Сценарий урока на тему Любовная лирика поэтов 19 века


Сценарий урока литературы в 9 классе.
Любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Цели урока:
1. Познакомиться с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, А.А.Фета («денисьевский», «лазичевский» циклы )
2. создать на уроке лирическую атмосферу;
3. расширить и обогатить представления о творчестве поэтов.
4. Развивать навыки сравнительного анализа стихотворений.
5. продолжить работать над выразительным чтением стихотворений.
Оборудование: презентации
Ход урока
1. Звучит романс «Белой акации гроздья душистые»( 1 куплет)
2. Слово учителя
-Люблю русские романсы. Это великолепный жанр искусства. Вы со мной согласны?
-Как вы думаете, о чём этот романс?( о любви. О ночи, о свиданье).
Верно. И сегодня мы с вами будем говорить о любви. И тема нашего урока… Любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Определим цели нашего урока:
Познакомиться
Создать
-расширить и обогатить
-развивать
-продолжить работать
-Мы сегодня работаем в группах. Я буду называть - первая группа, вторая группа.
Третья группа особая – аналитики. Ваша задача – слушать, дополнять, оценивать работу групп. У вас есть право для получения информации пользоваться интернетом. И вам первое задание – найти значение слова романс.
Пока группа аналитиков работает, заполните таблицу №1 – что вы ждёте от урока?
-будет интересно
-узнаю что-то новое
-будет возможность для работы мысли
-расширится кругозор
Ничего не жду
Свои листочки сдайте аналитикам. В конце урока мы узнаем коэффициент эффективности вашей работы на уроке.( аналитики заполняют таблицу и высчитывают коэффициент)
У каждого из вас на столе оценочный лист, в который вы будете проставлять баллы за работу на уроке.
А теперь приступим конкретно к теме нашего урока.
-Ребята, а что такое любовь? (учащиеся отвечают)
Слово учителя.
-Я с вами согласна. По мнению А.И.Куприна, любовь – это чувство, « которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять это чувство.
- Начнём с эпиграфа.
Слово аналитикам.(Наше домашнее задание – подобрать несколько эпиграфов. Мы предлагаем вам такие высказывания.
Выберите и запишите тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока.)
1.Жизни блаженство в одной лишь любви ( Ф.И.Тютчев)
2. В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,  Когда бы на земле изгнали мы любовь.  Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил… (Ж.Б. Мольер)
3.У любви есть слова, те слова не умрут (А.А.Фет)
4.Во мне спасла живую душу ты…(Н.А.Некрасов)
Зачитываем эпиграфы.
-Как вы думаете, какая любовь бывает?
(яркая, чувственная, смелая, большая, настоящая, трагическая, глубокая, искренняя, возвышенная, страстная, беззаветная)
-Молодцы!
-Я подскажу вам ещё одно определение – роковая.
-Как вы понимаете слова роковая любовь? (учащиеся отвечают)
Слово учителя:
Каждая группа получила домашнее задание – приготовить мини-проект о жизни и творчестве поэтов 19 века Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Предоставим им слово.
1 группа – презентация о А.А.Фете.
Что скажут аналитики?
2 группа – презентация о Ф.И.Тютчеве.
Есть что добавить аналитикам?
Слово учителя:
- Видите, какая интересная судьба у каждого поэта. А теперь пришло время познакомиться с их любовной лирикой.
1 группа – вам слово.
Учащиеся рассказывают стихи наизусть, историю их создания, называют их адресанты.
Предмет, занимавший Федора Ивановича Тютчева непрерывно- от юности и до старости – были женщины и отношения с ними. Истории любви… История первая. Музы Ф.И.Тютчева
 
Ученик(Викулов): Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 в Мюнхене.Ему было тогда 20 лет. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд.   О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.
 Чтение стихотворения ( Кириллова.):
Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мглистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолётом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. Над нами пролетала тень. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной.
Ученик(Аллакина): Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия дала согласие на брак с Крюденером. Тютчев был убит горем .  И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. Самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной.
Прогулки с графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом.
Слово аналитикам. (Романс - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением. Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека. (Словарь Ожегова).
Запись – воспоминание об этой встрече.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон.
 Чтение стихотворения (.):
 Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой. Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной, везде, всегда, Недостижимый, неизменный, – Как ночью на небе звезда…
Что могут сказать аналитики?
«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.
Учитель: Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая 1838 года после нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».
Чтение стихотворения ( Аллакина..): 
В часы, когда бывает Так тяжко на груди, И сердце изнывает, И тьма лишь впереди; Без сил и без движенья, Мы так удручены, Что даже утешенья Друзей нам не смешны – Вдруг солнца луч приветный Войдет украдкой к нам И брызнет огнецветной Струею по стенам; И с тверди благосклонной, С лазуревых высот Вдруг ветер благовонный В окно на нас пахнет… Уроков и советов Они нам не несут, И от судьбы наветов Они нас не спасут. Но силу их мы чуем, Их слышим благодать, И меньше мы тоскуем, И легче нам дышать… Так мило – благодатна, Воздушна и светла, Душе моей стократно Любовь твоя была
Ученик (Викулов). После смерти первой жены – на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.
 
