Технологическая карта урока по ФГОС Одноклеточные организмы. 5 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна
О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»
Предмет – Биология
Класс – 5
Тема урока – «Одноклеточные организмы»
Цель: узнать об общих чертах строения одноклеточных организмов, об отличиях и представителях одноклеточных растений, грибов и животных.
Задачи:
Образовательные: 
познакомить обучающихся со строением клеток одноклеточных растений, животных, грибов; с представителями этих групп организмов;
выявить общие черты в строении одноклеточных растений, грибов и животных, а также отличия между ними.
Развивающие: 
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: 
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – формирование целостных представлений об одноклеточных организмах; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности одноклеточных растений, грибов и животных; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: хроматофор, вакуоль, ядро, светочувствительный глазок, органеллы, простейшие; анализировать полученную информацию об одноклеточных организмах;
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умения работать согласно инструкции; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
УУД:
Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия: одноклеточные водоросли, одноклеточные грибы, одноклеточные животные, плесневые грибы, простейшие, хроматофор, органеллы движения, ложноножки, реснички, жгутики, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль.Тип урока: комбинированный урок.
План изучения нового материала:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.
Домашнее задание: §19 – читать, письменно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 51), подготовить сообщения-презентации на тему «Одноклеточные организмы»
Этап урока и цель Содержание (деятельность учителя) Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный момент
Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.
А сейчас проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»! Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.Поднимают руки, кто готов отвечать на «5» Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Актуализация знаний
Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы А. Индивидуальная работа.
Работа с карточками. (Приложение)
Выполнение тестов. (Приложение)
Во время деления клетки передача наследственной информации происходит с помощью: а) клеточной оболочки; б) вакуолей; в) цитоплазмы; г) хромосом.
Внутри клетки хромосомы располагаются: а) в вакуолях; б) в ядре; в) в хлоропластах; г) на мембране.
Деление клеток многоклеточных организмов приводит к их: а) размножению; б) распространению; в) росту и развитию; г) передвижению.
Каждое клеточное деление начинается с: а) удвоения хромосом; б) расположения хромосом по экватору клетки; в) расхождения хромосом к концам клетки; г) образования клеточной стенки.
Выберите верное утверждение: а) все клетки делятся постоянно; б) некоторые клетки делятся через какой-то промежуток времени; в) большинство клеток делится только один раз; г) есть клетки, которые однажды возникнув, больше не делятся.
Вставьте пропущенные слова в тексте. (Приложение)
Текст
Чтобы число хромосом в дочерних клетках было таким же, как и в материнской клетке, перед началом деления они _______. После удвоения каждая хромосома состоит из _______ частей. Оболочка ядра ________. Хромосомы располагаются _______ клетки. На противоположных концах клетки образуются тонкие нити, которые ________ к частям хромосом. В результате части хромосом _______ к разным концам клеток. Вокруг них образуется ________. В средней части клетки образуется _______, которая равномерно делит _______ между материнской и дочерней клетками. Каждая из образовавшихся клеток содержит ________ число хромосом.
Слова для справки: двух, ядерная оболочка, удваиваются, цитоплазму, одинаковое, по экватору, распадается, прикрепляются, перегородка, расходятся. Организация взаимопроверки. Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Самостоятельно выполняют тестовые задания.
Самостоятельно работают с текстом.
Осуществляют взаимооценивание. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока Учитель:
Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, какие организмы существуют на нашей планете.
С этой целью составим схему:
Доска:
Организмы
161480527305007099302730500
251968015113000228155515113000243205151130007670801511300188150515113000 Одноклеточные Многоклеточные
Бактерии Простейшие Растения Грибы
Животные
Учитель:
Как вы считаете, с каких организмов следует начинать их изучение?
Сформулируем тему урока: Одноклеточные организмы.
Сформулируем цели и задачи урока: узнать о растениях, грибах и животных, тело которых состоит из одной клетки; узнать, где обитают одноклеточные организмы. Внимательно слушают.
С помощью учителя составляют схему.
Отвечают: С одноклеточных организмов.
Формулируют тему, цели и задачи урока. Регулятивные: целеполагание.
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.
Изучение нового материала
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)
Организация работы с приложением.
Одновременный рассказ учителя, демонстрация анимаций и видео по данной теме.
РАСТЕНИЯ
Учитель:
Что представляют собой одноклеточные растения?
Что такое водоросли?
Водоросли — низшие растения, одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Тело не имеет органов и тканей, характерных для высших растений. У многоклеточных водорослей тело образовано талломом, который прикрепляется к субстрату выростами — ризоидами.
Демонстрация: Рисунок «Примеры одноклеточных водорослей», интерактивная схема «Места обитания водорослей».
Учитель:
Познакомимся с представителями одноклеточных водорослей.
Хлорелла
Учитель:
Чем характеризуется хлорелла? Найдите информацию об этой водоросли в учебнике. (Стр. 50)
Демонстрация: Рисунок 1 «Внутреннее строение хлореллы» (приложение), рисунок 2.17(а) на стр. 50 учебника.
Используя словарь, дайте определение понятию хроматофор.
Хроматофор — органоид водорослей, который содержит пигменты, необходимые для фотосинтеза.
Это интересно: Использование хлореллы человеком.
