Конспект урока по русскому языку на тему: «Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения».

Тема: «Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения».

Цель: закреплять знания о правописании падежных окончаний сущ.1,2,3 склонения; на примере различных тренировочных упражнений формировать умение применять правило на практике; формировать умение составлять рассказ по опорным словам;
корригировать:
- мышление на основе упражнений на анализ и синтез;
- память на основе упражнений на воспроизведение;
- внимание, зрительное восприятие; развивать устную и письменную речь;
воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: схема готовности к уроку,
таблица «Падежные окончания сущ.1,2,3 склонения», таблица «Род имён сущ.», карточки с текстом (Обращение к молодёжи), гитара, ИКТ (слайды), иллюстрация с пословицей.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку:
Т – тетради.
Р – ручки.
У – учебник.
Д – дневник.
Вывод: прочитайте полученное слово (труд). На уроке мы должны трудиться.
Сообщение задач урока.
- Мы работаем сегодня по теме «Падежные окончания сущ.1,2,3 склонения».
. А также поговорим о том, как правильно вести здоровый образ жизни.
Запись числа, темы:
- Откройте тетради, запишите число, тему урока.

II. Повторение пройденного.
Беседа по вопросам с опорой на схему № 1(экран):
- Дополните схему: ..? ..?
обозначает .



Имя сущ.- часть речи одуш. (..?); неодуш. (.?)
1 скл. - р. р.


2 скл. - ..р.
ср.р.

3 скл. – ж.р. на


- Какую часть речи мы изучаем?
- На какие вопросы отвечает имя сущ.?
- Что обозначает?
- Дайте полное определение имени сущ., используя схему.
- На какой вопрос отвечают одуш. сущ. (например)? (неодуш.)?
- Какие сущ. относятся к 1 скл.?
- Какие сущ. относятся ко 2 скл.?
- Какие сущ. относятся к 3 скл.?

Работа с таблицей (беседа):

картинка- мяч
картинка - клюшка
картинка - кольцо

он, мой

оно, моё


ж.р.



- Назовите предметы в таблице (мяч, клюшка, кольцо баскетбольное);
- Назовите виды спорта, где используются эти предметы (футбол, хоккей, баскетбол);
- Что дают занятия спортом человеку?
- Восстановите таблицу.
- Определите склонение у сущ. мяч, клюшка, кольцо.
- Итак, чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом!

III. Подготовка к теме.
Словарь:
- Подпишите – словарь.
- Выберите из предложенных словарных слов сущ. 1 скл. (природа):
Твор..г, с..лат, пр..рода.
- Запишите (учитель пишет на доске).
- Посчитайте количество слогов, определите на какой слог по счету падает ударение.
- Разобрать по составу.
- Определить склонение.
Беседа:
- Как вы думаете, почему люди называют природу своей кормилицей ? (Природа нас кормит. Люди выращивают овощи, фрукты);
- Чем полезны эти продукты?
- Назовите культуру, которую выращивает человек для производства хлеба? (рожь);
- Легко ли выращивать хлеб?
- Что для этого делают люди? (сеют, оберегают посев от вредителей, убирают урожай, перемалывают зёрна , из муки пекут хлеб);
- Чем полезен хлеб? (витамины);
Вывод: чтобы быть здоровым, нужно есть продукты богатые витаминами : хлеб,каши,овощи, фрукты.

Орфографическая пятиминутка.
Работа с пословицей:
- На экране пословица, в которой не хватает слова, соберите пословицу:
(Хочешь есть кал..чи – не с..ди на ..);

Работа с иллюстрацией:
- Объясните значение пословицы, опираясь на иллюстрацию.
Самостоятельная работа:
- Самост. запишите пословицу, вставляя пропущенные буквы.
- Проверьте себя (слайд).

Выполните задания:
- Найдите в пословице имя существительное с предлогом (на печи);
- Определите падеж и склонение;

IV. Работа по теме.
Вступительное слово:
- Какое сейчас время года?
- Почему весной люди часто болеют простудными заболеваниями? (переодеваются в лёгкую одежду, а ветер дует ещё холодный).
- Давайте прочитаем о том, как можно лечить простудные заболевания.
Работа с учебником (стр.224, №357) – «Лекарство от кашля»:
- Прослушайте текст;
- В каком предложении выражена основная мысль?
- Читаем по предложению: допишите нужное слово, опираясь на слайд
Промыть
Срезать
Удалить
Положить..
Принимать..
3..Динамическая пауза.
- Чтобы не болеть, нужно делать зарядку. Давайте отдохнём.
-Упражнение «Дождь» ( для расслабления мышц глазного яблока).
-Сроим дом пальцами рук, прячемся от дождя. В доме поставим стол, стул. Закроем дом на замок:
На двери висит замок, Сцепили пальцы рук.
Кто его открыть мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли. Расцепили пальцы рук.

- Сколько раз в неделю нужно делать зарядку?
- Игра «Дни недели»:
Мельник – понедельник
Едет через ельник. Махи руками.
Скачет рыжий вторник, Присядаем.
На козе намордник.
Да на гусе, как всегда едет тетушка среда. Переступаем с ноги га ногу.
А четверг – шапку вверх и с небес – фейерверк. Руки вверх.
На запятках едет пятница – забота. Идем на пятках.
Да в заплатках вся бездельница суббота. Наклоны головы.
А барыня воскресенье
Всех звала на новоселье, Мах рукой.
Да покуда проспалась- Потянулись.
Вся неделя собралась.
Беседа:
- Итак, чтобы быть здоровым надо заниматься спортом, правильно питаться, делать по утрам зарядку , помогать людям.
4. Работа с деформированным текстом.
- Подводя итог всему сказанному, давайте поработаем с текстом на тему: « Как стать здоровым».Подпишите название.
- Вам дан текст, который состоит из 3 частей.
- Начало, основная часть и заключение.

