Обобщение педагогического опыта Повышение качества преподавания математики через внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Смородинская средняя общеобразовательная школа»
Повышение качества преподавания математики через внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения.
(обобщение актуального педагогического опыта)
Выполнила:
Шелихова Наталья Леонидовна,
учитель математики
МБОУ«Смородинская СОШ»
Грайворонского района
Смородино2015
Содержание:
Информация об опыте…………………………………………………....3
Технология опыта……………………………………………………..9
Результативность опыта………………………………………………...13
Библиографический список ……………………………………….....15
Приложение к опыту …………………………………………………...16
РАЗДЕЛ I.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Условия возникновения опытаОбразование – это индустрия,
направленная в будущее.
С. П. Капица.
МБОУ «Смородинская СОШ» расположена в населенном пункте на окраине Белгородской области. Село большой протяженности, с большим разветвлением улиц, расстояние между крайними домами достигает до четырех километров. В школе обучаются дети из соседнего села. Социальный статус семей неоднороден, но почти в каждой семье, где есть ребенок, имеется доступ к сети интернет. Исходя из описанных особенностей поселения, учащиеся, все чаще, общаются между собой через информационную сеть интернет.
Введение инновационного характера образования продиктовано самим временем. Ребенок растет в среде инновационных технологий, с каждым годом усовершенствуется окружающая его техника, вызывая неизмеримый интерес к себе. Придя в школу- ребенок попадает в рамки «старого» образования. Возникает противоречие между окружающей, интересной, яркой, компьютерной действительностью и скучной, неинтересной, книжной учебой в школе. Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:
загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации учащегося к обучению;
требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.
Данное противоречие, по мнению учителя, ведет к снижению интереса учащихся к урокам математики, к понижению качества знаний по предмету. Опрос учащихся показал:

Среднее значение 59% от общего количества учащихся.

