Статья об использовании религиозной тематики на уроках истории с целью формирования духовно-нравственного воспитания


Бадюкевич Валерий Васильевич, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№36 г. Мурманска.
Использование религиозной тематики на уроках истории с целью формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся.
«Дух школы, её цель должны быть обдуманы и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии»
К.У.Ушинский.
Сегодня перед системой образования стоит задача воспитания ценностных ориентаций и представлений учащихся, так как их роль в формировании личности огромна. Это проявляется, прежде всего, в духовно-нравственном развитии. Именно духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Задача истории как школьного предмета сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработавших духовные ценности.
Именно уроки истории представляют собой одну из возможностей формирования и развития духовно-нравственных ценностей школьников. Особенно те уроки истории, которые содержат религиозную тематику. Общеизвестно, что религия – это важнейший компонент духовной культуры, а основной функцией религии является нравственная функция, как способ влияния на жизнь людей через пропаганду нравственных норм. Этот аспект очень важно использовать в школе, тем более, что содержащийся в учебниках истории материал позволяет использовать данную функцию.
Религиозная тематика уже содержится в курсе истории Древнего мира в 5 классе, при изучении темы «Древние евреи. Библия». Здесь важно обратить внимание на заповеди, которые Бог вручил Моисею, на их универсальную значимость. Свою задачу вижу в том, чтобы научить детей пониманию их нравственной сути. Знакомство с библейскими сюжетами, их анализ, обсуждение на уроках способствуют укреплению нравственных принципов в сознании учащихся. Библия – это кладезь нравственных норм и ценностей, она является мощным регулятором поведения людей в обществе. Вместе с тем, библейские примеры вызывают живой интерес ребят. В своей практике я стараюсь обращаться к Библии как к книге, в которой объединяется нравственный опыт поколений и зафиксированы основные принципы сосуществования в обществе. Познакомившись с некоторыми положениями Библии, обучающиеся должны уметь объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности до наших дней.
Один из параграфов учебника Вигасина, Годера посвящён зарождению христианской религии - «Первые христиане и их учение». Данный параграф представляет особую ценность для формирования духовно-нравственных понятий, так как в нём рассматривается Нагорная проповедь Иисуса Христа. Очень важно, чтобы ученики комментировали и оценивали комплекс моральных норм христиан, чтобы они смогли объяснить, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.
Присутствует религиозная тематика и на уроках истории Средних веков в 6 классе. Здесь очень важно акцентировать внимание обучающихся на распространении христианской религии в Европе, на её позитивное влияние на нравы варваров. Религиозная тематика на страницах учебника Агибаловой, Донского «История Средних веков» даёт возможность развивать у обучающихся веротерпимость. Например, при изучении темы «Арабо-исламская культура» предлагаю учащимся сравнить основные положения христианства и ислама. Тем самым, подвожу обучающихся к пониманию того, что есть общечеловеческие духовные ценности, нашедшие отражение во многих религиях мира, учу веротерпимости.
В 6 классе начинается изучение истории России, и здесь очень важно учитывать религиозный фактор, сыгравший огромную роль в формировании древнерусской государственности. Без учёта традиций православной веры воспитание обучающихся лишается своих корней. Понимая, что лучше усваивается и запоминается то, что было прочувствованно, стараюсь использовать активные методы при изучении всех вопросов, связанных с христианством, подвожу обучающихся к самостоятельным выводам, не настаивая на утверждениях.
Использую источники, иллюстрации и другие средства. Так, при изучении темы «Принятие христианства на Руси» подвожу учеников к пониманию того, что для язычников были обычным делом кровная месть, вольное поведение. Обучающиеся приходят к выводу о том, что принятие христианства способствовало утверждению в сознании славян христианской системы ценностей: милосердия, любви к ближнему, смирения, всепрощения.
Очень важно при изучении темы принятия христианства на Руси обратить внимание учащихся на те изменения в поведении князя Владимира, которые произошли с ним после принятия христианской веры. На этапе закрепления изученного материала задаю учащимся вопрос для обсуждения о причине изменения в поведении Владимира после принятия христианства. Учащиеся называют основные принципы христианской системы ценностей, под влиянием которых произошли эти изменения.
Религиозная тематика присутствует и при изучении темы «Культура Древней Руси». Предлагаю учащимся работу с ПОПС – формулой о роли религии в культурной жизни Руси. Ученики приходят к выводу о том, что христианская религия способствовала созданию неповторимой древнерусской культуры.
При рассмотрении вопроса о письменности и литературе предлагаю учащимся составить синквейн на тему «Житие». Ученики выясняют, кого называют святым, почему. В результате обращения к житиям святых усваиваются такие духовные ценности как любовь к ближнему, верность, самопожертвование. Подвожу обучающихся к пониманию того, что эти люди не стремились к славе, богатству, а несли добро, свет, любовь, слово Божие.
Мною приведены лишь некоторые примеры использования религиозной тематики для формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Убеждён, что любой урок истории может быть использован для духовного воспитания, но именно уроки с религиозной тематикой являются важнейшим способом духовного развития обучающихся.