Конспект урока по окружающему миру по теме: «Зима в природе» 2 класс


Конспект урока по окружающему миру по теме: «Зима в природе» 2 класс
Цель урока: познакомить учащихся с зимними изменениями в живой и неживой природе, Задачи урока:
показать связь изменений в неживой природе и в мире растений, в жизни животных с приходом зимы;
продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
развивать эмоциональное восприятие зимней природы;
воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Ход урока:
Организационный момент
Дети выбирают ¼ диаграммы «Времена года» и рассаживаются по группам.
В каждой группе увеличенная часть диаграммы.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем урок.
-Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комья друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроение мы поработаем на уроке.
2.Введение в тему урока. Актуализация знаний.
Ребята, в каждой группе есть часть диаграммы. Выйдете по 1 представителю от группы и прикрепите эти части на доску в определенном порядке.
Учащиеся поочередно прикрепляют части диаграммы на доску.
Что за диаграмма получилась у нас?Слайд
Почему происходит смена времен года?
А сейчас послушайте музыку. Постарайтесь догадаться, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке.
Звучит музыка….
Слайд Зимний пейзаж
Верно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме.
Стихотворение о зиме
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Это отрывок из стихотворения И.Никитина «Встреча зимы».
Почему поэт радуется приходу зимы?
(На смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу.Ушла грусть, пришла радость…)
(На доске открывается тема урока) Зима в природе.
Работа по теме урока.
А когда начинается зима? Слайд
По календарю?
По Солнцу
22 декабря –день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные и самый короткий день в году.
В природе?
В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.
Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.
Это мы уже знаем о зиме, а какие вопросы, связанные с приходом зимы еще не затронули?
На доске открываются вопросы:
? Происходят ли изменения в неживой природе с приходом зимы?
? Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?
? Как зимуют животные?
? Как зимуют растения?
Скажите,похожи ли зимние дни на летние?
С чем это связано?
Солнце зимой ниже, чем летом (слайд)
На доске выстраивается схемаДень короче, ночь длиннее
Похолодание
Какие выпадают осадки? Снег Что стало с водой рек? Лед
Работа в группах
А сейчас я предлагаю поработать в группах и ответить на интересующие нас вопросы.
Каждая группа получает задания, инструкцию работы и алгоритм вашего ответа.
Давайте вспомним правила работы в группе.
Защита мини проектов.(Приложение)
1 группаЗнакомство с зимними изменениями в неживой природе
2 группа
Жизнь людей зимой.
Динамическая пауза.
Подведение к формулированию правил безопасного поведения зимой на улице.( Фрагмент м/ф «Смешарики» Правила поведения зимой.)
3 группаИзучение зимних изменений в жизни животных
Игра «Рассели животных»
4 группа
Растения зимой
Подведение итогов.
Спит ли природа зимой?
Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом
Как мы можем помочь животным?
Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока?
На последующих уроках мы продолжим разговор о зимнем времени года, а
Сейчас я предлагаю пройти тест, чтобы проверить полученные знания.
Проверка усвоения материала
Тест «Природа зимой»
1.Выбери примету, не относящуюся к зиме:
а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля
б) многие звери впали в спячку
в) часто кружат метели
г) в воздухе кружат насекомые
д) солнце светит, но не греет
2.Кто не впадает в зимнюю спячку?
а) медведь
б) белка
в) ёж
г) барсук
3.Укажи зимующую птицу:
а) ласточка
б) журавль
в) воробей
г) скворец
4.Какие животные меняют окраску к зиме?
а) лисица
б) заяц
в) кабан
г) лось
5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.
Самое заметное изменение в неживой природе – это трескучие …(морозы). Часто идёт сухой, колючий или мокрый …(снег). Метут сильные … (метели). Вода в реках, прудах и озёрах …(замёрзла).
Кроссворд по теме: «Какого цвета зима?»
Большие кучи снега, оставшиеся после метели. (Сугробы)
Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это? (Снежинки)
Белая морковка
Зимой растет, весной тает. (Сосулька)
Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко. Что это? (Гололёдица)
Сильная метель со снегом и ветром называется «снежная...». (Буря)
        1 с у г ро б ы       
              2 с не ж и нк и
          3 с о с у л ьк а    
4 г о л о л ё ди ца          
            5 б у ря          
 
Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Слайд
Гора, 3 альпиниста (на вершине, взбирается на гору, у подножия)
Прикрепите снежинки к горе:
Вершина – доволен собой, все понял, могу помочь другому.
Склон – я на пути к получению знаний
Подножье – испытываю затруднения
Домашнее задание(дифференцировано по итогам рефлексии) Слайд.
Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
Подобрать пословицы о зиме
С.98-101 отвечать на вопросы