Среднее значение качества знаний по математике 62,3%
Для решения данного противоречия необходимо изучить и внедрить в образовательный процесс новые технологии обучения, которые позволять стереть грань противоречия, между реальным миром инновационных технологий и миром о5бразовательного процесса.
2. Актуальность опыта.
В феврале 2011 года Президент РФ утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, одной из целью которой, является обеспечение инновационного характера базового образования.
Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, необходимо использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Применение компьютера на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся
3. Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении в образовательный процесс новых технологий обучения для формирования мотивации к изучению математики, для повышения качества знаний по предмету. Для решения данной темы учитель применяет многочисленные инновационные технологии, наиболее часто применяемые из которых: информационно – образовательные технологии, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология. Использование компьютерных технологий на уроках за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.
4. Длительность работы над опытом.
Работа над опытом велась в течение 3 лет:
I этап (2011-2012 учебный год) – выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения;
II этап (2012-2013 учебный год) – этап корректировки задач, методов и средств достижения целей;
III этап (2013-2014 учебный год) – становление опыта, оценка результатов.
5. Диапазон опыта
Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности по математике в 4-11 классах общеобразовательной школы, внеурочную деятельность учащихся, представляет собой единую систему «урок – внеклассная работа».
Теоретическая база опыта
Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого, помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.
Познавательная активность – это качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности. Современная психология и педагогика рассматривают виды познавательной деятельности человека: предметную, игровую, учебную, трудовую, в процессе которой приобретается система знаний.
Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К.Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.
Педагог — новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на уроках и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова.
Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.
Реализация педагогической идеи применения ИКТ на интегрированных уроках построена на применении основных педагогических принципов:
развивающего обучения;
научности и посильной доступности;
целеполагания и мотивации;
сознательности и прочности усвоения знаний;
самостоятельности и творческой активности;
наглядности.
При этом появилась возможность привлекать информационно – образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на уроках и внеурочной деятельности:
метод блочной подачи материала;
частично – поисковый метод;
метод проектов.
интерактивный диалог;
управление моделями, представляющими учебные ситуации;
автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Работая учитель математики, применяя новые технологии на уроках, добивается хороших знаний по предмету, потому что признает сквозное преподавание математики с 5-ого по 11-ые классы, когда у учителя — предметника есть главный ресурс — время, чтобы формировать учебные навыки и умения, а затем развивать различные компетенции: учебные и личностные. Формируются они как в учебной деятельности, так и внеурочной. Только тогда видны результаты обучения и воспитания, и можно сказать, что учитель выучил ученика, и есть кому нести дальше накопленный опыт.
7. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что в нем проблема повышения качества преподавания математики решается путем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках математики, должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов. Новизна опыта состоит в реализации следующей методики для активизации познавательной деятельности учащихся:
поиск, регистрация и накопление информации о затруднениях, которые возникают у учащихся в решении различных задач по предметам;
поиск и разработка моделирующих программ для имитации типичных проблемных ситуаций;
использование этих программ в модельных экспериментах;
выбор оптимального решения по результатам экспериментов;
отображение существенных связей и факторов между явлениями;
приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы.
Новизна опыта состоит в высвобождении ресурса времени учителя и ученика при изучении смежных тем на уроках «Компьютер на уроке математики», «Компьютер и домашнее задание» и автоматизации процессов контроля.
Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.
8. Характеристика условий
Материалы опыта могут быть использованы учителями математики в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий, независимо от определённого учебного методического комплекта.Раздел II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель педагогического опыта: создать условия для повышения качества знаний учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Гипотеза – применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к изучаемой дисциплине. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.
Для создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на уроках математики, применяя ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности учащихся ставлю следующие задачи:
Научить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;
Научить выделять проблемные моменты в изучаемых темах по математике;
Организовать поиск решения различными способами;
Применять наглядность и «живые» картинки для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;
Организовать внеурочную деятельность, учебную работу учащегося средствами ИКТ;
Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.
Применение ИКТ на уроках открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На одном интегрированном уроке математики с различными дисциплинами можно:
усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;
организовать деятельностный подход в обучении;
достичь привлекательности уроков;
дифференцировать процесс обучения.
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Учитель проводит уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний, интегрированные уроки математики и экономики, математики и информатики, уроки компьютерного тестирования и др. Уроки проходят в кабинете, используются компьютеры и экран, на который проектируется фрагмент урока. В качестве программного обеспечения учитель использует готовые продукты, разработанные производителями. Учась математике, учащиеся развивают логику, интеллектуальное мышление, творческие способности. Создав свою задачу, с данными, как продукт своей деятельности, ученик получает огромное удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает самореализации личности. Работа проводится под руководством учителя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи и взаимопониманию, партнерским отношениям «Учитель — ученик». Технология применения ИКТ на уроках математики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.
Использование ИКТ автор опыта начинает с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумывает возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение ИКТ должно быть методически обоснованно.
Уроки должны включать организационные и содержательные моменты. Организационный момент состоит в продумывании способов применения компьютера на уроках как средства информации, средства наглядности, поиска информации в Сети, учебно- исследовательской работы учащихся, а содержательный этап – это проект урока: цель урока, задачи урока, организация деятельности ученика и учителя, анализ эффективности использования ИКТ на уроке, как средства активизации учебной, познавательной деятельности учащегося.
В педагогической практике уже в течение ряда лет учитель ведет работу по использованию НИТ (новых информационных технологий) в обучение. Обобщая, накопленный опыт, он выделяет три варианта применения НИТ:
1) использование программ – тренажеров;
2) использование программ – тестов;
3) компьютерный эксперимент.
Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Например, при прохождении темы «Интернет, его возможности», десятиклассники сдавали зачет в виде теста за компьютерами. Учащиеся выполнили задания, и компьютерная программа сама оценила их работу. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога. На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным. В нашей школе, под моим руководством, в свободное от занятий время у выпускников есть возможность подготовиться к ЕГЭ благодаря использованию различных методических дисков.
Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.
Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Основываясь на это направление, мы решаем очень большое количество задач с применением технологии компьютерного моделирования. Преимущество использования компьютерного эксперимента: программируя электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные, автоматически получаем результаты вычислений; за урок можно провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики; построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу, но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие нескольких вариантов решения.
Таким образом, развивается логическое мышление учащихся, отрабатывается алгоритм решения задач, что позволяет легко решать конкурсные и олимпиадные задачи данного типа.
Такой предмет как математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы обучение математике охватило всех школьников с различным уровнем подготовки и в этом, несомненно, поможет описанный опыт.
Раздел III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬОПЫТА
Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат:
повышение интереса к предмету
повышение качества знаний по математике за последние 3 года
увеличение количества учащихся – победителей различных предметных олимпиад и конкурсов
результаты сдачи ГИА и ЕГЭ.
Учащиеся выпускных классов успешно сдают математику. Работа с использованием новых информационных технологий, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты муниципальных, районных и краевых олимпиад.

