Интегрированный урок окружающего мира на тему Зеркальная симметрия


Урок окружающего мира во 2 классе.
(Интегрированный урок: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение)
Тема: Зеркальная симметрия
Цели урока:
1. Закрепить понятие осевой симметрии.
2. Познакомить со свойством плоского зеркала.
3. Развивать абстрактное, пространственное мышление и воображение.
4. Формировать умения наблюдать, обобщать, подмечать закономерности.
5. Развивать познавательную активность, умение общаться в группе.
Оборудование:
компьютер, экран, проектор;
шахматная доска (размер А1);
фигурка Алисы;
2 самолётика, сделанные из бумаги;
4 конверта: в каждом конверте шаблон и 6 кусочков цветной бумаги одного цвета;
ножницы;
зеркальца - 12 шт.;
4 набора заданий
4 карточки с изображением зеркально-симметричных предметов в окружающем мире
Формы работы: групповая и работа в парах
ХОД УРОКА
(Перед уроком дети были поделены на 4 группы по 6 человек)
- Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие.
А в путешествии нам будет необходим волшебный предмет, который может творить чудеса. Он пользуется большим почётом. Отгадайте, что это за волшебный предмет.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нём видела овца.
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баранкина,
и Федя неряху увидел лохматого. К. ЧУКОВСКИЙ
- В каких литературных произведениях вы встречались с зеркалом. ("Королевство кривых зеркал", "Снежная королева", "Сказка о мёртвой царевне", "Алиса в Зазеркалье")
- Итак, сегодня в дальний путь мы возьмём с собой зеркало. Но сначала нам надо бы хорошенько с ним познакомиться. Узнать, что оно умеет делать и можно ли на него положиться в пути. Что вы раньше слышали в сказках о зеркале? Вспомните, что случилось с зеркальцем в сказке Пушкина о мёртвой царевне?
- Почему царица рассердилась на зеркальце? За какие качества царица сначала любила, а потом возненавидела его? (За правдивость)
СЛАЙД 1
- Сегодня мы отправляемся в путешествие с главной героиней сказки Льюиса Керрола "Алиса в Зазеркалье"
Посмотрите на экран и постарайтесь представить. что в месте с Алисой вы оказались на каминной полке и проходите сквозь зеркало.
СЛАЙД 2 (Фрагмент мультфильма)
- Она осмотрелась и тут же заметила, что комната на деле совсем не такая
обыкновенная и скучная, какой казалась из-за Зеркала. Портреты на стене возле камина были живые и о чем-то шептались, а круглые часы, стоявшие на каминной полке улыбнулись ей.
354139554610а) Работа с зеркалом.
- В зазеркальной комнате на столе лежала какая-то книга; Алиса взяла ее.
- Помогите Алисе открыть книгу с помощью зеркала.
- Кто догадается как это сделать7
1979295381635- То, что Алиса увидела в этой книге, сейчас у вас на столах, помогите ей узнать эти предметы.
- Как нужно расположить зеркало. чтобы увидеть предмет целиком?
(Расположить зеркало вдоль линии рисунка, не отступая от неё)
- Рассмотрите части предметов в зеркале. Что вы можете сказать о второй половинке предмета, которую видите в зеркале?
(Они совершенно одинаковые. Изображение в зеркале симметрично рисунку на бумаге).
- Как называется линия, относительно которой симметричны изображения?
(Это линия называется осью симметрии.)
- Что же называют осью симметрии? (Линия, делящая изображение симметричного предмета на одинаковые половинки, называется осью симметрии)
- Как называются сами предметы? (Симметричными).
- Какие симметричные фигуры вы увидели ?
13525579375(Месяц, ножницы, апельсин, девочка, букет)
- Алиса в книге увидела осьминога и бабочку. А вы заметили их?
- Помогите Алисе прочитать хоть одно предложение в этой волшебной книге. Кто догадался как это сделать? Вам поможет зеркало.
19113558420
- Согласны ли вы с этим утверждением?
СЛАЙД 3
- Итак, Алиса отправилась в путь, полный неожиданностей и приключений.
- Какое желание возникло у Алисы, когда она встретила Чёрную королеву?
- До какой линии клеток нужно дойти Алисе, чтобы стать королевой?
- С какой линии она начала своё путешествие?
- Сегодня мы постараемся помочь Алисе стать королевой.
- Вот первое задание. (Для 3 линии клеток)
- Алиса должна взять с собой в путешествие только симметричные фигуры.
- Как получить симметричные фигуры с помощью бумаги и ножниц?
(С помощью перегибания найти ось симметрии, вырезать по контуре фигуру)
- Где в реальном мире мы используем этот способ?
(Ребята достают из конверта шаблоны, цветную бумагу и вырезают симметричные фигурки)
- Положите получившиеся фигуры перед собой. Найдите линию сгиба.
- Где она проходит? Как линия поделила фигуру? Докажите.
- Как называется прямая, которая поделила фигуры на 2 равные части?
- Благодаря вам Алиса преодолевает 3 линию.
