Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Зеркальная симметрия


Окружающий мир
2 класс
УМК «Гармония»
Тема урока « Зеркальная симметрия»
Тип урока: комбинированный
Цель: сопоставление понятий «осевая симметрия» и «зеркальная симметрия».
Задачи:
ввести понятия «зеркальная симметрия»;
познакомить детей со свойствами плоского зеркала;
продолжить знакомство с осевой симметрией;
продолжить развитие логического мышления, воображения, наглядно-образного мышления;
продолжить развитие умения целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений;
воспитывать учебную активность;
воспитывать уважение к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке;
воспитывать умение работать в группе: дружеские отношения между учащимися, чувство взаимовыручки.
Методы и приемы работы:
Словесный метод (беседа)
Наглядный метод (презентация - схемы, таблицы, фото; демонстрация предметов)
Практический метод (метод упражнений, практическая работа, творческая работа)
Исследовательские методы обучения
Дифференциация обучения
Методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности)
Групповая работа
Парная работа
Самостоятельная работа
Самооценка, взаимооценка
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Оборудование:
1. ТСО: компьютер, проектор, колонки, экран.
2. Учитель: презентация, зеркало, ватман с изображением гномика Половинкина и его домика.
Учебные пособия:
О.Т. Поглазова. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. Окружающий мир. «Ассоциация XXI век», 2010
Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч. 2 / О.Т. Поглазова.
3. Ученик: зеркало, кисть, баночка с гуашью, белый лист бумаги (А-4), карточка с темой урока, цветовые сигнальные карточки, цветная бумага, ножницы, клей.
Учебные пособия:
Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч. 2 / О.Т. Поглазова.
Структура урока:
I. Организация начала урока
II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация знаний и практических и умственных умений)
III. Сообщение темы и постановка цели урока
IV. Изучение нового материала
V. Физкультминутка
VI. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее изученного, связанного с новым
VI. Подведение итогов и результатов урока
VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Ход урока
I. Организация начала урока
Учитель: Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация знаний и практических и умственных умений)
- С каким настроением вы пришли на урок? (Дети показывают карточки)
- Мы продолжаем с вами путешествие по Стране Симметрии.
- Прочитайте тему урока.
(Тему прочитать нельзя, так как клякса её закрывает)
- Клякса хочет попасть в Страну Симметрии, но её не пускают. Почему? (Она несимметричная)
- Какой предмет называют симметричным?
- Поможем ей стать симметричной - и она исчезнет.
- Нарисуйте на листе бумаги кляксу.
- Она симметричная? (Нет)
- Согните лист пополам. Хорошо прогладьте рукой. Разверните. Превратилась клякса в симметричную фигуру? (Да)
- На что (кого) похожа ваша клякса? (…)
- Что делает с кляксой линия сгиба? (Делит на две одинаковые половинки)
- Чем является линия сгиба для кляксы? (Линия, ось симметрии.)
- Как называется такой вид симметрии? (Осевая симметрия)
(Клякса исчезает)
- Клякса нам больше не мешает. Прочитайте тему урока.

(Не получается прочитать)
- Я предлагаю обраться за помощью к нашему знакомому гному Половинкину.
- Хлопнем в ладоши три раза. Раз, два, три!
- Вот мы и в гостях. Но наш Половинкин очень занят – он решил построить себе новый дом. Давайте ему поможем!
- Подберите такую часть, чтобы дом стал симметричным. (№4)
- Как называется такой вид симметрии? (Осевая)