Среднее значение 75% от общего числа учащихся. Увеличение на 16%

Позитивная динамика успеваемости и качества знаний за время применения технологии (успеваемость 100%, качество знаний увеличилось за три года на 13,95% и составило 76,25%
Внедрение в учебный процесс преподавания математики, новых информационных технологий в частности компьютерного тестирования, позволило учителю добиться не только повышения качества знаний по предмету, но и успешной сдачи учащимися ГИА и ЕГЭ. Результат:
1.100% сдача экзаменов выпускниками.
Учебный год Класс Кол-во учащихся % успеваемости Средний балл
ГИА, ЕГЭ
2011-2012 9 6 100 15,8
2012-2013 9 7 100 22
11 5 100 47,6
2013-2014 11 5 100 36
2. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в математических олимпиадах различного уровня и улучшение результативности.Учебный год Кол-во учащихся Кол-во лауреатов Кол-во победителей
2011-2012 3 1 2012-2013 8 2 2013-2014 5 3 1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.
Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов н/Д: Март, 2005. – 189 с
Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. – 2 – е изд.; стер. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. – 3-е изд.; испр. и доп. – М. : Ростов н/Д: Март, 2006. – 333 с.
Гостии A.M., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998
Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникационные сети интернет. // ИЯШ. - 1998. - №1
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии.. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003
Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
Интернет-ресурсы
Приложение №1
Интегрированный урок математики и информатики в 9-м классе по теме «Построение и преобразование графиков квадратичной функции»
Объяснение нового материала. Практическая работа.
- Мы знаем, что компьютер – инструмент, который работает с конкретными математическими моделями, давайте и мы выделим математическую модель квадратичной функции у=а(х+m)2 + nЗадание 1. На рабочем столе лежит файл электронных таблиц “Графики”.
На диске С: создайте папку “Практическая работа по математике” и переместите этот файл в созданную папку (Как перейти на диск С:? Как создать папку? Как переместить файл в эту папку?)
С помощью электронных таблиц мы будем строить графики функций, а ваша задача пронаблюдать за последовательностью построения графиков и попробовать сформулировать алгоритм построения графиков функций данной модели.
Инструкция по работе с программой:
Перед вами 3 столбца чисел
блок A10:A30 – это значение переменной х
блок B10:B30 – это значение функции у=х2
блок C10:C30 – это значение функции у=а(х+m)2 + n.
При вводе в ячейки E4, E5, E6 чисел автоматически пересчитываются значения функции в блоке C10:C30. Такое достигается, если мы используем, какие ссылки при составлении формул?
– Правильно, абсолютные ссылки.
По блокам B10:B30 и C10:C30 построены диаграммы в виде линейных графиков. Мы видим сразу два графика, синий график это график функции у=х2 будет оставаться на месте, а красный график, это график функции у=а(х+m)2 + n будет сдвигаться в зависимости от чисел которые вы введете в ячейки E4, E5, E6.
У вас на столах лежит задание для практической работы, вы должны параметрам a,m,n придать различные значения и сделать вывод куда будет сдвигаться график. В конце работы попробуйте составить алгоритм построения графика у=а(х+m)2 + n.
(Учащиеся работают в группах за одним компьютером по 2 человека).
Преобразование графика квадратичной функции f(x)=x2.
Задание: Построить график у=а(х+m)2 + n и описать преобразование.
Алгоритм разбирается и показывается на слайде.
Построить график функции у=|a|x2 (по точкам).
Eсли а<0 применить осевую симметрию относительно оси OX.
Осуществить сдвиг графика вдоль оси OX на |m| единиц масштаба влево, если m>0, и вправо, если m<0.
Осуществить сдвиг полученного графика вдоль оси OY на |n| единиц масштаба вверх, если n>0,и вниз, если n<0.
Приложение №2
Интегрированный урок геометрии и информатики в 10-м классе по теме
«Двугранный угол. Решение задач. Трехгранный угол»
Цель урока:
Сформировать у учащихся конструктивный подход по выработке умений и навыков находить угол между плоскостями.
Познакомить учащихся с понятием многоугольного угла и трёхгранного угла, примерами этих углов. Рассмотреть ограничения на значение плоских углов многогранного угла.
Заслушать отчёт исследовательской работы по свойству линейных углов трёхгранного угла.
Решение задач по готовым чертежам (на слайдах) позволяет увеличить наглядность подаваемого материала, развивает пространственное воображение. В ходе урока, благодаря заранее подготовленной презентации, можно выполнить значительно большее количество заданий.
Данный урок по геометрии разработан с использованием модульной технологии и ИКТ и рассчитан на два академических часа. Это комбинированный урок с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика. Учитель на этом уроке координирует и направляет учебную деятельность ученика. Для развития познавательной деятельности обучающихся на уроке рассматриваются результаты исследовательской деятельности. На каждом этапе урока осуществляется рефлексия.
Схема деятельности ученика на уроке такова:
Ученик выполняет указание
Решает основное задание
Осуществляет самоконтроль (проверка по эталону)
Выполняет коррекцию
Переходит к следующему учебному элементу
Осуществляет самоконтроль ( проверка по эталону)
Обращается за помощью к учителю.
Работать в «режиме само» помогает компьютер. Изучение нового материала — с использованиеммультимедийного учебника. Дополнительные теоретические сведения выделены на презентации, а затем рассматривается задача из сборника для поступающих в ВУЗы под редакцией Сканави. Компьютерная поддержка помогает экономить время на уроке, показывает обучающимся примеры отлично выполненных чертежей. На этом уроке ИКТ используется в качестве:
инструмента познания;
средства обучения;
средства развития личности обучаемого;
средства управления образовательным процессом;
средства коммуникаций;
средства автоматизации процесса контроля, коррекции результатов.
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• сбор материала по теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство  школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
Приложение №3
Интерактивные модели




Приложение №4
Тестирование