Конспект урока по Окружающему миру на тему « Условия, необходимые для развития растений »


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
конспект пробного урока
по Окружающему миру
на тему « Условия, необходимые для развития растений »
студента ____________ группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
________________________________________
(Фамилия, имя, отчество полностью)
К уроку допущенУчитель (подпись) ______________________
Методист(подпись) ______________________
Дата проведения ______________________
Время проведения ______________________
Оценка за проведение
Учитель (оценка, подпись) _____________________
Методист(оценка, подпись) _____________________
Тюмень 2016 год
Предмет: Окружающий мир
Используемые учебники и учебные пособия: Окружающий мир. 2 класс. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
Тема урока: Условия, необходимые для развития растений
Цель урока: Изучение представлений об особенностях развития растения в зависимости от природных условий, путём проведения экспериментов.
Задачи урока:
Формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность, работать в группе;
Развивать логическое и критическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать УУД:(для ФГОС НОО)
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: Урок усвоения нового знания.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: Раздаточный материал: буклет «Свойства воды», карточки «Что общего у растений?». Объекты исследовательской деятельности: проросшие и не проросшие семена фасоли. Разноцветные цветочки, отражающие деятельность учащихся на уроке, плакаты исследований групп, буклет «Условия, необходимые для развития растений».
Литература, Интернет-ресурсы: Окружающий мир. 2 класс. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.
План оформления доски
Классная работа План урока
1.Организационный момент
2.Мотивационный момент
3.Проверка домашнего задания
4.Открытие новых знаний
5.Физминутка
6.Закрепление новых знаний
7.Итог урока. Рефлексия
8.Домашнее задание
Ход урока
Название этапа: Организационный момент
Задача: Организация обучающихся на учебную работу.
Методы: Словесный
Приемы: Беседа
Отводимое время:1 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой, на урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать, на уроке помогать.
- Подумайте, что необходимо для успешной работы на уроке?
- Предлагаю пожелать друзьям удачи.
- Я надеюсь, что вы все будете внимательны ….
Подготовим наши ушки – слушаем внимательно.
Все настроим свои глазки – будем наблюдательны. Ученики настраиваются на работу. Проводят разминку. Проверяют готовность к уроку. Название этапа: Мотивационный этап
Задача: Смотивировать обучающихся на продуктивную деятельность во время урока
Методы: Словесный
Приемы: Создание ситуации успеха, слово учителя
Отводимое время: 2 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Хочу напомнить основные правила нашего урока: правильный ответ – хорошо! Неправильный ответ – тоже хорошо. (Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.)
Нам важен не только результат, но и путь его достижения.
Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно.
Желаю всем хорошего настроения! Внимательно слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу Название этапа: 3.Проверка домашнего задания
Задача: Выявление трудностей в домашнем задании
Методы: Словесный
Приемы: Беседа
Отводимое время: 7 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
На прошлом уроке, мы проводили исследование, чтобы определить свойства воды. Откройте буклет «Вода»
Я зачитываю описание свойства, а вы должны его определить.
1. В стакан с водой я высыпала ложку сахара и размешала. Сахар исчез. Какое свойство воды, я проверила?
2. Я налила воду в стакан, вода приняла его форму, затем я перелила воду в банку, вода приняла её форму. Какое свойство я проверила?
3. Я свободно могу перелить воду из одного стакана в другой, так как у воды есть это свойство.
4. За стеклянным стаканом с водой я поместила картинку и хорошо её вижу, потому что у воды есть свойство …
5. Чистую воду я попробовала на вкус. Какая вода?
6. На дне стакана я поместила красную бусинку и посмотрела на нее сквозь воду. Какое свойство я проверяла?
7. Я добавила в воду капельки лимона и почувствовала лимонный запах, а какой запах я буду чувствовать, если понюхаю чистую проточную воду?
2) Молодцы, все свойства воды мы повторили, а теперь ответьте на вопрос: в каких трех состояниях может находиться вода. -Растворитель
-Не имеет формы
-Текучесть
-Прозрачна
-Без вкуса
-Бесцветна
-Без запаха
-Жидком, твердом и газообразном Название этапа: 4.Открытие новых знаний
Задача: создать условия для формулирования детьми цели урока.
Методы: Словесный, практический
Приемы: наблюдение, работа в группах
Отводимое время: 20 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
- Знаете ли вы, какие части имеет растение?
- Соедините линиями части растения с их названием.
Проверка.
Посмотрите на доску (на доске рисунок цветочков).
Цветочки с мольбою на нас так глядят
И вот, что, ребята, они говорят:
Никак не поймут нас ни Миша, ни Маша,
Что так нужно нам для развития нашего.
Условия эти вы нам отыщите,
И вырасти вы поскорей помогите.
Поможем, нашим цветочкам вырасти?
Сегодня на уроке мы снова станем исследователями и определим, какие условия необходимы для развития растения. Для этого мы делились на 3 группы. Каждой группе был роздан маршрутный лист с заданиями и лист для ведения наблюдений.
