Работа над крупной формой в классе фортепианно


План-конспект урока
«Работа над крупной формой в классе фортепиано».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Совершенствование знаний и исполнительских умений на примере изучаемого произведения И. Гайдн « Соната №7 D dur»
Задачи:
 -  Образовательные: осознанное восприятие классической сонаты как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, работа над выразительностью исполнения.
 -  Развивающие:  развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма». - Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.
Методы:
-  словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);
 - наглядный (прослушивание музыкального материала в исполнении педагога, , просмотр видеозаписи         исполнения данного произведения,);
- практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).
Структура урока:
1. Вступительная часть
2. Основная часть:
- работа над произведением: И. Гайдн « Соната  №7»
Экспозиция:
Главная тема
Побочная тема
Разработка
Реприза
3. Заключительная часть:
- итог урока;                                                                                        
- домашнее задание.
Приемы и методы
1. Вступительная часть(цель и ход работы).
Словесный, наглядный (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой: проигрывание педагогом данного произведения, просмотр, прослушивание видеозаписи исполнения произведения).
2. Основная часть (работа    над    произведением).
Словесный, ритмический, артикуляционный: силовой вариант, многократное повторение, способ постепенного удлинения при работе над регулировкой звучности, над выразительностью деталей. Педализация.
Методы для выучивания на память музыкального текста: мысленная игра, игра в медленном темпе, игра с опорных пунктов.
3. Заключительная часть (итог урока, домашнее задание).
Словесный, наглядный.
Учебно – методический комплекс:
1. Фортепиано,
2. Ноутбук,
3. Иллюстративный материал (видеозаписи,  нотный текст).
Ход урока:
1. Вступительная часть
Изучение произведений  крупной формы позволяют учащимся осознать основы и закономерности строения и развития музыкального  материала, стилевые особенности эпох. Специфическая особенность фортепианного обучения заключается в том, что мыслительная деятельность протекает в процессе исполнительского освоения произведения, когда учащийся не только умозрительно, но и посредством практических действий оперирует музыкальным материалом. Работа над произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.
2. Основная часть.
Работа над произведением.
Прослушивание и просмотр видеоматериала.
Исполнение произведения ученицей.
\Экспозиция:
Главная тема: Требует лёгкого краткого стаккато. Игривого характера.
Побочная тема: Напевная,. Добиваемся выразительного исполнения.
Разработка:. Добиваемся умения слышать  главную тему в другой тональности..
 Реприза: . Необходимо распределить вес в пальцах, чтобы звучание было естественным и звуки темы не потерялись в аккордах. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, педаль, цезуры, темп  в произведении. Добиваемся создания целостного образа.
       Исполняем произведение полностью с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.
3. Заключительная часть.
       Итог урока.
После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм.
Таким образом - средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.
При изучении произведения ученик осознает стилевые особенности классической музыки, проникает в понимание интонации, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро -ритмические особенности.
        Домашнее задание:
отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.
Список литературы:
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.
Теплов  Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избр.  Труды в 2-х томах. М., 1985.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.
Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. - М., 2002.
Нотный материал: И.Гайдн « Соната №7, D dur».