Статья «Круглый стол для родителей и детей на основе их совместной деятельности»


Круглый стол для родителей и детей
на основе их совместной деятельности.
Н.В.Реджепова (Россия, Екатеринбург)
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 360
Одним из важнейших направлений в коррекционно-вопитательной деятельности учителя-дефектолога ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего задержку психического развития.
Работая с детьми с задержкой психического развития важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Необходимо родителей учить адекватно, оценивать успехи и возможности своего ребенка. Формировать у них потребность развивать своего ребенка не только в детском саду, но и дома.
Одна из форм применяемая в работе с родителями – это круглый стол. И участвуют в диалоге не только родители и учитель-дефектолог, но и дети, которые являются активными участниками, и помогают освоить родителям уже полученные умения и навыки. Организуется круглый стол на основе совместной деятельности ребенка и родителя, ребенок играет доминирующую роль, выступает в роли учителя (воспитателя). Ведь, как известно дети – наши учителя. Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают не только нравственные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полезные привычки. Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают и взрослых в свои занятия и тем самым «встряхивают» родителей, освежают давно забытые знания, и обогащают новыми сведениями.
Для детей с задержкой психического развития характерен низкий уровень проявления эмоций. И порой, родители, делая большой акцент на развитие познавательной стороны ребенка, забывают о его эмоциях, не обращают внимания на его эмоциональные переживания. «Как помочь эмоциональному ребенку?» - тема круглого стола, который был посвящен эмоциональной стороне развития ребенка. Родители и дети учились понимать себя и друг друга, дети учили родителей справляться с гневом, вместе учились управлять своими эмоциями.
Упражнения и методики, используемые для управления гневом, для развития умения понимать себя (дети легко справляются с ними, и показывают родителям):
1. Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок (родитель) представит, что человечек радуется, заштриховать карандашом то место, где, по их мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок (родитель) должен выбрать свой цвет.
2. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Игра «Обзывалки». Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!».
Мы привыкли учить детей всему. Но на самом деле взрослым тоже есть чему поучиться у детей. Родители, видя каких результатов, добились дети, и, удивляясь тому, что ребенок их учит, становятся помощниками в воспитательном процессе.
Учитесь у детей, ведь порой они мудрее нас взрослых!