1 группа опытным путём определяла, необходима ли вода для развития растения. Слово представителю группы. Вы исследовали, что происходит с семенами, находящимися в ёмкости с водой и накрытыми ватой. Расскажите о своих наблюдениях. А что произошло с семенами, накрытыми сухой ватой. Почему ваши предположения разошлись, и возник спор?- Что вы выяснили в ходе исследования?
- Что повлияло на то, что семена проросли? (Вывешивается карточка «Вода») .- На опыте мы убедились, что для того, чтобы семя начало развиваться, и из него появился росток, необходима вода.
Есть ли вопросы к участникам 1 группы?
- Но для дальнейшего развития этого недостаточно. Растениям необходимо питание. В земле много питательных веществ. Они растворяются в воде и через корень впитываются растением. Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось.
2 группа определяла, необходим ли растениям для их развития свет. Какие предположения были у вас? Как вы их проверяли? Какие результаты получили? Есть ли вопросы 2 группе? (Вывешивается карточка «Свет»).
3 группа изучала, может ли растение развиваться в холоде. Есть ли вопросы 3 группе? (Вывешивается карточка «Тепло»).
Еще один вопрос, который изучала группа, может ли растение существовать без воздуха. Расскажите о проведенном опыте. (Вывешивается карточка «Воздух»).
Так что же необходимо растениям для развития?
Посмотрите, как рады наши цветочки. Теперь они вырастут большими и красивыми, ведь вы подсказали героям нашего учебника Мише и Маше, что нужно растениям для их развития. -корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами
Учащиеся работают с карточкам
Показ плаката и рассказ
Ответы учащихся
-вода
Показ плаката, рассказ
Показ плаката, рассказ
-вода, свет, тепло и воздух
У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия
У детей на партах проращенные семена и сухие.
Название этапа: 5.Физминутка
Задача: Организация отдыха учащихся.
Методы: Наглядный
Приемы: Демонстрация
Отводимое время: 2 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Физкультминутка:
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да не беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз– согнуться, разогнуться
Два–нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. Выполняют упражнения за учителем. Название этапа: 6.Закрепление новых знаний
Задача: обобщить и закрепить полученные знания на уроке
Методы: Словесный
Приемы: Беседа, работа по учебнику, работа в тетради
Отводимое время: 15 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Для вас я подготовила буклет «Условия, необходимые для развития растений», в котором я поместила фотографии с проведенными вами исследованиями, и вы сможете еще раз прочитать о них.
2 группа провела ещё один эксперимент, чтобы посмотреть, как питается растение. Расскажите об этом опыте. Какие изменения вы заметили? Что происходило дальше? Какой вывод вы можете сделать? Почему произошло изменение цвета растения?
Растение почти полностью состоит из воды. И для того, чтобы питать каждую клеточку, растение всасывает воду и передает её ко всем своим органам.
Ещё один опыт мы с вами проведем прямо сейчас. Возьмите листок, рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вы видите в нижней части листа? Эти отверстия называются устьица. Через них растение дышит.
Чтобы это доказать, мы возьмем вазелин и две веточки. На одной веточке смажем листочки вазелином сверху, а на другой снизу. Каковы ваши предположения? Что произойдет с первым растением? Что произойдет со вторым растением?
Работа по учебнику:
Почему ель, сосна гибнут в промышленных городах и районах, а лиственница живёт?
Откройте учебник на странице 66 и прочитайте текст и сравните его со своим ответом.
Работа в тетради:
Откройте страницу 26 и прочитайте задание №36.
1) Послушайте, какая ситуация произошла с Мишей. Миша хотел вырастить цветы к Новому году. Чтобы получился сюрприз, спрятал ящик с рассадой в теплую темную кладовку. Выросли ли у него цветы? Почему?
Я читаю утверждения, а вы доказываете, верно ли оно.
1. Зимой цветы не растут.
2. Им не хватало света.
3. Им не хватало тепла.
4. Им не хватало воздуха.
Проверка: - + - -.рассматривают буклет
-В два стакана с водой поставили по цветку. В один стакан высыпали пищевой краситель
-отверстия
Ответы обучающихсяРаботают по учебнику
Работают по тетради
Название этапа: 7.Итог урока. Рефлексия
Задача: проверить достижения собственной цели, оценить эмоциональное состояние и активность на уроке каждого учащегося.
Методы: Поощрение, создание ситуации успеха
Приемы: Вопросы
Отводимое время: 5 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Кому понравился урок – покажите цветок жёлтого цвета.
Кто узнала много нового – покажите цветок зелёного цвета.
Кто хочет узнать о растениях ещё больше – покажите цветок синего цвета. Выбирают цвета Ход урока
Название этапа: 8.Домашнее задание
Задача: объяснить обучающимся домашнее задание
Методы: Словесный
Приемы: Объяснение
Отводимое время: 2 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Страницы 63 - 66, тетрадь № 35, с. 25. Записывают домашнее задание и слушают объяснения учителя