Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Кипарис


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «КИПАРИС» (РИСОВАНИЕ КАРАНДАШАМИ)
Провела: воспитатель Осипова Г. В. МДОУ Детский сад №14 «Солнышко» г. Алушты
ЦЕЛИ: Уточнить знания детей о кипарисе; познакомить с историей его появления на крымской земле; учить передавать в рисунке пирамидальную форму кипариса; развивать интерес к природе родного края.
СЛОВАРЬ: кипарис, вечнозеленый, хвоя.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрация кипариса, легенда «Тополь, гранат, кипарис», цветные и простые карандаши, листы бумаги А4, стерки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за кипарисом на участке детского сада.
Ход занятия:
Сели ровно. Внимание!
В.: Пирамидки эти елки
У них не колкие иголки
И красивы и стройны
Елку юга назови.
(ответы детей)
Правильно и сегодня я вам расскажу о кипарисе. Растет кипарис в Крыму, где много тепла и света, без всякого ухода со стороны человека. Посмотрите на иллюстрацию - какое красивое дерево.
В: Как вы думаете сбрасывает ли кипарис осенью листву? Почему?
(ответы детей)
В: Кипарис – вечнозеленое дерево. Как вы это понимаете?
(ответы детей)
Тоненькие темно-зеленые листочки-хвоинки кипариса плотно прижаты к стволу и остаются всегда зелеными. Кипарис приносит плоды (круглые зеленые шишки), но они не съедобные. Семена кипариса вылущивают дятлы, синицы, воробьи. Из древесины кипариса делают статуэтки, шкатулки, мебель и даже корабли. Из хвои и плодов кипариса готовят лечебные масла и настои.
Кипарис считается деревом грусти и печали. А почему это так мы узнаем с вами из легенды «Тополь, гранат, кипарис». (читаю легенду)
Легенда о Тополе, Гранате и Кипарисе.

На Крымском берегу в нескольких верстах от Алушты жил честный рыбак со своею женою. Это были весьма смиренные и добрые люди. Двери их старенькой хижины постоянно были открыты для путников, которые могли найти в ней ночлег и приют. А дети-сироты и бедные вдовы могли получить здесь не только еду, но и слова ласки и утешения. Что и говорить, местные жители глубоко уважали эту семью. Хорошая слава шла о них по побережью. А близ с доброй шла слава дурная – о родных детях этих хороших людей, о трех дочерях. Старшая дочь, Тополина на вид была безобразной, небольшого роста, неловкая. А по характеру – очень презлая.
Для того, чтобы насолить соседям, она поднималась на крыши, подслушивала чужие тайны, а затем рассказывала о ним по всему побережью. Но чудовищней всего в ней было то, что она днями и ночами проклинала своих родителей за свою уродливость, за маленький рост.
Среднюю дочь звали Граната, была помешана на розовом цвете. Она попрекала родителей за то, что она не достаточно красива и ее щечки не розовые. А если бы она была розовой, подобно цветку, все останавливались бы и любовались ею с восхищением.
Относительно, Кипарисы, она была красива и весела характером. Однако под воздействием старших сестер тоже глумилась над родителями. Дескать, родили ее на свет божий ночью, а не днем, из-за этого она такая смешливая и резвая.
Непросто было родителям слышать укоры своих детей. Но что сделаешь? Любовь родителей беспомощна и слепа. Старики молча терпели выходки своих дочерей, терпели их насмешки. А, чтобы предотвратить неприятности, частенько уходили в горы. Там они могли жить по нескольку дней.
Один раз, когда они были дома, в домик ворвались все три их дочери. Разъяренные каким-то происшествием, они начали кулаками избивать отца и мать.
– О небо, – молили родители. – Есть ли такие силы, что могут защитить нас от наших же дочерей!
И как только произнесли они эти слова, неизвестно откуда раздался голос:
– Тополина! Ты проклинаешь свою мать, своего отца за то, что родилась небольшого роста. Так превратись же в высочайшее дерево, на котором никогда не будет ни цветов, ни плодов. Ни одна птица, помимо ворона, не не совьет на тебе гнезда…
–Твое желание, Граната, тоже сбудется. Ты превратишься в дерево с розовыми цветками, и все будут останавливаться и любоваться ими. Но никто не будет понюхать эти красивые цветы, ведь они будут без запаха. Твои плоды будут ярко-красными в середине, не смогут никого насытить, утолить ничьей жажды, ведь они не будут созревать…
– Тебя, Кипариса, постигнет судьба твоих сестер. Ты жаловалась на свой веселый характер – ты станешь растением печальным и красивым…
Насмерть перепуганные девушки выбежали из хижины. За ними бросились родители. Но их детей уже не было: во дворе стояли три до того времени неизвестных дерева. Одно подняло ввысь свои ветви, как будто хотело стать еще выше, другое было укрыто розовыми цветами, а третье замерло в грустном молчании.
А люди назвали эти три дерева именами дочерей – тополь, кипарис и гранат.
Красота и стройность кипариса привлекает внимание художников. Они часто рисуют их. И сегодня мы с вами тоже будем рисовать кипарис.
Динамическая пауза :«Мы устали чуточку»
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок,
Прямо спину ты держи
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Продолжим наше занятие. Давайте рассмотрим кипарис повнимательнее. Какую геометрическую фигуру он нам напоминает? (Ответы детей)
Правильно кипарис словно пирамидка сужается снизу вверх. Сначала мы нарисуем схему нашего кипариса простым карандашом : кладем перед собой вертикально лист бумаги и проводим, неотрывая руки, ровную линию сверху вниз по середине листа; дальше мы отмечаем слева и справа короткими вертикальными линиями внизу ширину кроны кипариса, которая будет сужаться к верху. Нижние веточки у нас смотрят вниз, последующие направлены к верху, стараемся новые веточки (слева и справа) рисовать короче на одно расстояние. И так до самой макушки. Прорисовываем боковые веточки. (Стираем лишнии линии стеркой).
Пальчиковая гимнастика:
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
А теперь выполняем нашу работу в цвете. Самастоятельное выполнение детьми работы. (С детьми, которым необходима помощь, работаю индивидуально).
Итог занятия: ребята, как называется дерево, которое мы сегодня с вами рисовали? (ответы детей) Где растет кипарис? (ответы детей) Какая у кипариса форма кроны? (ответы детей)
Выбираю по 1 ребенку с каждого ряда, он выбирает лучшую работу и объясняет товарищам почему она ему понравилась. Вместе с детьми оформляю выставку рисунков в группе.
Ребята, сегодня вы молодцы, все очень старались, улыбнитесь друг другу и пусть целый день у вас будет хорошее настроение .Занятие закончено.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДЕТИ АНАЛИЗИРУЮТ РАБОТЫ ТОВАРИЩЕЙ