Разработка урока делового письма Письмо спортсмену (7 класс)

Конспект урока письма и развития речи.

Тема урока: Деловое письмо. Письмо спортсмену.

Цель урока: формирование навыка написания письма с использованием алгоритма работы и слов для справки.

Задачи: 1. Коррекционно-образовательная.

К концу урока мои ученики будут знать: как написать письмо, структурные элементы письма;
будут уметь давать ответы на поставленные вопросы, составлять личное письмо;
приобретут навыки делать обобщения и выводы;
смогут поразмышлять о месте спорта в жизни каждого человека, о качествах олимпийцев и спортсменов, о пользе здорового образа жизни.
2. Коррекционно-развивающая:
развивать коммуникативные умения, связную речь, последовательность в изложении мыслей;
корректировать зрительное восприятие и мышление на основе упражнений в установке закономерностей, операции анализа-синтеза деятельности; развивать устную и письменную речь, умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за земляков, интерес к эпистолярному жанру; содействовать формированию здорового образа жизни на примере известных личностей; путём организации групповой работы создать благоприятную атмосферу для привития обучающимся навыков сотрудничества; на материале урока вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на предстоящие Олимпийские игры в нашей стране, подчеркнуть важность современных состязаний.
Понятия: Олимпиада, олимпиец, олимпийский, Олимп.
Тип урока: изучение нового материала

Дидактические материалы к учебному занятию
Оборудование:
1. Пять картонных колец: синее, жёлтое, зелёное, чёрное, красное (по цветам олимпийских колец).
2. Пять картонных треугольников тех же цветов с названием частей света, соответствующих цвету колец.
3. Магниты.
7. Конверты с фотографиями олимпийцев.
8. Мультимедийная установка, электронная презентация.
9. Магнитофон.

Характеристика обучающихся, воспитанников (возраст, класс, особенности) Урок разработан для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Возраст – 12-14 лет. В классе – 9 обучающихся. Согласно педагогической дифференциации В. В. Воронковой детей условно можно разделить на 3 группы:
1 гр. - 2 человека;
2 гр. - 3 человека;
3 гр. - 4 человека.

При подготовке к уроку учитывала личностную незрелость детей с нарушением развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, неравномерной работоспособности.








Описание урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Оборудование
Технологии, методы, приёмы,
формы

1. Начало урока:
разогрев класса, включающий эмоциональную разминку.


1 мин.








2 мин.













2
мин.

















1 мин.










1 мин.

















1 мин.





2 мин.











Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний.




Привлечь внимание, вызвать интерес к изучению темы урока.
























Привлечение внимания обучающихся.







Создание ситуации успеха для обучающегося.













Развитие орфографической зоркости




Развитие общего кругозора. Связь времён.
1. Психологическая и мотивационная установка на урок (создание ситуации успеха).
Приветствие.
- Доброе утро! Я рада приветствовать вас вместе с этим забавным Спортиком! Спорт – это движение, а движение – это жизнь! Спортик проведёт урок вместе с нами, будет нам помогать, поэтому у нас всё получится.

2. Постановка на уроке учебных задач.
Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников.

На доске на карточках записано название темы урока.
(Писать, мы, спортсмену, письмо, будем.)
- Спортик приготовил вам задание. Слова в предложении случайно рассыпались. Составьте предложение.


- Спортик прислал звуковое письмо:

- Спорт – это жизнь. Это лёгкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперёд.
Бодрость, здоровье он всем придаёт.
- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?
- Кому адресовано это письмо?
- Кто сможет назвать тему урока?
(Дети расставляют слова по порядку, читают предложение:
Мы будем писать письмо спортсмену.
Учитель убирает лишние слова из составленного предложения и ставит заглавную букву в слове ПИСЬМО).

- Я уверена, что наш урок обязательно будет успешным и в этом нам поможет Спортик.
Запишите тему урока в тетрадь.

3. «Разогрев» класса.
- Спортик предлагает заглянуть под сиденье стула. Что там? Один ученик достаёт конверт, прикреплённый к нижней части стула.
- Что это?
- Что такое конверт? Для чего он нужен? Что там может быть? (высказывания детей)


4. Предварительно информационная работа по введению в тему урока.
- Максим заранее получил задание: посмотреть в библиотеке, в словаре, что обозначают слова КОНВЕРТ и ПИСЬМО.










Задание классу:
- Внимательно выслушайте Максима, дополните.


5. Работа в тетрадях.
-- Запишите определения слов «письмо» и «конверт» со слайда.


6. Слово учителя:
- В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо, живущему далеко, с посланием, т. е. написать письмо. Современные люди не умеют и не хотят писать писем. Они звонят по телефону или общаются в сети. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Во многих литературных произведениях нам встречаются письма. По какому поводу люди пишут письма?
- Все ли они одинаковы? (они пришли из разных времён)
- Нет ли чего-то лишнего? (почётная грамота) Почему?