12 3 4 5
- Почему не подходит №1? (Размер овального окна разный)
- Почему не подходит №2? (Количество перекладин на окне разное)
- Почему не подходит №3? (Цвет крыши разный)
- Почему не подходит №5? (Форма крыши разная)
- Повторим свойства осевой симметрии. Что не изменяется? (Размер, количество, цвет, форма)
- А что изменяется? (Расположение. Маленький домик был слева от большого, а стал справа.)
- Как ещё может изменяться расположение? (Сверху – снизу)
- От чего это зависит? (От расположения линии симметрии)
Осевая симметрия
Не изменяется Изменяется
Размер Расположение
(слева – справа,
сверху – снизу)
Количество Цвет Форма III. Сообщение темы и постановка цели урока
- Половинкин обрадовался, что мы ему помогли, и согласился нам помочь.
В Стране Симметрии есть волшебный предмет, который может творить чудеса. Но назвать его он не может, может только загадать загадку.
Давайте отгадаем, что это за чудесный предмет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть, ему покажет.
- Что это? (Зеркало)
- Аккуратно достаньте зеркало. Как же оно может нам помочь? (Дети при помощи зеркала пытаются разгадать надпись, написанную у каждого на листочке)
- Прочитайте тему урока. (Зеркальная симметрия)
- Как удалось разгадать? (Прочитали в отражении)
- Тема нашего урока «Зеркальная симметрия».
- Как вы думаете, чему на уроке должны научиться? Назовите цель урока.
- С каким видом симметрии мы уже знакомы? (Осевая симметрия.)
- Как вы думаете, зеркальная симметрия отличается от осевой? (Да, нет, не знаю.)
- Давайте проверим наши предположения и проведем исследование.
IV. Изучение нового материала
- Для начала сравним происхождение понятий «Осевая симметрия» и «Зеркальная симметрия».
- От какого слова образовалось понятие «Осевая симметрия»? (Ось)
- От какого слова образовалось понятие «Зеркальная симметрия»? (Зеркало)
- Какой вывод можем сделать? (Произошли от разных слов.)
- Это сходство или различие? (Различие)
- Может быть, само зеркало подскажет нам ответ?
- Свойства осевой симметрии нам уже знакомы.
- А обладает ли этими свойствами зеркальное отражение?
- Давайте определим, какими свойствами обладает зеркальное отражение.
(Работа в группах)
1 группа – наблюдает за размером
2 группа - за количеством
3 группа – за цветом
4 группа – за формой
5 и 6 группы – за расположением.
(Смотри приложение «Работа в группах»)
- К какому выводу пришла каждая группа?
(Выступление представителей от каждой группы)
Зеркальное отражение
Не изменяется Изменяется
Размер Расположение
(слева – справа,
сверху – снизу)
Количество Цвет Форма - Что остается одинаковым в зеркальном отражении?
- Что изменяется? (Левое в зеркале становится правым, если зеркало расположено вертикально, а верхнее становится нижним, если зеркало расположено горизонтально.)
- А вот разобраться, почему так, вы сможете только в старших классах, когда познакомитесь с законами отражения света. Это – важная, серьёзная тайна зеркала.
- Сравним свойства осевой симметрии и зеркального отражения. (Одинаковые)
- Итак. На какой вопрос мы хотели найти ответ? (Отличается ли зеркальная симметрия от осевой?)
- К какому выводу пришли? (Это один вид симметрии, только называется по- разному.)
- Почему осевую симметрию ещё называют зеркальной? (Линия зеркала является осью симметрии между предметом и его отражением в зеркале.)
V. Физкультминутка
- Давайте отдохнем и поиграем в игру:
Будь зеркальным отраженьем –
Повторяй мои движенья.
(Дети повторяют движения, которые показывают герои мультфильма «Уроки тетушки Совы. Утренняя зарядка»)
- Молодцы!
VI. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее изученного, связанного с новым
1. Зеркало и человек.
- Как вы думаете, где человек подсмотрел идею создания зеркала? (Отражение воды)
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И Луна глядится
В зеркала озёр.
(Иван Никитин – русский поэт)
- Когда появились зеркала?
- Люди придумали зеркала ещё в третьем тысячелетии до новой эры. Это были хорошо отполированные бронзовые или медные диски.
Стеклянные зеркала появились позже. Славились их изготовлением венецианцы. Секрет изготовления они держали в тайне. Раскрыть тайну чужеземцу значило совершить преступление. И если такое случалось, то казнили обоих.
Тайну зеркала древние не знали и приписывали зеркалу волшебную силу. Своё изображение принимали за духа, и если зеркало разбивалось, считали это событие предвестником несчастья.
- Из какого произведения следующие строки:
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело –
Говорить оно умело…
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
- Кто автор? (А.С. Пушкин)
- В сказке зеркальце разговаривало, а в жизни так бывает? (Нет)
- В каких ещё литературных произведениях вы встречались с зеркалом? («Королевство кривых зеркал», «Снежная Королева», «Алиса в Зазеркалье», …)
2. Работа в тетрадях.
- В сказках зеркало – это волшебный предмет. Но и ваши зеркала не так уж просты. Сегодня они помогут вам выполнить некоторые задания.
- Откройте рабочие тетради (стр. 40, №30). Прочитайте задание.

