ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».


ГБОУ НПО ПУ-30 МО
Методическая разработка
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА: «Галерея русских химиков».


Разработал
Преподаватель химии
Лукьяненко Е.В.
Коломна 2012-2013 уч.год.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков» проводилась в рамках предметной недели химии. 13.06.2013 года.
Цель: расширить знания учащихся по истории русской химической науки; приобщить к чтению научной и научно-популярной литературы; способствовать развитию творческих возможностей и познавательного интереса.
Подготовка к игре:
За неделю до игры учащимся объявляются имена ученых химиков и сообщается источники информации для подготовки.
Часть первая: Александр Порфирьевич Бородин, Александр Михайлович Бутлеров, Иван Алексеевич Каблуков, Карл Карлович Клаус, Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев, Николай Николаевич Семенов, Александр Николаевич Радищев.
Учащиеся по желанию могут подготовить сообщение о любом из перечисленных ученых.
Технология игры:
В игре принимали участие 6 команд(группы Пж-121, А-112, Пт-125, А-122, СМ-113).
По описанию важнейших событий жизни и деятельности ученого команды должны назвать его имя. Предлагается 8 русских ученых химиков.
Первого ученого определяет учитель. Отвечает та команда, которая первой поднимает руку.
Если команда ответила правильно – она выбирает портрет следующего ученого. Если команда не ответила – ход переходит другой команде.
На обдумывание ответа – 10 секунд.
Если вы узнали русского химика по фотографии, то вы получаете 10 баллов.
За правильный ответ после устной подсказки учителя получаете 5 баллов, после каждой очередной подсказки на слайде – на 1 балла меньше.
Выкрики с места запрещены.
За нарушение правил игры – команда или ученик штрафуется на 1 балл.
Инструкция:
Игровое поле (слайд № 3). В игре восемь портретов русских ученых-химиков, которые закрыты. Выбрав портрет и щелкнув по номеру вопроса – открывается портрет. По гиперссылке на номере - переходим к слайду, который содержит данный вопрос. При выборе вопроса происходит смена цвета.
Каждый вопрос содержит пять подсказок: первая – устная от учителя, четыре последующие – на слайде. Далее (по щелчку мыши) переход на следующий слайд: портрет, даты жизни, дополнительная информация. После ознакомления по гиперссылке происходит возврат в меню игры (игровое поле).
На слайд № 20 «Спасибо» можно попасть по гиперссылке в конец со слайда №3 «Игровое» поле.

Х О Д З А Н Я Т И Я:
Слайд № 1 «ТИТУЛЬНЫЙ»
На слайде с открытием презентации появляется заголовок «Галерея русских ученых» и «зал первый».
Учитель зачитывает стихотворение:
М.В.Ломоносов
О вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест
Пройдите землю и пучину
И степи и глубокий лес
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…
В земные недра ты, химия,
Проникни взора остротой
И что содержит в нем Россия
Драги сокровища открой.
По щелчку мыши появляется девиз игры: «Тот народ достоин уважения, который чтит свою историю»
По щелчку мыши переход на слайд № 2 «ВЫСКАЗЫВАНИЕ»
Слайд № 2
«ВЫСКАЗЫВАНИЕ»
На слайде по щелчку мыши появляется высказывание: «Жизнь замечательных и деятельных людей – очень важный фактор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой составной частью истории науки»
(С.И.Вавилов)
По щелчку мыши переход на слайд № 3 «ИГРОВОЕ ПОЛЕ».
Слайд № 3
«ИГРОВОЕ ПОЛЕ»
Учитель объясняет правила игры.
Учитель:
Итак, игра начинается. Желаю всем удачи.


Часть 1
Дополнительная информация (на слайде)
Подсказки (на слайде) ФИО, даты жизни
Подсказка учителя
(5 баллов):
Российский химик и ботаник. Основоположник химии платины и ее спутников в России.
На слайде с фотографией:
Карл Клаус родился в семье художника. Когда Карлу было четыре года, умер его отец, ещё через два года умерла его мать.
