Урок по окружающему миру, 3 класс на тему Воздух и его свойства


Учебный предмет: окружающий мир
Урок – проект
Класс – 3
УМК «Гармония»
Тема: Воздух и его свойства
Цели обучения:
Показать важность воздуха для всего живого;
Сформировать представление о составе воздуха и о его свойствах;
Разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;
Цели развития:
Развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом;
Учить обучающихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения;
Развивать личностные качества обучающихся, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности;
Цели воспитания:
Воспитание культуры учебного труда через чёткую организацию урочной деятельности.
Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, в быту, в классе.
Оборудование:
для обучающихся: алгоритмы действий, раздаточный материал; приборы для опытов; принадлежности для рисования; справочная литература.
для учителя: учебные принадлежности.
Средства наглядности: картинки с изображением природных объектов; смайлики, показывающие настроение.
Технические средства: мультимедиа, компьютер.
Ход урока
Организационно – мотивационный момент.
- У вас на партах лежат смайлики, если вы пришли на урок с желанием учиться, узнать что-то новое, проявить себя, то поднимите их вверх и поприветствуйте друг друга.
Этап . Подготовительный, погружение в проект.
Задача для учителя:
Познакомить с замыслом проекта, мотивировать учащихся на познавательную деятельность. Определить цели и проблему проекта.
Задача для обучающихся:
Обсудить предмет исследования с учителем; получить дополнительную информацию по теме; уточнить и корректировать цели.
Посмотрите на группу предметов, что их объединяет? (мяч, шар)
- Посмотрите, а что находится в этой бутылке? А если я утоплю ее в ведре с водой? Так что за «невидимка» сидел в бутылке?
- Так какое вещество мы будем изучать на уроке?
Послушайте стихотворение и скажите: - Что вы узнали о воздухе?
Он прозрачный невидимка,
Легкий и прозрачный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Работа с текстом учебника. У. стр.70.
«Чем важен воздух для всего живого на Земле?»
(Самостоятельное чтение )- Чем важен воздух для всех обитателей Земли?
( Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Помогает летать птицам и насекомым. Передает звуки)Обобщение учителя:
Как воздух помогает нам говорить и слышать? Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука.
На Луне нет воздуха и переговариваться можно только через специальные устройства или знаками.
Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим и поем, летаем на самолетах и вертолетах, плаваем на яхтах и убираем пыль пылесосом, чувствуем запахи.
Презентация.
-Что такое воздух? Из каких газов он состоит?
(Воздух-это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. При дыхании человек поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода.
Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. А когда воздух нагревается движутся быстро, сталкиваются сильнее.)
- Из чего же состоит воздух?
Воздух-это смесь газов. В его состав входят:
Азот
Кислород
Углекислый газ
Водяной пар
Пыль, сажа
Ядовитые газы
Пыльца растений
Бактерии
- Сравните состав воздуха над заводом, над озером и над лесом.
- Одинаковое ли количество кислорода в разных местах?
(Больше всего в воздухе азота и кислорода, но даже небольшие примеси ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.)
-Сравните состав воздуха в классе до начала урока и после его окончания.
(Люди и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.)
- Может ли исчезнуть кислород из воздуха?
(Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом)
- Как нужно относиться к зеленым насаждениям?
(Высаживать деревья, не ломать ветки, не затаптывать траву на газонах, не мусорить)
Вывод: Мы с вами убедились, что воздух важен для всего живого.
- Какими же свойствами обладает воздух?
- Какое явление происходит в природе благодаря движению воздуха? (ветер)
ФизминуткаВетер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Этап. Планирование и организация деятельности
Мотив: Все мечтают когда-то отправиться в путешествие . Мы тоже подготовимся к путешествию на воздушном шаре.
- Что мы должны сделать, чтобы воздушный шар полетел ?А для того, чтобы полететь мы должны изучить свойства воздуха.
Задача для учителя : Предложить идею проекта, высказать предположение по решению задач проекта, организовать группы, распределить роли в группах.
Задача для обучающихся: Установить план действий, сформулировать задачи, распределить роли в группе.
Проблема: Изучить свойства воздуха.
Гипотеза: Если мы изучим свойства воздуха, то сможем объяснить многие явления. Почему в окна вставляют двойные рамы? Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?
Для этого мы проведем эксперимент.
Определение групп по направлению деятельности.
Выделение цели и задач каждой группы.
а) распределение ролей: руководитель группы, исследователь, художник, докладчик.
б) Провести наблюдение.
в) Зарисовать результат
г) Сформулировать свойства воздуха.
4. Определить источник информации.
5. Определить способ представления результатов деятельности.
д) Подготовить презентацию.
1 группа. Опыт1 Т.стр.26
Цель: определить , почему в опущенном в воду перевернутом стакане вода не поднялась выше?
