Презентация Учет доминирующей модальности и репрезентативной системы обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО


Учет доминирующей модальности и репрезентативной системы обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО»Презентацию подготовила педагог – психолог МОУ «Липицкая СОШ» Семенцова О.С.2015 г. Актуальность Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Как никогда, актуальным для учителя, становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных личностных особенностях обучающихся, применять эти знания в различных видах и формах деятельности и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению обучающихся на каждом возрастном этапе. А получить точную и правдивую информацию каждому учителю может помочь компетентный в данном вопросе специалист – психолог.   Итак, что же такое модальность? Модальность – это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховая, зрительная, тактильная). В переводе с латыни данный термин означает «способ».Модальность в психологии - это общее наименование и каналов первичного восприятия, и каналов внутренней обработки информационного материала.Другими словами, это познавательный стиль, т.е. те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – так же они известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия. Так ли это важно, выявлять и учитывать доминирующую модальность?   Да, важно! Так как доминирующие каналы восприятия информации детьми – это показатель усвоения учебного материал. Учёт учителем индивидуальных особенностей обучающихся позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и оказывать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученику. в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:дискретывизуалыаудиалыкинестетики ВИЗУАЛЫ Словарь общения. - визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением. Особенности внимания. - визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания. - визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Специалисты говорят:- от визуала можно требовать быстрого решения задач. При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: - визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; АУДИАЛЫСловарь общения. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием.Особенности внимания. Аудиал легко отвлекается на звуки. Особенности запоминания. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Специалисты говорят:от аудиала –можно требовать немедленного повторения услышанного им материала . При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: - аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием. КИНЕСТЕТИКИСловарь общения. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения.Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Особенности запоминания. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.Специалисты говорят:От кинестетика лучше не ждать быстрой реакции - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!  При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.   дискреты- у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Как же распознать ведущий канал восприятия ребенка? Анкетирование родителей на предмет определения принадлежности ребёнка к той или иной модальности.Наблюдение за учащимся в урочное и внеурочное время, основанное на информации и знаниях о типах модальности. Ведущий канал восприятия проявляется даже в таком несложном занятии, как запись домашнее задание, написанного учителем на доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. Многое даст наблюдение за поведением детей на переменеВизуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. Разумеется, очень важнообщаться с ребенком на "его языке"с визуалом, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение, выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания, записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;с аудиалом, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;с кинестетиком, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания, позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке" визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу - сказать шепотом"ш-ш-ш"; кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. О чем говорят эти наблюдения? О том, что не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку, а предоставить возможность сделать выбор самому, как провести свободное время. Особенности организации уроков с учетом репрезентативной системы обучающихся.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ведущая репрезентативная системаОсобенности проявления репрезентативной системы и способы организации работы в учебно-воспитательном процессе.Визуальная репрезентативная системаВ процессе проведения уроков на различных этапах следует использовать таблицы, графики, рисунки, иллюстрации, фотографии, учебные фильмы или презентации.У визуалов хорошо развито образное мышление, важное значение имеет раздаточный материал, причем значительную роль играет эстетика его оформления. Свою работу могут помногу раз переписывать, чтобы было «красиво».На уроках визуалы обычно усидчивы и сосредоточены.Виды самостоятельной работы: находить что-то в учебнике, тетради, рассмотреть, сделать вывод, списать с образца, зрительные диктанты, задания на нахождение ошибок, работа по иллюстрации. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ведущая репрезентативная системаОсобенности проявления репрезентативной системы и способы организации работы в учебно-воспитательном процессе.Аудиальная репрезентативная системаВажно: устные объяснения учителя, сообщения обучающихся, дискуссии, чтение учебника вслух, диалоговый режим.При общении необходимо использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту).Легко отвлекается на звуки, на уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении.Типы заданий: прочитывать вслух задание, сочинять что-либо и рассказать классу, объяснять что-то соседу по парте, устный счет с закрытыми глазами, слуховые диктанты, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ведущая репрезентативная системаОсобенности проявления репрезентативной системы и способы организации работы в учебно-воспитательном процессе.Кинестетическая репрезентативная системаВажно: использовать жесты, прикосновения, обязательно давать возможность моторной разрядки (написать на доске, провести физкультминутку, и т.п.), так как запоминание материала у кинестетика легче происходит во время движения.Если изучается какая-то справочная информация кинестетику обязательно нужно записать ее самому.Использовать ролевые игры, работу в группах, выполнение заданий с использованием реальных предметов, экскурсии.Замечание надо делать физическим воздействием, например, положить руку на плечо, взять за руку и т.п. Телесные наказания недопустимы.Типы заданий: рисование, моделирование, пантомима. Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем « репрезентативном языке», т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации. для «правополушарных детей» характерно образное мышление.для «левополушарных детей » - характерно логическое мышление. {10A1B5D5-9B99-4C35-A422-299274C87663}ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕОБЛАСТИ СОЗНАНИЯПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕОБЛАСТИ СОЗНАНИЯлогическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальноеинтуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговоеЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИКПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИКВидит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Испытывает дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги. Левополушарные учащиесяРабочая полусфера - правая; классическая посадка за партами.Условия необходимые для успешной учебной деятельности: деталиабстрактно-линейный стиль изложения информациитишина на урокеработа в одиночкумногократное повторениезадание на поиск ошибокзадание в символахМетоды проверки:Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа). Правополушарные учащиесяРабочая полусфера – левая; посадка полукругом.Условия необходимые для успешной учебной деятельности: контекст связь информации с реальностью, практикатворческие заданияэкспериментымузыкальный фонречевые и музыкальные ритмыработа в группахсхемы, таблицы, карточкиролевые игры, инсценировкаМетоды проверки:Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “открытого” типа (собственный развернутый ответ). Время проведения тестирования в каждом классе – 10 минут.Данное тестирование рекомендуется проводить со второго класса, т.к. учащиеся первых классов не владеют чтением и письмом в совершенстве.Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».Инструкция. Учитель размещает на доске все карточки, перемешав их, и предлагает учащемуся разложить все карточки по три штуки на 3 группы так, что­бы в каждой группе было что-то общее между словами.Учащимся раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои результаты. Для определения функциональной асимметрии полушарий мозга используется тест И. П. Павлова. Оценка результатов:I вариант:1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художествен­ный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.II вариант:1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доми­нирование левого полушария.III вариант:Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.Если учащийся не справился с заданием или не дал ответ по одному из предложенных вариантов, то с ним рекомендуется поработать индивидуально. Возможно, ребёнок не понял смысла задания. Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как типы репрезентативных систем, ведущее полушарие, могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС НОО. Учитель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.