Размещаются за свои рабочие места.







Учащимся предлагается осмыслить слова, записанные на доске и составить из них предложение. Подумать, как данное предложение может быть связано с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока.









Ответы детей
- Спортсменам и всем ведущим здоровый образ жизни.
- Письмо спортсменам.



Запись темы урока в тетради: Письмо спортсмену.


Учебный диалог.
Дети достают конверты, рассматривают их.
- Конверт.





Ответ обучающегося:
Из словаря С. И. Ожегова:
«Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг».
«Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь».






Запись в тетрадях определения слов: письмо, конверт.


На стенах развешаны письма разных эпох.



Учитель обращает внимание на письма, которые размещены по всему классу.
Магнитофон
(включить музыку: спортивный марш со словами «Чтобы тело и душа были молоды»)
Слайд 1.








Магнитофон





Слайд 2











Слайд 3.
Технологии: ТВУ (технология встречных усилий),
здоровьесберегающие.



Приём игровой: «Составь предложение».
Метод: эвристический.







Приём «Аудиоэффекта»





Методы: словесный, наглядный.









Приём:
проблемная ситуации, «разогрев», смена динамических поз.
Форма: фронтальная.
Метод: наглядный

Форма: индивидуальная.
Приём: опережающее задание.

Метод: объяснительно-иллюстративный с элементами монолога.








Приём: списывание со слайда.

Метод:
объяснительно-иллюстративный. Форма: фронтальная
Приём: зрительная гимнастика


Приём: исключение лишнего.

II. Контрольно – подготовительный этап: актуализация опорных знаний


















































III. Этап сотрудничества: сведение воедино усилий всех участников.



















































































IV. Рефлексия.




































1 мин.







3 мин.


























2 мин.

























2 мин.




















3 мин.















1 мин.













3 мин.

























2 мин.







1 мин.
























4 мин.













































8 мин.



















1 мин.



















1 мин.






1 мин.
















1 мин.
Актуализация социального опыта учащихся.




Развивать
мышление на основе упражнений в установке закономерностей, сходства и различий.





















Показ обучающимся практической значимости темы урока





















Поддержание интереса к уроку через нестандартные ситуации. Предотвращение усталости.














Развивать умение объяснять, подбирать однокоренные слова к словарным Развитие орфографической зоркости, умения правильно и грамотно писать словарные слова.

Актуализация социального опыта учащихся.











Межпредметные связи. Актуализация социального опыта.






















Предупреждение снижения умственной работоспособности.





























Развитие умений применять полученные знания в конкретной ситуации









































Развитие умения применять полученные знания в сходной ситуации














Создание ситуации успеха


Пропаганда здорового образа жизни













Формирование эмоционального отклика на достижения российских олимпийцев.


Задание на дом (уровневое)

Учить составлять правила оформления письма.









Повторение и обобщение материала урока с помощью игры «Гора знаний»



Подведение итога урока.




Учить давать аргументированный анализ своей деятельности на уроке; называть признаки успешности достижения цели.

1. Организация познавательной деятельности обучающихся, подготовка к работе в группах.
- Спортик принёс шлем боксёра, а в нём
задания в конвертах, но задание распалось на несколько частей. Надо собрать картинку. Что получилось?
- На обратной стороне каждой картинки у каждой группы несколько образцов деловых бумаг, с которыми мы уже знакомы.

* Бабушка, здравствуй! Ты спрашивала меня об олимпийских играх. Они проводятся раз в четыре года. Олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему: пять разноцветных колец. Девиз Олимпиады – «Быстрее, выше, сильнее!». Твой внук Андрей.

* Сегодня в 15 часов в актовом зале школы состоится репетиция хора.

* Я, Королёв Сергей, 21 августа взял напрокат у Клочкова Алексея велосипед. Обязуюсь вернуть его 23 августа в хорошем состоянии.

* Мой сын, Белов Дмитрий, пропустил занятия в школе 15 сентября в связи болезнью.

2. Учебный диалог.
- Все карточки под номерами. Под каким номером письмо?


- Докажите.

- Какой части в письме не хватает?



- В зависимости от повода написания письма могут быть разных видов.
-
·Какие виды писем вы знаете?



- А письмо бабушке от внука какого вида?









На карточке с правильным ответом заклеено слово КОНВЕРТ. Детям предлагается оторвать наклейку и определить следующий вид деятельности.
- Какое слово спрятано на карточке с правильным ответом?
- Вскройте каждый свой конверт (в них вложены фотографии с олимпийских игр).




- С чем связаны эти фотографии?
- Покажите фото с зимних олимпийских игр. А у кого фото с летних игр - покажите?