Вывод: Свойство воздуха - упругость.
2 группа. Опыт 2 Т.стр. 26.
Цель: изменить объем воздуха в шарике, как показано на рисунке. Пронаблюдать, что произойдет, если снять книгу?
Вывод: Свойство воздуха – упругость. Воздух занимает весь объем.
3группа. Опыт3 и 4. Т.стр.26.
Цель:
1. Надеть воздушный шарик на сосуд и поставить его в горячую воду. Наблюдай, что происходит с шариком.
2. Поместить в холодильник надутый воздушный шарик. Посмотреть через час, как он изменился. Наблюдай, что будет происходить с шариком в теплом помещении.
Вывод: При охлаждении упругость воздуха ослабевает, а при нагревании усиливается.
4группа.
Цель: дать объяснения вопросам , пользуясь дополнительными литературными источниками.
- Чем греет меховая шуба?
- Что находится между стеклами в двойных рамах?
- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?
Вывод: Воздух плохой проводник тепла и холода.
5 группа.
Т.стр.26 № 60
Цель: выявить свойства чистого воздуха.
Цвет, запах, вкус, занимает весь объем.
Вывод: не имеет цвета, запаха, вкуса, занимает весь объем.
Этап. Исследование.
Задача для учителя : наблюдать, советовать, косвенно руководить деятельностью, консультировать к презентации.
Задача для обучающихся: выполнить исследование, решить промежуточные задачи, анализировать информацию, подготовить материалы к презентации.
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Формулировка выводов.
Оформление работы.
Подготовка презентации.
Этап. Представление результатов исследования.
Задача для учителя: проанализировать каждое выступление, задать вопросы, оценить усилия учащихся.
Задача для обучающихся: внимательно выслушать выступающих, обсудить найденный способ решения проблемы, участвовать в оценке путем коллективного обсуждения.
Демонстрация результатов.
Анализ работы групп.
Этап. Итог урока.
- Проведенные исследования помогли нам выявить свойства воздуха и объяснить многие явления.
- Кому хочется отправиться в путешествие на воздушном шаре?
- Для того, чтобы это сделать мы должны использовать все свойства воздуха. Запишите на обложке воздушного шара свойства воздуха.
Комментирование оценок.
Этап. Домашнее задание.
Т.стр.25 №59,№60. Повторите свойства воздуха.
Викторина по желанию.
Этап. Рефлексия «Лесенка самооценки»
Задание для 1 группы
Выберите докладчика.
Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 3 и 4.
а) Надень воздушный шарик на сосуд и поставь его в горячую воду. Наблюдай, что происходит с шариком.
б) Помести в холодильник надутый воздушный шарик. Посмотри через час, как он изменился. Наблюдай, что будет происходить с шариком в теплом помещении.
3. Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление
Задание для 2 группы
Выберите докладчика.
Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 1.
Опустите в воду перевернутый стакан. Почему вода не поднялась выше?
3. Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление
Задание для 3 группы
Выберите докладчика.
Задание: Тетрадь стр.26 № 61. Опыт 2.
Измените объем воздуха в шарике, как показано на рисунке. Положите книгу на шарик. Наблюдайте, что происходит с шариком. Уберите книгу, что произошло?
Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление
Задание для 4 группы
Выберите докладчика.
Задание: Найдите в энциклопедии «Почемучка» на стр.207-208 ответы на вопросы:
а) Чем греет меховая шуба?
б) Что находится между стеклами в двойных рамах?
в) Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?
Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление
Задание для 5группы
Выберите докладчика.
Задание: Тетрадь стр.25 № 60. Определите свойства чистого воздуха:
-цвет
- запах
- вкус
- занимает весь объем?
Зарисуйте результат.
4. Сделайте вывод. Свойство воздуха.
5. Приготовьте выступление
Викторина на тему: «Воздух и его свойства»
Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.
А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?
В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?Для чего в кирпичах делают дырочки?
Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?
Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!
А почему?
Викторина на тему: «Воздух и его свойства»
Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.
А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?
В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?Для чего в кирпичах делают дырочки?
Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?
Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!
А почему?
Викторина на тему: «Воздух и его свойства»
Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.
А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?
В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?Для чего в кирпичах делают дырочки?
Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?
Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!
А почему?
Викторина на тему: «Воздух и его свойства»
Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.
А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?
В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?Для чего в кирпичах делают дырочки?
Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?
Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!
А почему?
Викторина на тему: «Воздух и его свойства»
Снеговики стоят у дорожки: один – «нагишом», другой – в рогожке.
А ну, почемучки, кто угадает: какой снеговик самый первый растает?
В каких варежках теплее в шерстяных или меховых?Для чего в кирпичах делают дырочки?
Как называется воздушный шар с летчиком и пассажирами?
Шарик, в космос не лети - разорвет тебя в пути!
А почему?