- Какая часть является неполной?
-Её составим, используя опорные слова: болезнь, зарядка, день, спорт.

- Итак, читаем начало текста (читает учитель):
( на экране:
1. Вступление.
Я хочу, чтобы в моей стране было больше здоровых людей.);
- Это какая часть в тексте? (вступление);

-Читаем основную часть текста.
- Её дополним, используя опорные слова ( на экране:
2. Основная часть.
Для этого я стану соблюдать режим . зарядка
Каждый мой день будет начинаться с утренней болезнь
.. .Правильное питание поможет день
бороться с любой .. .Занятия спорт
укрепят моё здоровье.

( 3. Заключение.
Я хочу вырасти достойным гражданином своей страны!.);
- Это какая часть в тексте? (заключение)
- А теперь прочитайте, составленный нами текст (по цепочке).

- Работа по карточкам:
- Итак, как звучит начало сочинения?
- Спишите в тетради.
- Прочитайте и запишите первое предложение основной части , определите склонение и падеж выделенного сущ.. Второе.
- Д.з. - дописать упражнение.

IV. Вывод:
- Ребята, какое задание было самым интересным?
- Наш урок был посвящен теме «здоровье». Можно ли здоровье купить или занять у кого-то?
- Что нужно делать, чтобы не потерять свое здоровье? ( делать зарядку, заниматься спортом, правильно питаться .)

ПЕСНЯ на мотив песни «Не секрет» (исполняют дети с учителем)
Не секрет, что здоровье за деньги не купишь,
Не продашь и не сможешь занять!
Вот поэтому мы обращаемся к людям,
Чтоб здоровье свое укреплять.
Давайте закаляться,
Зарядкой заниматься
И просто улыбаться
Друг другу и всегда.
А если что не спорится-
Не злиться и не ссориться, 2р.
И проживешь до ста.
Давайте только жить,
Здоровьем дорожить, 2р.
И не тужить.

Итог урока. Объяснение оценок.
Домашнее задание:
работа по карточке.






































Слайд 1

















Слайд 2
Слайд 3


Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7

































Слайд 8










Слайд 9

Слайд 10





Слайд 11



















Слайд 12











































Слайд 13











Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17




















Слайд 18


САМОАНАЛИЗ УРОКА
с позиции здоровьесбережения.
В классе 5 человек. Все учащиеся – дети с легкой умственной отсталостью.
При распределении времени и видов работ я учитывала особенности детей с нарушениями интеллекта: каждые 10-15 минут происходила смена видов деятельности (ответы на вопросы с опорой на схемы; письмо – выполнение упражнений, направленных на коррекцию мышления , внимания, письменной речи; слушание, рассматривание наглядных пособий).Наиболее сложные виды работ планировала на первые 20 минут, т.к. в это время достигается наиболее высокая работоспособность. В последние 10-15 минут работоспособность снижается, и здесь использовались приёмы, активизирующие учащихся, не требующие высокого интеллектуального напряжения.
Перед началом урока кабинет был проветрен, во время урока – достаточно освещён. В течении урока наблюдала за посадкой учащихся. В середине урока была проведена динамическая пауза: гимнастика для глаз, для пальцев и кистей рук, общеразвивающие упражнения.
Учебный материал подобран в соответствии с учебными возможностями детей и направлен на формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработку понимания сущности здорового образа жизни.
Микроклимат в классе доброжелательный, музыкальной минуткой и динамической паузой пыталась эмоционально разрядить детей, снять напряжение. Учебная работа на уроке составила примерно 70 %.
Завершение урока прошло в спокойной обстановке, прокомментировано задание на дом, выставлены оценки.
С точки зрения деятельности учащихся на уроке, связанных с учебными знаниями ,я отметила, что дети с ними справились, с позиции здоровьесбережения урок целей достиг.









Как стать здоровым.
Я хочу, чтобы в моей стране было больше здоровых людей.
Для этого я стану соблюдать режим
.
Каждый мой день будет начинаться болезнь
с утренней .. . зарядка
Правильное питание поможет день
бороться с любой .. . спорт
Занятия укрепят моё здоровье.
Я хочу вырасти достойным гражданином своей страны.


Как стать здоровым.
Я хочу, чтобы в моей стране было больше здоровых людей.
Для этого я стану соблюдать режим
.
Каждый мой день будет начинаться болезнь
с утренней .. . зарядка
Правильное питание поможет день
бороться с любой .. . спорт
Занятия укрепят моё здоровье.
Я хочу вырасти достойным гражданином своей страны.


Как стать здоровым.
Я хочу, чтобы в моей стране было больше здоровых людей.
Для этого я стану соблюдать режим
.
Каждый мой день будет начинаться болезнь
с утренней .. . зарядка
Правильное питание поможет день
бороться с любой .. . спорт
Занятия укрепят моё здоровье.
Я хочу вырасти достойным гражданином своей страны.









е

о

а

я