конспект урока по русскому языку в 3 классе: Неопределённая форма глагола.


Тема: Неопределенная форма глагола. Словарный диктант.
Цель: Сформировать представление о глаголах неопределённой формы.
Задачи: Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Псих. настрой
3. Проверка дом. задания: карточка
Найди и подчеркни глаголы:
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками...
4. Постановка целей и задач
5. Работа над темой
- Минутка чистописания:

- Словарный диктант: пейзаж, жираф, налево, среда, опасный, чудесный, платок, сметана.
- Новый материал: Читать, беречь, нести, помогает, купить, спеть.
Что это за части речи? Подумайте, на какие вопросы отвечают глаголы? Какой глагол лишний? Почему?
- Знакомство с правилом: стр. 142 – чтение про себя, хором.
- Выписать слова неопределённой формы и выделить суффиксы. – ти, ть, чь – работа в тетради
6. Физминутка- Работа над правилом – стр. 143 (учиться – разобрать по составу…….выделить суффиксы)
- Работа на закрепление: стр. 142 упр. 384 + разобрать по составу: ошибиться, ушибиться, 383
7. Итог урока. Рефлексия.
8. Дом. задание: упр. 386 стр. 143
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. – Часы! – услышала она голос.– Что?– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. – Почему вы живёте здесь один?– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,Начало лучше, чем конец – Инфинитив – звучит занятно, – Я вам назвался, наконец.Ко мне летят лишь два вопроса,В них смысл жизни для меня.А если про другое спросят,Молчу, – меня не обвинят.Вид у меня бывает разный…А про лицо я дам ответ:Его не видели ни разу,Его по-видимому нет.Всегда по горло делом занят.Нет времени – так где же взять?Тому, кто этого не знает,Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: – Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.
В. Агафонов