Участвовал в ботанических исследованиях степей между реками Уралом и Волгой.
В 1844 году Демидовскую премию.
1.Весть об открытии нового металла была встречена зарубежными учеными с недоверием. Однако после повторных опытов Йенс Якоб Берцелиус написал автору открытия: «Ваше имя будет неизгладимо начертано в истории химии».
2.Новому металлу наш герой дал название в честь своей страны.
3.Он является основоположником Казанской школы химиков. Его учеником был Александр Михайлович Бутлеров.
4.Открытый металл в честь России был назван им рутением.
1.Карл Карлович Клаус
1796—1864
Подсказка учителя
(5 баллов):
Этот химик выводил новые сорта роз, разводил пчел и оставил книги по цветоводству и пчеловодству.
На слайде с фотографией:
Его отец был отставным полковником, участником войны 1812 года.
Его учениками были в 1868 году ему присвоена Ломоносовская премия Академии наук.
«А.М.Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов» (Д.И.Менделеев)
1.В стенах пансиона, где он жил мальчиком, его пристрастие к химии сопровождалось взрывами. В наказание его выводили из карцера с черной доской на груди с надписью «Великий химик».
2. Он окончил университет со степенью кандидата за сочинение по зоологии на тему «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».
3. Он открыл новый способ синтеза йодистого метилена, получил параформальдегид, синтезировал в 1859 году уротропин.
4. Он основал в Казани школу химиков-органиков. Он создатель классической теории химического строения веществ.
2. Александр Михайлович Бутлеров
3 (15) сентября 1828(18280915)— 5 (17) августа 1886Подсказка учителя
(5 баллов):
Он - гордость русской науки – воплотил в себе народный гений, широту и силу русского характера. На все века этот ученый оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить своему народу.
На слайде с фотографией:
Узнав о смерти ученого-энциклопедиста, наследник престола великий князь Павел Петрович сказал: «Что дурака жалеть – казну только разорял и ничего не сделал».
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С.Пушкин).
1.Он был первым физикохимиком.
2.Он создал первую русскую химическую лабораторию в 1748 году.
3.Когда заходила речь о его профессии, отвечал не задумываясь: «Химик». До него химию не считали наукой, а лишь «химическим искусством». После его работ искусством её уже не называл никто.
4. Его открытия относятся к химии, физике, математике, науке о Земле, астрономии и др.
3. Михаил Васильевич Ломоносов
8 (19) ноября 1711 —
4 (15) апреля 1765
Подсказка учителя
(5 баллов):
Он был внебрачным сыном князя Л.С.Гедианова и солдатской дочери А.К.Антоновой. До десяти лет числился крепостным собственного отца, который, лишь умирая, дал ему вольную.
На слайде с фотографией:
«Господин Бородин, - часто говаривал своему студенту профессор химии Н.Н.Зинин, - поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю свои надежды».
«Занимайтесь музыкой», - призывал уже известного профессора-химика композитор Н.А.Римский-Корсаков.
В одном из писем Бородина есть такие строчки: «Когда я болею настолько, что сижу дома, ничего дельного делать не могу… то я сочиняю музыку».
1.Его не принимали в Медико-хирургическую академию в Петербурге как бывшего дворового человека. Поэтому его мать фиктивно приписала сына к купечеству третьей гильдии и тем самым дала ему возможность учиться в высшем учебном заведении.
2.В 1862 году он получил первое фторорганическое соединение – фтористый бензоил.
3. В 1872 году при исследовании химических свойств ацетальдегида им открыт новый тип реакций – альдольная конденсация. Она стала одним из классических методов химического синтеза. Он оставил 91 печатный труд по органической химии. Оказал большую помощь в развитии образования женщин в России.
4. Он был профессором химии, генералом и одновременно композитором. Он - автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других музыкальных произведений.
4. Александр Порфирьевич Бородин
31 октября (12 ноября) 1833— 15 [27] февраля 1887Подсказка учителя
(5 баллов):
Советский физико-химик, почётный член АН СССР (1932; член-корреспондент 1928), заслуженный деятель науки РСФСР (1929), заслуженный профессор Московского университета. Он посвятил служению науке 65 лет своей жизни.