- С какой целью будем выполнять это задание?
- Выполняя это задание, вы сможете потренироваться находить в предметах линию симметрии.
- Как зеркало может вам помочь провести линию симметрии? (Если из части слова или картинки и его отражения получается целая картинка, значить линия симметрии найдена правильно.)
(Дети работают самостоятельно)
- Проверим.
Один мальчик тоже выполнял это задание. Проверьте его работу. (Правильно. Слово ШАЛАШ несимметричное из-за буквы Л.)
- Что интересного заметили в этом слове? (Читается одинаково слева – направо и справа – налево)
- Такие слова называют палиндромы (в переводе с греческого "бег назад") – ещё их называют перевёртышами.
- Есть ли ещё слова - палиндромы? (Топот)
- Можно ли было провести другие линии симметрии? Например, такие. (Да. Это линии симметрии каждого предмета.)
- Симметричными могут быть предметы и их расположение.
- Оцените свою работу. (Дети поднимают карточки разного цвета: зеленый – всё правильно, желтый – есть ошибка, красный – много ошибок.)
- Молодцы!
- Следующее задание (стр.40, №31). Прочитайте задание.

- Как правильно организовать работу? (Определить, симметричны ли предметы или нет; превратить их в противоположные.)
- Выберите сами задание, которое будете выполнять. Если хотите, можете пользоваться зеркалом.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища. Оцените её и покажите товарищу кружок нужного цвета.
- Поднимите руки те, чью работу оценили зеленым кружком.
- Желтым кружком.
- Красным кружком.
- Молодцы!
3. Где применяют зеркала
- Помогло вам зеркало?
- Где еще человек использует зеркала? (…….)
- Плоские зеркала в военном деле применяют в перископах. Эти приборы состоят из системы зеркал, которые позволяют следить за окружающим, находясь под водой или в глубоком окопе.
- Замечательная игрушка – калейдоскоп. Подсчитано: если взять для его изготовления всего 20 осколков стекла, то понадобится около 500 миллионов лет, чтобы пересмотреть все возможные изображения в калейдоскопе.
- В городе Иваново в музее ситца сделана с помощью зеркал имитация целого прядильного цеха: в музее стоит один станок, а видится их много.
VI. Подведение итогов и результатов урока
- Назовите тему нашего урока.
- На какой вопрос мы искали ответ?
- К какому выводу пришли?
- Что было интересно?
- Что вызвало затруднения?
- Пришла пора возвращаться обратно.
- Давайте Половинкину сделаем подарок. На память о себе рядом с его новым домом посадим сад.
- Вырежьте из цветной бумаги любое симметричное деревце.
- Как удобнее выполнить эту работу? (Согнуть пополам и вырезать только половину)
- Цвет выберите тот, который может рассказать о том, как вы сегодня поработали на уроке. (Зеленый +, желтый +/-, красный -)
- Будьте осторожны при работе с ножницами.
(На листе ватмана: гном Половинкин, его новый дом и дети приклеивают вырезанные деревья)
- Я тоже посажу деревце.
- Молодцы! Сегодня на уроке каждый хорошо поработал!
- Хлопнем в ладоши три раза. Раз, два, три! Вот мы и дома.
VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Предлагаю вам дома продолжить работу с зеркалом. В рабочих тетрадях на стр. 41, №32.

- Ответ на вопрос может быть в любой форме (устный или письменный).
- А ещё вы можете зашифровать при помощи зеркала слово или предложение и принести его на следующий урок. А мы попытаемся их расшифровать.
- Запишите домашнее задание.
- Урок окончен.
Приложение «Работа в группах»