СЛАЙД 4
- На четвертой линии, как и предсказывала Черная Королева, Алиса познакомилась с двумя толстячками, Труляля и  Траляля, вечно спорившими и даже дравшимися по пустякам. Драчуны изрядно напугали Алису.
- Помогите Алисе найти лишнюю букву.
- Какие из данных букв имеют одну ось симметрии? А несколько?
- Составьте как можно больше слов из симметричных букв.
М, Т, О, Ш, А, К, Ю, Я, Е, Н,
- Я уверена. что у вас получится помочь Алисе, если вы внимательно рассмотрите буквы.
Физминутка: игра в "Зркало"
На столе: 2 цветка и книжка
- Что вы можете сказать о цветах, стоящих на столе?
- Симметричными могут быть не только предметы, но и их расположение.
- Какие предметы у нас в классе расположены симметрично.
СЛАЙД 5
180403564770
ЩЕЛЧОК
- Подумайте, как можно ещё назвать осевую симметрию? (Осевую симметрию ещё называют зеркальной),
- А расположение предметов? (Зеркально-симметричными)
- Присмотритесь к предметам. Что вы заметили при зеркально-симметричном расположении предметов?
- Что происходит с предметом при отражении в зеркале?
- В какой руке смайлик держит букет на первой картинке? А на второй? (Если зеркало расположено вертикально. то левое становится правым., а если зеркало расположено горизонтально, то верхнее становиться нижним. В зеркале всё становится наоборот)
- Мы сейчас открыли самую большую тайну зеркала - свойство менять правое на левое и наоборот.
Третье задание. (Для 5 линии)
- Помогите Алисе найти неправильное зеркальное отражение,
(Работа в группе)
- Относительно какой оси (вертикальной или горизонтальной) есть ошибка в расположении картинок?
- Молодцы! Алиса становиться всё ближе к цели.
Задание № 4 (Для 6 линии)
- Мы с вами узнали о чудесных свойствах зеркала, изготовленного руками человека. А где человек подсмотрел идею создания чудесного зеркала?
СЛАЙД 6 ПРИРОДА
________________________________________________________________
- На 6 линии Алиса встретила Белую Королеву, которая приготовила для неё следующее испытание. Алисе нужно решить задачу.
У крылечка протекала речка.Отражались в речке той:Дед с седою бородой,Внук — мальчишка озорной,Бабушка с лукошком,Пес и рыженькая кошка.Сколько в водичкеОтражалось лисичек?Ответ: 0 Почему?
СЛАЙД 7
Задание № 5 (Для 7 линии)
На 7 линии вдруг на глазах у Алисы выросло яйцо и превратилось в круглого лобастого человечка, в котором Алиса сразу узнала Шалтая-Болтая из известного детского стишка. Однако беседа с ним поставила бедную Алису в полный тупик.
Одно число очень любило любоваться своим отражением в зеркале. Однажды мимо проходил Шалтай-Болтай и увидел в зеркале число 18. Какое число смотрелось в зеркало? ЩЕЛЧОК
(Ответ: 81).
- Относительно какой оси это число симметрично числу 18?
_______________________________________________________________
- Где нужна и важна зеркальная симметрия в жизни?
(Примеры) ??? Работа в группе
СЛАЙД 8
- Кто из героев помог Алисе дойти до 8 линии?
- Рыцарь проведёт Алису к 8 линии по небольшой тропинке, которую нам с вами необходимо выложить из тех фигур, которые Алиса взяла с собой
_______________________________________________________________
ПОДНЯТЬ ЭКРАН
- По образцу левой обочины выложить правую обочину тропинки.
( На доске прикрепить двусторонний скотч)
и выкладывается тропинка из симметричных фигур).
1группа 6 ёлочек;
2 группа 6 грибов;
3 группа 6 ягод
4 группа 6 цветов
-347345227330
21926551168401918335692151632585996951057275387357623181190635353053111525336599695
165544516002022386932295531990725156845112966512065769938160973565785156845295274156845-34734527305
СЛАЙД 9
- Ах, как _великолепно_! - воскликнула Алиса. - Я никогда и не думала,
что так скоро стану Королевой.
(На экране отрывок из мультфилма.)
- Зазеркалье - необычная страна.
Много необычного открыла нам она
Итог урока.
-Что сегодня на уроке вас удивило?
- Чему вы научились?
- Без каких качеств нам бы не удалось помочь Алисе стать Королевой?
Домашнее задание:
Зашифровать с помощью зеркала пословицу о дружбе.
Отметки
- Встаньте, пожалуйста те. кто считает, что он поработал отлично!
- КТО МОЖЕТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ , ЧЕМ СЕГОДНЯ?
1. РАЗЛОЖИТЬ КОНВЕРТЫ
2. ВЫЛОЖИТЬ НА ДОСКЕ АЛЛЕЮ
3. РАЗДАТЬ НОЖНИЦЫ , ЗАДАНИЯ
САМОАНАЛИЗ УРОКА