На слайде с фотографией:
Лозунгом его было: "учёным можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".
В списке трудов Каблукова более 20 работ, посвященных пчеловодству.
Результаты многолетних исследований он обобщил в книге «О меде, воске, пчелином клее и их помесях». Эта книга, изданная в 1941 году, остается одним из лучших справочных руководств по пчеловодству. 1.Родился в семье сельского зубного врача, вольноотпущенного крепостного.
2. Еще во время обучения в Московском университете он начал проводить исследования свойств многоатомных спиртов в лаборатории В.В.Марковникова.
3. Он является пионером нового раздела физической химии — электрохимии неводных растворов.
4. Разработал метод получения брома из рапы Сакского озера в Крыму.
5. Иван Алексеевич Каблуков
21 августа (2 сентября) 1857 — 5 мая 1942
Подсказка учителя
(5 баллов):
Он первый и пока единственный химик в истории России, удостоенный Нобелевской премии по химии.
1.В 1913 году он окончил реальное училище в Самаре. Еще в старших классах школы увлекался химией, имел небольшую домашнюю лабораторию и читал много книг по химии и физике.
2. В 1956 году ему совместно с англичанином Сирилом Норманом Хиншелвудом была присуждена Нобелевская премия по химии за работы по механизму химических реакций.
3. Избран в состав 14 иностранных академий наук, ему была присуждена почетная степень Honoris causa восьми известных университетов мира.4. Награждён 9 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии 2-й степени. Награждён Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова АН СССР.
6. Николай Николаевич Семенов
3 (15) апреля 1896 - 25 сентября 1986
Подсказка учителя
(5 баллов):
Если бы не его ссылка в далекую Сибирь, где он имел всецело отдаться своей любимой науке – химии, возможно, его имя вошло бы в историю славной русской химической науки.
На слайде с фотографией:
Автор знаменитого литературного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.)
650 экземпляров своей книги он напечатал в домашней типографии.
Это сочинение находилось под запретом до 1905 года.
1.По сведению его сына, в университете «учился предпочтительно юриспруденции, литературе, медицине и химии».
2. Князь Воронцов по его просьбе прислал ему в Илимский острог не только книги по химии, но и приборы, и инструменты, необходимые для химического эксперимента.
3. В своем имении после ссылки начал заниматься агрохимией, исследуя почвы.
4. В главе «Слово о Ломоносове» он пишет «о слоистости Земли», о действии огня в глубине недр и т.д. и заканчивает словами: «Там – узрел Ломоносов сии мертвые по себе сокровища в природном их виде».
7. Александр Николаевич Радищев
20 (31) августа 1749 - 12 сентября по старому стилю 1802
Подсказка учителя
(5 баллов):
Этот знаменитый ученый в одиночку совершил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения. Он проделал на нем путь около 100км с максимальной высотой полета 4км и удачно посадил его.
На слайде с фотографией:
«….- это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности» (А.А.Блок)
«Великие люди умирают, но творения их живут и многому нас поучают...»
(И.А Каблуков) 1. Он был в семье последним, семнадцатым ребёнком.
…То, что он сделал, он сделал вопреки окружающему, благодаря исключительной силе своей личности, признанной со стороны иностранцев, и поддержке на родине очень немногих понявших его лиц.
2. Тема его докторской диссертации «О соединении спирта с водой» (1865 год). Работая над трудом «Основы химии», он открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы.
3. В 1955 году группой американских ученых был открыт химический элемент и был назван в честь него.
4. Его любимая опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки; любимый балет – «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; любимое произведение – «Демон» М.Ю.Лермонтова.
8. Дмитрий Иванович Менделеев
27 .01 (08 .02) 1834 —
20.01 (02 .02) 1907
По результатам интеллектуальной игры:
1 место заняла 2 команда(Пж-121), набравшая 44 балла.
2 место заняла 1 команда(Пт-125, Пт-115), набравшая 33 балла.
3 место заняла 6 команда(А-122), набравшая 25 баллов.