3. Организация работы со словарными словами (олимпиада, олимпийский, олимпиец, Олимп) в форме беседы.
- Спортик приглашает нас объяснить слова, значение которых он плохо знает. Давайте поможем ему.
- Как можете объяснить слово Олимпиада?
- Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом?
- Запишите в тетради слово Олимпиада.
- Подберите к нему однокоренные слова и запишите их в тетради.
- Выделите корень слова.


4. Беседа.
- Посмотрите направо, налево (на стенах слова «Лондон, Греция, Сочи»).
- Ответы на мои следующие вопросы вы будете давать поднятием руки: если правильный ответ расположен справа – правой руки, если слева – левой руки.
- Какая страна считается родиной Олимпийских игр?
- Когда и где проходила последняя Олимпиада?
- В каком городе в 2014 году будет проходить зимняя Олимпиада?

5. Рассказ учителя:
- В древности олимпийские игры проходили только в Греции, у горы Олимп. Теперь они проходят в разных странах, но это право надо заслужить, создав удобные спортивные сооружения, хорошие условия для спортсменов. Наша страна выиграла право принимать у себя Олимпиаду, и сейчас полным ходом ведёт подготовку к встрече спортсменов. А спортсмены, в свою очередь, усиленно тренируются.

- Мы сегодня говорили о том, что будем писать письмо. Вспомните, как названа тема урока?
- В одном из конвертов лежало фото нашей землячки – олимпийской чемпионки Волосовой Любови Михайловны. Уроженка посёлка Таштып Любовь Волосова стала бронзовым призёром Олимпийских игр в Лондоне. Это наша гордость.
- Как вы думаете, что помогло ей добиться таких успехов?
- О чём мы можем написать спортсменке из Хакасии?


6. Физминутка
- А теперь вместе со Спортиком проведём физическую паузу.
- Он предлагает нам найти в классе разноцветные кольца и треугольники, совместить их, прочитать на обратной стороне треугольников названия частей света. По образцу на слайде собрать на ватмане эмблему Олимпийских игр.
Слово учителя:
Олимпийская эмблема: 5 переплетённых колец, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): синее, жёлтое, чёрное, зелёное, красное. Кольца символизируют союз (единство) пяти частей света и всемирный характер Олимпийских Игр. Европа – синий, Азия – жёлтый, Африка – чёрный, Австралия – зелёный, Америка – красный.
7. Составьте план написания письма.
- Чтобы человеку приятно было получить и прочитать письмо, оно должно быть написано по правилам. Сейчас мы будем готовиться к написанию письма.
- Найдите на столах пункты плана письма. С чего бы вы начали писать письмо? Расположите их по порядку. - Спортик предлагает вам свою помощь и слова-подсказки. Надо расположить слова-подсказки под пунктами плана письма.
1) Обращение или приветствие:
Здравствуйте, уважаемый!
Добрый день, дорогой !
Приветствую Вас
2) сообщение, информация, новости:
Пишет Вам
Много знаю о Вас
Я интересуюсь спортом
Мне приятно сообщить Вам, что я
Я узнал, что Вы
3) вопросы, просьбы, пожелания:
Хотел бы поговорить с Вами о
Как Вам удалось
У меня к Вам большая просьба
Хочу спросить Вас о
Что Вы посоветуете мне, чтобы
Я хочу пожелать Вам
4) прощание:
До свидания
Всего доброго
Наилучших Вам пожеланий

8. Самостоятельная работа по написанию письма.
- Ребята, выполнять задание будем следующим образом:
1 группа - пишут письмо с использованием опорных фраз;
2 группа - пишут письмо с использованием опорных фраз на карточках (даётся начало предложения, необходимо его продолжить);
3 группа – работа по деформированному тексту (собрать письмо воедино).
- Какое это будет письмо: личное, благодарственное, поздравительное, деловое?
- Обратите внимание на вложенный в конверт лист для письма. Можно ли на такой бумаге писать деловое письмо? (будем писать личное письмо)

8. Проверка выполненной работы.
- Спортик хотел бы послушать ваши письма.


1. Работа по формированию здорового образа жизни.
- Найдите слова под крышкой парты.
- Подставьте слова к первой букве слова ОЛИМПИАДА.
(Слова развешены по стенам класса, обратная сторона нумерована).
О - ответственность
Л - ловкость
И - инициативность
М - меткость
П - подвижность
И - интерес
А - активность
Д – доброта
А – азарт

- Какими качествами должен обладать спортсмен-олимпиец?
- Хотите ли вы быть похожими на спортсменов?




* Составьте правила оформления письма.
Для письма используй _____лист бумаги. Письмо нужно писать ____________.
Обращение в письме пишется _____.
Дату и место, откуда написано письмо, пиши ____. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма _____. Будь ______.
Слова для справок: искренним, дружелюбным; разборчиво, аккуратно; чистый, с ровными краями; в самом начале на отдельной строке; ясно и чётко; верный тон;


2. Выявление мнения учащихся об уроке
- Сформируйте камушек из бумаги, положите его в шлем и скажите, что вы узнали на уроке нового, интересного о том, как надо писать письмо. Должна получиться высокая гора.


