Конспект урока по русскому языку для 4 класса Неопределенная форма глагола


Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цель: дать понятие неопределённой формы глагола.
Задачи:
Научить детей отличать глаголы в н. ф. Познакомить с вопросами н.ф. глагола.
Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
Воспитывать аккуратность, внимательность к изучаемому материалу, трудолюбие.
Тип урока: изучение нового.
Средства обучения: карточки для групповой, парной работы.
Этапы Цели Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент Создать благоприятные условия для работы. - здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок, начинается урок!
Будем слушать, отвечать и пятёрки получать. - Здравствуйте.
Подготовка к восприятию нового
Повторить, что изучили.
Определить тему и цели урока. - откройте тетради, запиши дату и классную работу. Какую большую тему мы с вами изучаем? Нарисуйте лесенку на полях и себя. На какой ступеньке вы поставили себя? Почему?
На доске слова:
Делаю, бегать, играть, сидишь, буду танцевать, уйду, ходить, ловила, болею, писать, сидят.- Что общего у этих слов?
- В чём различие?
- Разделите глаголы на 3 группы по лицам.
- разделите глаголы на группы по временам.
- почему некоторые записали глаголы: бегать, ходить, писать, играть в 1л, другие во 2 л, третьи в 3 л?
- Скажите, мы можем определить лицо и число у этих глаголов?
- Как вы думаете, как мы можем назвать такую форму глагола?
- Какая же тема урока?
У каждого на партах листочки
Я знаю Я умею Я хочу знать
- Что вы уже знаете?
- Что вы умеете?
- Что хотите узнать? -глагол.
- я на второй, потому что ещё не всё знаю.
- я на четвёртой, потому что уже многое знаю.
- все слова являются глаголами.
-разные лица, значение, время.
1л. 2 л. 3 л.
Делаю сидишь сидят
Уйду бегать
Ловила ходить
Болею писать
П.в. Н. в. Б. в.
Ловила болею уйду
сидят буду танцевать
- Я буду бегать
Мы будем бегать
Ты будешь бегать
Он будет бегать
- Нет.
- Неопределённая, неопределяемая.
- Неопределённая форма глагола.
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает, что делала?
- Определять число, время, лицо.
- Что такое н.ф. глагола, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме.
Изучение нового Познакомить с понятием н. ф., вопросы в н. ф., составить алгоритм определения н.ф. глагола. - Как вы понимаете значение слова неопределённый?
- Какую форму глагола можно назвать неопределённой?
- Подумайте, а на какие вопросы будут отвечать глаголы в неопределённой форме?
- Как определить, что глагол в н. ф.?
Задание в парах( на листочках)
Поставьте глаголы в н.ф.: бегаю-…, сижу-…, полетел-…, приехал-…, вывез-…, съел-…, помылся-….
Фронтальная проверка.
Музыкальная физминутка.
- Нельзя определить.
- Глагол, у которого нельзя определить лицо, число.
- Что делать? Что сделать?
1. Найти глагол.
2. Задать вопрос, если глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? , то глагол в н. ф.
Бегать, сидеть, полететь, приехать, вывозить, съесть, помыться.
Закрепление Закрепить, повторить, усовершенствовать полученные знания. Работа в группах.
1 группа.
Изменить глаголы, списать: Я ( бегать) по улице. Дети не хотят ( идёт) на обед. Даша устала ( пишу) сочинение. Солнце (спрятаться) за тучи.
По возможности определить у глаголов лицо, число, время.
2 группа.
Поставить глаголы в п.в,ед.ч,1л.
Делать, играть, заниматься, спать, стоять, сидеть, писать, улыбаться.
3 группа.
Выписать глаголы в н.ф.
Стою, спешу, бегать, сидеть, выхожу, входить, смеяться, открыл, закрыть, оделся, записал. 4 группа.
Составить словосочетания с глаголами.
Ходить, поехать, смотреть, помыть, выделить.
Проверка.
Разделите глаголы на 2 группы по вопросам1 группа- что делать?, 2 группа - что сделать?
Добиваться, добиться, пройти, проходить, написать, писать, отвечать, ответить, получить, получать.
Составить 3 предложения, подчеркнуть главные члены.
Я бегаю – 1л, ед. ч., н.в.
Идти – н.ф.
Писать – н.ф.
Спряталось-3 л, ед.ч, н.в.
Делаю, играю, занимаюсь, сплю, стою, сижу, пишу, улыбаюсь.
Бегать, сидеть, входить, смеяться, закрыть.
Ходить по дороге, поехать гости, смотреть телевизор, помыть пол, выделить букву.
1 группа-добиваться, проходить, писать, отвечать, получать.
2 группа- добиться, пройти, написать, ответить, получить.
Итог Повторить всё то, что узнали на уроке. - Посмотрите листочки, на которых вы записывали свои цели. Достигли ли вы их?
- Что нового узнали?
- На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?
- Почему так назвали « неопределённая форма»?
- Посмотрите вокруг, назовите глаголы в н.ф. - Да.
- Н.ф. глагола
- Что делать? Что сделать?
- Нельзя определить время, лицо, число.
- стоять, светить, висеть.
Рефлексия Самооценка - Вернемся к лесенке, на какую ступень вы теперь себя поставите? Домашнее задание Закрепить полученные на уроке знания. Сочинить сказку « В стране Глаголии». Подчеркнуть глаголы в н. ф., у остальных глаголов определить время, лицо и число.