна
2015г
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств, происходит в процессе нравственного воспитания.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Сам термин «нравственное воспитание» иногда подменяется понятиями «моральное воспитание», «духовное воспитание», «духовно-нравственное воспитание».
Под этими понятиями подразумевается:
— воспитание души ребенка через культуру: игру, сказку, музыку, поэзию, живопись;
—воспитание в ребенке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире;
—строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии.
В жизни практически невозможно отделить одно от другого.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.). И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также произвольности психических процессов, что, в свою очередь, ведет к нарушениям всестороннего познавательного и личностного развития. С несформированными личностными механизмами поведения дети остаются зависимыми от ситуаций и внешних требований взрослого.
Установлено, что развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте снижается и что подавляющее большинство детей этого возраста остается на низком уровне игровой деятельности. Ребенок, для которого непосредственные указания и требования со стороны взрослого, служат стимулом (и мотивом), послушания, становится неспособным к самоконтролю своих действий.
Поэтому такие дети остаются не готовыми к организации самостоятельной деятельности. Современные дети затрудняются сочинить сказку, придумать и развернуть сюжет игры, представить недостающий предмет или просто его заменить.
По уровню развития общения с взрослым современные дети несколько отстают от возрастной нормы. У большинства из них в возрасте 5—6 лет преобладает ситуативно-деловая форма общения, соответствующая младшему дошкольному возрасту. Их интересы ограничиваются предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации.
Агрессивность становится нормой жизни для значительной части детей. Это вызывает тревогу у работников дошкольного образования и общества в целом. Социокультурные изменения общества повлияли на личностное развитие современного ребенка.
Остается вопрос: каковы приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте?
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Для них в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. Особенно трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Это становится поводом для размышления и темой для этической беседы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Поэтому при отборе сказки для рассказывания очень важно раскрыть ее духовный замысел. А при рассматривании иллюстраций к ней необходимо обратить внимание ребенка на картины, отражающие ситуации эмоционального неблагополучия сказочного героя.
Детей вначале привлекает ситуация, а не эмоциональное состояние героя. Поэтому задача педагога заключается в акцентировании внимания ребенка на эмоциональном состоянии героя сказки: его испуге, слезах, позе, выраженной обидой, что поможет дошкольнику глубже воспринять содержание и смысл сказки.
При этом беседа по ее содержанию должна строиться так, чтобы ребенок не констатировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя должно заключаться в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный смысл.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится, играя, и, что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития используют дидактические игры - это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель — обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям. Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе. Но если это только результат сформированной привычки, общение с другими людьми не сделает его жизнь содержательной и интересной. В сложных жизненных ситуациях такое «умение вести себя» исчезает без следа. Совершенно другое дело, когда навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.
Наиболее существенным недостатком в области нравственного воспитания ребенка выступает разрыв между его чувствами и поведением. Причины такого явления — формирование представления в отрыве от реального поведения ребенка, недооценка взрослыми личного примера и переоценка метода поощрения и наказания, недостаточное использование упражнений в претворении ребенком добрых намерений.
Больше всего возможностей в таких упражнениях имеется в проблемно-игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно-ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Игра — наилучшее средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства специалистов дошкольного образования. Почему? Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Искажается и сама суть детской игры: она перестала носить творческий характер, стала неинтересной, непривлекательной. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное времяпровождение.
Нередко и воспитатели, недооценивая воспитательную функцию игры, подменяют ее обучением. Используют игру не в качестве средства для проявления заботы и доброты, накопления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала.
Такой подход к игровой деятельности в дошкольном возрасте не только продвинул ее, а наоборот, сделал шаг назад по сравнению с игрой детей в недавнем прошлом. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть — значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Игрушка должна сопровождать жизнь детей, а игра должна быть наполнена соответствующими ситуациями. Еще А.С. Макаренко рекомендовал наполнять нравственным опытом «канавку», которая находится между нравственными знаниями и поступками.
Необходимо ставить ребенка в ситуации практического совершения реального поступка. Игра для накопления такого опыта — наилучшее средство.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Следует помнить, что воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладываются. Жизненный опыт ребенка со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника, необходимо учесть следующие условия:
знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно-игровых ситуациях;
использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
взрослым необходимо передать детям игровой опыт. Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра, сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр и др.
Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств. Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними должны быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества. Одной из основных задач ФГОС ДО является:  «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. ФГОС должен помочь вернуть традиции нравственного воспитания и поставить их на новый уровень в свете требований современного общества.  
Литература:
Игра – это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз // Современное дошкольное образование. – 2013. - № 2.
Шаехова Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. - № 9.