- Какое у вас настроение?
- Я довольна вашей работой. Вы работали активно и дружно. Желаю, чтобы вы тоже одерживали победы в учёбе.
- Выразите своё настроение при помощи разноцветных жетонов, складывая их в шлем. (Учитель даёт образец: У меня настроение солнечное, потому что мне было приятно работать с вами – кладёт в шлем оранжевый жетон).


- Спортик будет рад новой встрече с вами!
Опять Олимпиада
К победам нас зовёт!
Прекрасная награда
Всех победивших ждёт!




Дети в группах склеивают разрезанную картинку спортивного инвентаря.

Работа по карточкам в группах: дети подписывают название деловой бумаги на специально отведённой строке.
(Обучающиеся 3 группы получают задание с подсказкой: названия деловых бумаг – письмо, заявление, объявление, объяснительная. Надо приклеить готовое название над соответствующим текстом)




Ответы детей:
- Письмо под номером первым.

- В письме свои структурные части.

- Нет прощания и даты написания письма.

- личное;
- деловое;
- благодарственное;
- поздравительное.

- Личного характера.












- Конверт.

Дети выставляют фотографии в олимпийские кольца, расположенные на доске при помощи магнитов.
- Все фотографии с олимпийских игр.
- С Олимпиадой.

Ответы детей по вопросам.

- Олимпийские игры - крупнейшие международные комплексные, спортивные соревнования, проводимые 1 раз в 4 года.
Работа у доски.











- Греция

в Лондоне – летняя. 2012 г.

В Сочи













Ответы детей:
будем писать письмо спортсмену.

Будем писать письмо хакасской спортсменке.
Мы рады за неё, гордимся ею, хотим быть похожими на неё. Спросить, как она стала чемпионкой.



Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией






Дети рассматривают эмблему, запоминают её.

















Предложенные карточки-слова, расположить в нужной последовательности









































Дети самостоятельно работают на местах.
Учитель помогает обучающимся 2 и 3 групп.













Чтение написанных писем (по желанию).



Дети работают по инструкции учителя, выполняют рекомендованные действия.












Ответы детей.







Дети получают карточки с заданиями:
1 группа – дописать самостоятельно.
2 группа – со словами для справки.
3 группа – дописать глаголы к девизу: Быстрее
Выше
Сильнее







Дети встали в круг.









































































Слайд 4
высвечивает правильные ответы













































Слайд 5 символы сочинской олимпиады.































Слайд 6.
Любовь Волосова.
















Слайд 7 олимпийская символика.




















(слова-карточки)
Слова-подсказки
1. Здравствуйте, уважаемый
Добрый день, дорогой
Приветствую Вас..
2. Пишет Вам
Много знаю о Вас
Я интересуюсь спортом
Мне приятно сообщить, что я.. Я узнал, что Вы
3. Хотел бы поговорить с Вами о Как Вам удалось У меня к Вам большая просьба Хочу спросить о
Что Вы посоветуете мне Я хочу пожелать Вам
4. До свидания Всего доброго Наилучших Вам пожеланий













Слайд 8 – план написания письма.









































Слайд 9 – домашнее задание




































Слайд 10
Спортик рад.
Стихи об Олимпиаде.

Метод: эвристический, практическая работа по карточкам.
Форма работы:
в группах.
Развитие мелкой моторики.



Приём: сопоставление.

























Метод: словесный
Форма: фронтальная
Приём: учебный диалог.



















Приём: смена динамических поз, коррекционный приём, направленный на формирование пространствен-
ной ориентации





Приём: «Удивляй!»
(фото с олимпийских игр)


Приём: подумай и скажи.


Игровой приём: в гости приходит Спортик.


Приём: «ассоциации»


Метод: наглядный.




Приём: многократного повторения






Метод: словесный,
объяснительно-иллюстративный.
Приём: сообщение учителя.








Метод: словесный.
Приём: вспомни и ответь.



Приём: встреча точек зрения.








Здоровьесберегающая технология




















Форма: фронтальная
Метод: словесный, наглядный.
Приём: соотнесение пункта плана с предлагаемыми фразами.




































Приём:
самостоятельная работа.



















Метод: словесный
Приём: «Порадуй Спортика»


Метод: проблемный

Приём: найди слову место.











Форма: фронтальная.
Приём: подумай, какой ты?





Форма: фронтальная.
Метод: словесный, наглядный.












Метод: словесный.
Форма: фронтальная.











Приём:
игра «Не зевай!»









Приём: задумайся о будущем!






15