Ученик (Чудасова) Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы. Так родилось стихотворение.
Она сидела на полу () И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело… О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут. Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени, – И страшно грустно стало мне. Как от присущей милой тени.
Ученик (Пустобаев) Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Тютчева.
Чтение стихотворения ( ): О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй прощальный свет Любви последней, зари вечерней. Полнеба охватила тень, Лишь там, на западе бродит сиянье. Помедли, помедли вечерний день, Продлись, продлись очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность. О, ты последняя любовь... Ты и блаженство, и безнадежность.
Ученик.(Москалёва)
В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна. 
Чтение стихотворения (Москалёва Д.):
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей
Ученик (Быстрова)
В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» – последнее из произведений «денисьевского цикла».Чтение стихотворения
Ученик (Хаметова) Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода. Чтение стихотворения ( Хаметова Л..):
Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня. Тяжело мне, замирают ноги… Друг мой милый, видишь ли меня? Завтра день молитвы и печали, Память рокового дня… Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня?
Учитель: Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.
Первая группа поставьте себе баллы по первому этапу.
История вторая. Музы А.А.Фета 
Ученик(Москалёва): А.А. Фет так же, как и Тютчев воспевает это прекрасное чувство в своих стихотворениях. Любовь – это объединяющее людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека. Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье..» мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано состояние упоения счастьем. Чтение стихотворения (Агавердиева Л):
Шепот сердца, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Ученик (Ломов) В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о ней. 
У аналитиков есть, что добавить? Воспоминание сестры.Ученик (Найдёнова) Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним.Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только радость, , но и любовь, которая несет душевные муки и страдания.
Чтение стихотворения (Мартынова)
Ты отстрадала, я еще страдаю… Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, ночных лучей, – Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном твоих очей! Очей тех нет – и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в небытие!
Ученик (Рубцов)Любовь Фета – это костер, как и поэзия – пламя, в котором сгорает душа. Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он пережил душевное потрясение. Лирика Фета становится памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания .
Чтение стихотворения: ( Рубцов.)
Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать Пройдет ли обморок духовный. Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты мое земное провиденье!.. 
Вторая группа не забудьте об оценке.Учитель:
Природное и человеческое в слиянии дают гармонию, чувство красоты. Лирика Фета внушает любовь к жизни, к ее истокам, к простым радостям бытия. Этому подтверждением является стихотворение «На заре ты ее не буди», ставшее впоследствии известным романсом. Мы послушаем сейчас один куплет этого романса в исполнении… А вас я попрошу положить перед собой руки, закрыть глаза, представить красоту утренней зари. Звучит романс.
 Учитель. Любовь для Тютчева и Фета – основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым. Но всё же они разные люди, и в их поэзии есть сходство и различие во взглядах на это чувство.
Давайте на примере сравнительного анализа стихотворений попробуем выявить эти сходства и различия.( работа с таблицей)
-Что у вас получилось?
-Теперь добавьте в таблицу прилагательные- определения, которые мы назвали в начале урока.
Что нам скажут аналитики о значении слов роковая любовь?
Как вы думаете, к творчеству какого поэта больше всего подходит этот термин?
Учитель. Любовь – это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. "Любви все возрасты покорны".  Это прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым. Любовная лирика дает нам возможность проникнуть в глубину души и понять взгляды поэта. «Любовь – бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.И сейчас, через века, мы читаем прекрасные стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, восторгаемся силой их любовного чувства. Я желаю вам в жизни испытать такое чувство, чтобы оно переполняло вашу душу. И как сказал Э. Асадов.
Какой же любви ей надо, какой?
Ей хочется крикнуть: любви звездопада.
Красивой-красивой, большой-большой,
А если я в жизни не встречу такой,
Тогда мне совсем никакой не надо.
Мы с Дашей приготовили вам сюрприз: послушайте романс на стихи А.А.Фета, и вам творческое задание: выразить свои чувства об уроке с помощью синквейна.
Спасибо. Молодец! Я очень рада, что в нашей школе умеют ценить не только молодёжные клипы, но и великолепный жанр песенного искусства – романс.
Зачитывают синквейн.
Итак, сбылись ли ваши ожидания?
Что думают аналитики о работе групп на уроке?
Оценочный лист вы сдаёте мне.
Д.З. 1. Выразительное чтение одного стихотворения и устный анализ. 3 б.
2. Сочинение-миниатюра о любви с аргументами. – 5б.
3.Письменный анализ одного из стихотворений поэтов, с анализом художественно – выразительных средств. 4 б.
Спасибо за урок.