“Сад и огород”. Составление рассказа по схемам-помощницам.

Конспект подгруппового логопедического занятия
“Сад и огород”.
Составление рассказа по схемам-помощницам.
Арсентьева Лариса Юрьевна, учитель-логопед МБОУ ДОД “ЦДТ“ г.Кирсанов, Тамбовской области.
Возраст: 6-7 лет (подготовительная группа)
Тема. Сад и огород.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
научить составлять рассказ по схемам-помощницам.
закрепить навыки составления предложения с данным словом;
закрепить знания о саде и огороде;
Коррекционно-развивающие:
продолжать развивать интонационную окраску речи;
продолжать развивать артикуляционную и мелкую моторику;
продолжать работу над развитием всех психических процессов.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия;
воспитывать умения доводить начатое дело до конца;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: набор игрушек «Овощи», «Фрукты» волшебный мешочек, схемы-помощницы.
Ход.
Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сядут те дети, у кого на столике лежат квадратики. А теперь сядут те, у кого кружочки. Ну а теперь сядут те, у кого триугольнички.
- Какого цвета квадратики?
Дети: Зеленого.
Логопед: Назовите фрукты и овощи зеленого цвета.
Дети: Капуста, горох, огурец, кабачок, патиссон, яблоко, груша,
Логопед: Какого цвета кружочки?
Дети: Красного.
Логопед: Назовите фрукты и овощи красного цвета.
Дети: Помидор, перец, редиска, свекла, яблоки, гранат,
Логопед: Какого цвета триугольнички?
Дети: Желтого.
Логопед: Назовите фрукты и овощи желтого цвета.
Дети: Лимон, банан, груша, яблоко, персик, репа, перец, дыня,
Логопед: Молодцы! Сегодня мы будем учиться составлять рассказ о фруктах и овощах при помощи схем-помощниц.
Повторение.
Логопед: Из волшебного мешочка по очереди достаем игрушку, называем, что достали и придумываем предложение с этим словом.
Ответы детей.
Логопед: Поднимите фрукты.
- Каждый ребенок назовет, какой фрукт ему попался.
Ответы детей.
Логопед: Поднимите овощи.
- Каждый ребенок назовет, какой овощ ему попался.
Ответы детей.
Логопед: Молодцы! Перед вами листочки, на котором, нарисовано дерево (сад) и прямая линия (огород). Я буду называть овощи и фрукты, а вы будите схематически рисовать их там, где они растут. Яблоко – фрукт (в саду на дереве); помидор – фрукт (в огороде)



Логопед: Назовите овощи и фрукты, которые похожи на круг, овал, триугольник.
Дети: (круг) - Яблоко, апельсин, мандарин, персик, слиав, помидор, капуста;
(овал) - Огурец, картофель, баклажан, лимон, банан;
(триугольник) - Морковь, груша.
Логопед: Какие по вкусу бывают овощи и фрукты. Ответы детей.
Логопед: Где растут фрукты? Где растут овощи? Ответы детей.
Логопед: Что можно приготовить из овощей или фруктов? Ответы детей.
Физкультминутка.
Вот так вишенка! И трудно вишенку достать.
Она соку сладкого полна. Подпрыгну, руку протяну
Руку протяните, И быстро вишенку сорву.
Вишенку сорвите. Вот так вишенка!
Стал ветер веточку качать, Она соку сладкого полна.
(дети сопровождают текст движениями)
Составление рассказа по схемам-помощницам.
Логопед: На доске перед вами вывешены схемы-помощницы, которые нам с вами помогут составить рассказ о фруктах и овощах.
- глядя на первую схему, мы называем это фрукт или овощ.
Яблоко это фрукт.
- эти схемы, нам помогут сказать, какого он бывает цвета, формы и вкуса.
Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, спелое.
- следующая схема, нам поможет назвать, где он растет.
Яблоко растет в саду.
- эта схема поможет нам вспомнить, какой он на ощупь.
Оно твердое и гладкое.
- последняя схема поможет нам рассказать, что можно приготовить из него.
Его едят сырым, варят варенья и готовят вкусный сок.
Дети ориентируются по схемам-помощницам. Каждый ребёнок берёт свой овощ или фрукт, который ему попался и составляет рассказ, опираясь на схемы.
Итог
Логопед: Что мы делали сегодня на занятии?
Дети: Составляли рассказ о фруктах и овощах.
Логопед: Молодцы ребята! Все активно принимали участие на занятии, придумывали предложения и составляли хорошие рассказы. А сейчас пришло время выпить фруктовый сок.


Рисунок 215