Урок по географии. Тема:Как нагревается атмосферный воздух

Тема урока: Как нагревается атмосферный воздух
Цель: Изучить причинно-следственные отношения между характером подстилающей поверхности температурой воздуха над ней.
I. Образовательные задачи:
Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней.
Продолжить формирование обще учебных умений и навыков.
II. Развивающие задачи:
Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.
Приучать учащихся коллективно добывать знания.
Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.
III. Воспитательные задачи:
Повышать активность учащихся раскрывать их возможности.
Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Оборудование:
ПК, атласы для 6 класса; проектор, карточки с географическими задачами для индивидуальной работы


План изучения нового материала (запись на доске):
Солнечные лучи в атмосфере
Подстилающая поверхность
Нагревание атмосферного воздуха
Практическая работа: анализ суточного хода температуры, вычисление суточной амплитуды колебания температуры воздуха.
Ход урока:
1. Организационная часть урока:  Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка наглядного материала, оборудования.
2. Актуализация знаний учащихся
Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках:
1.Что такое атмосфера?
2.Из каких газов состоит воздух?
3.Назовите слои атмосферы.
4.С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?
3. Сообщение темы, цели и плана урока.
Ребята отгадайте загадки:
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ...
Март
Из окна в окно золотое веретено
Луч солнца
Самуил Маршак писал:
Рыхлый снег темнеет в марте, Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте на стене.

Сегодня на уроке мы рассмотрим с Вами причины нагревания атмосферного воздуха.
Запишите тему урока в тетрадях: Как нагревается атмосферный воздух. (слайд 2)
Работать на уроке мы будем по плану:
Солнечные лучи в атмосфере
Подстилающая поверхность
Нагревание атмосферного воздуха
Практическая работа: анализ суточного хода температуры, вычисление суточной амплитуды колебания температуры воздуха.

Солнце- главный источник энергии, но только малая часть ее достигает целиком поверхности Земли. Рассмотрим пути солнечных лучей в атмосфере рис 73 на с. ( слайд 3,4,5)
Часть солнечных лучей поглощается, рассеивается в тропосфере и отражается обратно в космическое пространство, часть расходуется на превращение кислорода в озон. В результате только 45 % потока Солнца доходит до Земли и поглощается ею, то есть расходуется на ее нагрев.
Задание: подпишите значения долей (в %) солнечной энергии, поглощенной Землей и отраженной ею в космическое пространство.
( слайд 6)
Подстилающая поверхность – поверхность Земли, которая взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Запишите определение в тетради. (слайд 7 )
Величина нагрева поверхности зависит от угла падения лучей, так как одно и то же количество тепла приходится на разную площадь поверхности. Рис. 74 на с. 125 учебника.
Проблемная ситуация: почему снег на крышах весной тает быстрее, чем снег на земле? (рис «домик» на доске)
Прочитайте на с. 124 последний абзац.
Запишите в тетради: Чем больше угол падения солнечных лучей, тем быстрее нагревается поверхность.

Величина нагрева поверхности земли также зависит и от способности подстилающей поверхности отражать и поглощать солнечную энергию. Снег, вода отражают лучи солнца больше всего (70-90%), а влажная почва отражает только 5 % солнечных лучей. (слайд 8 )
Задание: Укажите, какую часть солнечной энергии поглощают различные виды подстилающей поверхности. (заполнить таблицу) Сделайте вывод: Какой вид подстилающей поверхности больше всего поглощает солнечную энергию?
Ребята посмотрите фрагмент фильма «Воздух в природе» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (от 3м 55 сек до 4 мин 11сек)
Дома посмотрите это видео полностью. Ссылка на сайт дана в учебнике после параграфа.
Что Вы узнали из просмотренного фрагмента ?
Правильно, атмосферный воздух нагревается не от солнечных лучей, а от подстилающей поверхности. Прочитайте абзац «Нагревание атмосферного воздуха» на с. 125 учебника. Запишите в тетради: С поднятием на каждые 1000 м (1 км) температура воздуха уменьшается на 6 градусов.
Рассмотрим задачу: У подножия горы высотой в 3000 м температура атмосферного воздуха 25 градусов по Цельсии, какая температура будет на вершине этой горы?
В течение суток температура атмосферного воздуха колеблется. Днем солнечные лучи нагревают подстилающую поверхность, от которой нагревается воздух, а ночью, когда подстилающая поверхность охлаждается, атмосферный воздух тоже охлаждается.
Практическая работа:
Рассмотрим таблицу температуры воздуха в Москве 16 апреля 2013 года. (слайд 9 )
Во сколько часов наблюдается наибольшая температура воздуха в этот день и наименьшая?
Восход солнца в этот день был в 6 часов 24 мин, а температура воздуха начала увеличиваться только в 9 часов 00 мин. ( это доказывает то, что атм. воздух нагревается не от солнечных лучей, а от поверхности земли)
Максимальную температуру воздуха наблюдали в 14 часов 00 мин, хотя солнце в зените было в этот день в 13 часов 30 мин.
(подстилающая поверхность продолжает греть воздух)
Определив разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха ( 16-7=9 ) мы получим величину суточной амплитуды колебания температуры воздуха в 9 градусов.
Запишите в тетрадях определение: (слайд 10)
Суточная амплитуда температуры воздуха это разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха.
5. Подведение итога урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке? Почему?
- Что бы хотелось выполнить еще раз?
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке и выставление отметок за работу.
7. Домашнее задание: & 24 Выполнить работу на с. 126 учебника и записать в р.т. стр. 63. (слайд 11 )