Конспект урока Как нагревается атмосферный воздух (6 класс)


Тема урока: «Как нагревается атмосферный воздух», география 6 класс
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-практикум
Автор: Гурьянова Антонина Анатольевна,
учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 51
Тема : «Как нагревается атмосферный воздух»
Планируемые образовательные результаты: - предметные: осваивать систему географических знаний о природе
- метапредметные: умение слушать учителя и делать выводы; применение математических вычислений при решении географических задач (выработка практических навыков);
- личностные осознание географии в повседневной жизни людей;
Цели: формирование знаний по теме урока «Как нагревается атмосферный воздух».
Задачи образовательные – применения полученных знаний, уметь решать практические задачи; развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, уметь работать со статистическими данными; воспитательные – формирование культуры общения, умение вести диалог с аргументацией.
УУД
Личностные (Л): осознавать значение географии в нагревании земной поверхности;
Регулятивные (Р): определить цели в деятельности, планировать свою деятельность на уроке, выявлять источники географических знаний;
Познавательные (П): находить в учебнике достоверную информацию, анализировать, обобщать, вспоминать;
Коммуникативные (К): Излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, корректировать свое мнение
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: учебник географии «География. Начальный курс: 6класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2013г» § 24 , тетрадь для записей, презентация, компьютер, проектор, непрограммируемый калькулятор, статистические данные, смайлики и изображение горы на плакате.
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Актуализация знаний Фронтальная беседа.
Как происходит нагревание земной поверхности?
Что нагревается раньше – воздух или земная поверхность?
а) нагревание воздуха
б) солнечные лучи
в) нагревание земной поверхности Задает вопрос, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу
« Воздух невидимый, напоминает стекло. В хороший солнечный день приложим руку к стеклу и к подоконнику. Стекло какое?(прохладное, холодное)
А подоконник какой?(горячий или теплый).
Подведем итог – что в начале нагревается….
А потом…
Подводим итог фронтальной беседы, получившиеся ответы: бва Вспоминают ранее изученный материал (П). Формулируют ответы (К), слушают (К), дополняют ответы (К).
Отвечают на вопросы учителя: это - …
…земная поверхность
…воздух
2. Создание проблемной ситуации Поверхность Земли представлена сушей и водой. Везде ли одинаково нагревается воздух? Ребята, все из вас были на берегу моря, реки. Давайте вспомним, как нагревается вода и суша.
«Мы говорим, суша нагревается и остывает…
А вода нагревается и остывает… Вспоминают(П).Формули-руют ответы, дополняют ответы (К).
быстро
медленно
3.Целепола-гание Когда мы говорим о нагревании воздуха, то… Какую цель мы должны достигнуть на уроке? Размышляют:
- температура воздуха в течение дня одинакова или нет (при осевом, суточном ходе температур)?
- температура года по месяцам одинакова или нет (при орбитальном движении года; времена года)?(Р)
4.Планиров-аниеУчитель вводит понятия : подстилающая поверхность, альбедо, средняя температура ( tср), амплитуда
4.1. Физкульт-минуткаВстали. Глазкам похлопали, ножками потопали. Сделали наклоны головы вперёд, назад, влево вправо. Потянулись, улыбнулись, сели и продолжили работу.
5.Откры-тие нового знания 1.Рассмотре-ние суточного движения Земли
Учитель задает вопрос
«Когда самая высокая температура – в полдень или после полудня?
Учитель помогает, корректирует ответы.
Солнце в зените в 12 часов, но самая высокая температура в 14:00.
А в какое время наблюдается самая низкая температура суток?
Самая низкая температура наблюдается перед рассветом. Дети рассуждают(Р), излагают свое мнение(К), вспоминают, что такое зенит (П).
Все это связано с распределением солнечной энергии , находят в параграфе (стр.123-125) и с подстилающей поверхностью (термин выписывают в тетрадь)(П).
От учителя и из презентации (сл.1)узнают, что такое альбедо(отношение отраженной солнечно энергии к общему количеству энергии, достигшей земной поверхности).
2.Рассмотре-ние орбитального движения
В течение года высота Солнца весной и осенью одинаковая, значит, температуры должны быть одинаковыми. В какое время года теплее, весной или осенью? Рассуждают(Р):
- Весна после холодной зимы, а осень после жаркого лета. Летом поверхность прогревается и отдает это тепло осенью. А за зиму поверхность остывает и не прогревается, только весной происходит прогревание поверхности.
3. Есть такая наука метеорология
4. Что происходит с температурой при подъеме? Минимум 4 раза на метеостанции снимают показания термометра.
Что можно определить по этим показателям?
tср определяем, как среднеарифметическое
Есть еще одно понятие, амплитуда (А). Амплитуда –разница между самой высокой и самой низкой температурами. Она не имеет знака. А= t max - t min
При подъеме на 1000м (1км) температура снижается на 60 Ребята вспоминают полученную информацию в пятом классе (П).Рассуждают(Р). Излагают свое мнение (К).
На основе этих показаний создают синоптическую карту. Можно определить среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год.
Записывают в тетрадь (сл.2)
6.Приме-нение нового знания Решение задач Определить среднесуточную температуру воздуха, найти амплитуду, используя таблицу
Часы температура
6 -20
10 00
14 40
18 20
Чему равна температура воздуха на вершине г.Аконкагуа (6960м), если температура у подножия +240 ? а)00,б)-100, в)+180, г+100 (сл.4) Записывают в тетрадь (используя статистические данные сл3) (П)
tср.сут. = (20+00+40+20):4= (20+60):4=10
А-?tmax - 40; tmin- -20, А= 4-(-2)=4+2=60

? 6960м

240 0 м
1. 6960-0=6960 м –разница высот
2. 1000м -60, 6960м-х,
х=(6960*6)1000,х=41,76 ̴ 420 –разница t0
3. +240-(т.к поднимаемся)-420=+240-420= -180. Ответ: в7. Рефлек-сияЧто запомнилось, что удалось, достигнута ли цель урока? Какое настроение? Учитель задает вопросы: какая поверхность нагревается и остывает быстро, а какая медленно? что такое средняя температура? Амплитуда – это? Что происходит с температурой с высотой?
Дети после урока прикрепляют свой смайлик на заготовленное изображение горы ( на вершине, на склоне, у подножия). Если работа на уроке была активное, удовлетворительной и настроение хорошее – то на вершине. Если среднее – то на склоне. Если не удовлетворительное и настроение плохое – то у подножия.
8. Домаш-нее
задание параграф 24, выучить термины с определениями, задачи (сл.5)