Контрольная работа по литературе по разделу Жить по совести, любя друг друга.


Контрольная работа.
1 вариант.
Джек – поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук – тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.
Определите жанр произведения.
Рассказ
Басня
Сказка
Стихотворение
Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
Он отличался от всех внешним видом.
Он всегда гулял с собакой.
Он гулял в одном и том же месте.
По какой причине ослеп лётчик? Выпишите ответ из текста.
_____________________________________________________________________
Как вы понимаете значение слова «поводырь»?
______________________________________________________________________
Кто стал верным другом бывшего лётчика?__________________________________
Как вы понимаете выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?
________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову «выбоина» ______________________________________
Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
Лаял на молодого человека.
Тыкался носом в колени пассажира помоложе.
Начинал рычать на пассажира.
Восстановите последовательность событий рассказа.
вместо палочки он держал за поводок собаку
Джек ведёт к автобусу
каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой
он лишился одной руки и обоих глаз
бывший лётчик доволен другом
Определите главную мысль текста.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Контрольная работа.2 вариант.
Кукушка
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери.И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
-Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
-Мама, мы тебе водички принесли.
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать – кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
1.Определите жанр произведения.
а)Рассказ
б)Басня
в)Сказка
г)Стихотворение
2. Сколько детей было у матери?
Трое
Двое
Четверо
…(запишите свой вариант ответа)
3. Почему заболела мать?
простыла
заразилась
от тяжёлой жизни
…(запишите свой вариант ответа)
4.О чём просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста.
______________________________________________________________________
5. Подберите синонимы к слову «чум». ____________________________________
6. В какую птицу превратилась мать? _____________________________________
7. Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?
Русские
Азербайджанцы
Ненцы
…(запишите свой вариант ответа)
8. Где происходили события?
В степи
В лесу
В пустыне
В тундре
9. Восстановите деформированный план прочитанного текста.
превращение в птицу
навсегда бросила детей мать – кукушка
мать просит пить
не слушались дети матери
тяжело заболела мать
мать улетает
дети просят вернуться.
10.Определите главную мысль текста.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________