Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»


Конспект урока
по русскому языку
«Знакомство с алгоритмом морфологического разбора
имени прилагательного»
УМК «Планета Знаний»
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина
(4 класс часть 2)
Провела:
Козлова Л.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ 36
Кострома
2016
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений 
Цель урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфологический разбор имени прилагательного)
Целевые установки
Предметные:
развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
развитие навыков правописания окончаний имён прилагательных;
обобщение умений в разборе имён прилагательных как части речи, в согласовании с именем существительным;
совершенствование умения распознавать части речи.
Познавательные:
овладение алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного;
развитие логического творческого мышления;
развитие способности управления своей интеллектуальной деятельностью.
Регулятивные:
развитие навыка самостоятельно ставить новые учебные задачи;
осуществление познавательной и личностной рефлексии;
высказывание предположения на основе наблюдений.
Личностные:
воспитание чувства восхищения о многообразии русского языка, чувства гордости за свою страну;
контроль над оцениванием усваиваемого содержания;
понимание необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры
Коммуникативные:
развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
развитие умения сотрудничать и работать в малых группах.
Ресурсы:
Презентация Microsoft Power Point 2007, компьютер, проектор, учебники и тетрадь «Русский язык» №2 (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), раздаточный материал.
Ход урока:

п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Время
1. Организационный этап Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Проверяет готовность детей к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают стихотворение, садятся. К., Л. 1 мин.
2. Мотивация деятельности учащихся Ребята, сейчас вы прочитаете стихотворение, подумайте, что украшает его в каждой строчке?(просит одного из учащихся прочитать стихотворение)
И так, что украшает стихотворение в каждой строчке?
Назовите их.
Молодцы!
Один из учащихся читает стихотворение, остальные внимательно слушают:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми сережками,
С зелеными застежками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Это стихотворение украшают имена прилагательные: русскую, грустную, белом, с красивыми и т.д. 5 мин.
3. Актуализация знаний Открываем тетради, отступаем две линеечки вниз, записываем число.
Обратите внимание на доску. Как вы считаете, что необходимо сделать в этом задании?
Верно, кто желает быть первым ?А сейчас я разделю вас на несколько групп. Первый, третий и пятый ряд – это первая группа; а второй и четвертый ряд – это вторая группа.
Ваша задача 1 группа: (прочит одного из учащихся прочитать задание на проекторе)
Задание для второй группы прочтет…(называет имя ученика)
Спасибо! В этом задании у прилагательных пропущены окончания, нужно вставить прилагательные в нужной форме, чтобы они были согласованы с именем существительным.
(приложение 1)
Учащиеся по желанию выходят к доске и объясняют, почему вставляют именно это окончание.
Читают задание, обсуждают, что непонятно, делятся на группы. 4. Постановка цели и задач урока Обратите, пожалуйста, внимание на доску.
Просит одного из учащихся прочитать задание
Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока? Кто догадался?
Почему ты так решил?
А какие бы задачи вы перед собой поставили?
Один из учащихся читает вслух задание:
Выписать словосочетание, поставить в начальную форму, определить часть речи, определить род, определить число, определить падеж, определить роль в предложении.
Тема нашего урока: «морфологический разбор имени прилагательного».
Потому что мы говорили об имени прилагательном; у него можно определить данные признаки.
Я хотел бы научиться правильно определять по плану признаки, характерные для имени прилагательного; мне хочется узнать, в какой последовательности будет правильно определять морфологические признаки прилагательного; я желал бы запомнить алгоритм определения признаков. П, Р, 2 мин.
5. Открытие нового знанияСейчас мы с вами будем тренироваться проводить морфологический разбор имени прилагательного.
Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем задание, которое нам предлагается выполнить
Отлично! А как вы понимаете смысл пословицы?
Открываем тетрадочки, выполняем задание, написанное на доске
Кто хочет выписать на доску первое прилагательное?
Теперь давай разберем его по плану. Где мы можем найти этот план? Какие вообще существуют виды разбора?
- Кто желает выписать второе прилагательное?
- Теперь давайте разберем его по такому же плану.
Один из учащихся читает задание:
«Найдите все прилагательные в пословице, выпишите пословицу, подчеркните прилагательные волнистой линией и сделайте их разбор».
Другой учащийся читает пословицу:
«Дружные вороны гуся съедают».
Предлагают свои версии, обсуждают.
Если мы будем держаться все вместе, то сможем сделать невозможное, сможем победить врага.
В учебнике на странице 140. Письменный и устный. (два учащихся по очереди читают письменный и устный план разбора).
Один из учащихся на доске выполняет задание, остальные в своих тетрадях, по окончании выполнения задания сверяют полученный результат.
К, Л, П. 15 мин.
6. Обобщение и систематизация знаний Посмотрите, есть ли в предложении еще прилагательные? Правильно, больше прилагательных нет.
 Откройте учебник на с. 78, найдите глазками упражнение 216. Вы работаете в парах. Как только вы выполните задание, встаете у своей парты. Кто встанет еще – это ваша пара, вы объединяетесь, проверяете правильность выполнения упражнения друг у друга. Всем понятно задание?
 И так, есть ли у имён прилагательных постоянные признаки?
– Почему род, число и падеж у прилагательного являются непостоянными признаками?
Нет, больше нет.
Один из учащихся читает задание.
Ребята самостоятельно выполняют это задание. По окончании выполнения образуют пары, проверяют правильность выполнения.
Нет, т.к, род, число и падеж у прилагательных являются непостоянными признаками, они могут изменяться.
Л, К. 8 мин.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. А теперь давайте прочитаем стихотворение и найдем ошибки, которые допустил Боря
Какие ошибки допустил Боря? Кто может их перечислить и объяснить?
Давайте подумаем, какой бы план помог бы мальчику Боре лучше овладеть материалом? Что он должен знать?
Давайте разобьемся на группы по 5 человек.
Каждой группе необходимо ответить на один вопрос плана. Первая группа – отвечает на первый вопрос; вторая – на второй; третья – на третий; четвертая – на четвертый.- А теперь, приступайте к работе. А после каждая группа представит свой рассказ. Помните, что каждый человек в группе должно принять участие.
- Давайте представим ваши рассказы.
Молодцы! Вы все прекрасно поработали.
Ученик читает стихотворение:
Мальчик Боря на доске написал такое:
Плывет лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут веселая друзья,
И ведут они с собой забавная игру.
Что же это за игра?
Вам я не скажу,
Лучше дальше вам слова ещё я напишу.
В небе звёзды яркая светят и горят.
Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,
Но ошибок не нашел
Учащиеся называют ошибки, анализируют их:
Неправильно написал окончания в прилагательных.
- Серое – сырой, большое – большой, веселая – веселые, забавная - забавную, яркая – яркие.
Ребята предлагают свои варианты ответов, составляют общий план, который вывешивается на доске (учащиеся по очереди выходят и вешают с помощью магнита одно предложение)
Примерный план:
1) определение имени прилагательного;
2) связь имён прилагательных с именами существительными;
3) частотность употребления в речи;
4) роль прилагательного в речи. Прилагательные-антонимы в тексте.
Ребята выполняют задание в группах.
Представляют результаты работы
1. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2.  Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
3. Имена прилагательное часто употребляются в нашей речи. Если проследить, то можно встретить в каждом втором предложении
4. Предложение без прилагательного как торт, без украшения - совсем пустое, скучное, невыразительное. Эта незаменимая часть речи делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих. Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.
Р,Л.П. 7 мин.
8. Сообщение домашнего задания Вашим домашним заданием станет выучить наизусть письменный и устный разбор имени прилагательного (с. 140) и выполнить упражнение 215 в учебнике на с. 78. Прочитайте текст, озаглавьте его, спишите. Сделайте морфологический разбор любых 5 прилагательных по плану. Ребята записывают задание, уточняют, если что-то непонятно. Р,К. 3 мин.
9. Рефлексия Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
А как определить падеж имени прилагательного?
Поднимите вверх большой палец те, кто хорошо усвоил сегодняшний материал урока, готов поделиться своими знаниями с другими?
Покажите кулачок те, кто понял тему, но до конца не уверен в своих силах, хотел бы еще попрактиковаться?
Опустите большой палец виз те, кто вообще ничего не понял на уроке, не выполнил ни одного задания, но хочет исправиться?
На уроке мы учились, следуя алгоритму, определять морфологические признаки имени прилагательного: род, число, падеж и др.
Находить имена прилагательные в тексте, обозначать их в предложении.
Труднее всего было запомнить алгоритм, иногда определять падеж. Также трудно было проговаривать вслух алгоритм, легче выполнить письменный разбор, чем устный.
По имени существительному.
Оценивают свою деятельность на уроке, выполняют рекомендации учителя. Р, К, Л. 3 мин.

Приложение 1