Хлорококк
Учитель:
Что представляет собой хлорококк? Прочитаем об этом в учебнике. (Стр. 50)
Демонстрация: Рисунок 2.17(б) на стр. 50 учебника.
Хламидомонада.
Учитель:
Чем интересна одноклеточная водоросль хламидомонада? Что сказано о ней в учебнике? (Стр. 50)
Демонстрация: Рисунок 2.18 на стр. 50 учебника, рисунок 2 «Внутреннее строение хламидомонады» (приложение).
Это интересно: Цветение воды.
ГРИБЫ
Учитель:
Какие же грибы называют одноклеточными? Сейчас мы с вами это узнаем. (Учебник, стр. 50)
Используя словарь, дайте определение понятию плесневые грибы.
Мукор.
Учитель:
Охарактеризуем мукор. (Учебник, стр. 50)
Демонстрация: Рисунок 3 и 4 «Одноклеточный гриб – мукор» (приложение).
Дрожжи.
Учитель:
Где используются дрожжи?
Демонстрация: рисунок 3 «Одноклеточный гриб – дрожжи» (приложение).
Это интересно: Дрожжи и комары.
Фитофтора.
Учитель:
Что представляет собой одноклеточный гриб фитофтора? Прочитаем в учебнике. (Стр. 51)
Используя словарь, дайте определение понятию фитофтора.
Демонстрация: Рисунок 2.19 на стр. 50 учебника, рисунок 5 «Одноклеточный гриб - фитофтора» (приложение).
ЖИВОТНЫЕ
Учитель:
Существуют и животные, тело которых состоят из одной клетки.
Организация самостоятельного изучения данного пункта. (Приложение)
ЗАДАНИЕ. Изучите строение одноклеточных животных. Для этого выполните следующие задания:
Прочитайте текст §19 (стр. 51).
Изучите таблицы 1 и 2 (приложение).
Рассмотрите в учебнике рисунки 2.20 и 2.21 (стр. 51)
Выполните лабораторную работу №5 (приложение). На странице 50 учебника находят информацию об одноклеточных организмах и читают вслух.
Используя «Словарь», дают определение термину «Водоросли». (Приложение)
Рассматривают рисунки. (Приложение)
Рассматривают схему.
На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хлорелла и читают вслух.
Рассматривают рисунки. (Приложение) (Учебник)
Используя «Словарь», дают определение термину «Хроматофор». (Приложение)
Записывают определение «Хроматофор».
Внимательно слушают.
На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хлорококк и читают вслух.
Рассматривают рисунок. (Учебник)
На странице 50 учебника находят информацию о водоросли хламидомонада и читают вслух.
Рассматривают рисунки. (Приложение) (Учебник)
Внимательно слушают.
На странице 50 учебника находят информацию о плесневых грибах и читают вслух.
Используя «Словарь», дают определение термину «Плесневые грибы». (Приложение)
Записывают определение «Плесневые грибы».
На странице 50 учебника находят информацию о плесневом грибе мукор и читают вслух.
Рассматривают рисунок. (Приложение)
Отвечают: В хлебопечении.
Рассматривают рисунок. (Приложение)
Внимательно слушают.
На странице 50 учебника находят информацию о фитофторе и читают вслух.
Используя «Словарь», дают определение термину «Фитофтора». (Приложение)
Рассматривают рисунки.
Самостоятельно работают с приложением и учебником.
Выполняют лабораторную работу согласно инструкции. Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.
Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний
Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. А. Индивидуальная работа.
Для чего одноклеточным организмам нужны сократительные вакуоли?
Какие органеллы в отличие от одноклеточных животных отсутствуют у одноклеточных растений?
Что такое фитофтора?
Какой одноклеточный организм передвигается с помощью ложноножек?
Благодаря чему клетки простейших могут выполнять все функции живого организма?
Б. Устный опрос.
Среди одноклеточных водорослей есть и подвижные формы, например, хламидомонада.
Продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это спрессованные одноклеточные животные – простейшие.
Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов.
Одноклеточные сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма.
Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей.
В. Организация взаимопомощи между учащимися. Выполняют индивидуальное задание. (Приложение)
Устно отвечают на вопросы.
Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция.
Логические: анализ и синтез информации.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания §19 – читать, стр.50-51.
Письменно ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 51).
Подготовить сообщения-презентации на тему «Одноклеточные организмы»
Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).Рефлексия (подведение итогов урока)
Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.
Наш урок подходит к логическому завершению.
Давайте вспомним:
Какое новое знание мы открыли?
Как мы это сделали?
А что осталось сделать?
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Какова была цель урока?
Удалось получить результат (решение, ответ)?
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Какую оценку ты бы себе поставил?
Учитель:
Кто ответил, что у него в самостоятельной работе были ошибки? Почему? Над чем тебе еще надо поработать? Где ты будешь это делать? Что будешь делать?
Кто справился полностью? Заполнение листов самооценки.
Обсуждают с учителем результаты самооценивания. Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).Личностные: осмысление своих действий; самооценка.
Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Приложение
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ
А. Проверка домашнего задания
Выберите правильный ответ.
Во время деления клетки передача наследственной информации происходит с помощью: а) клеточной оболочки; б) вакуолей; в) цитоплазмы; г) хромосом.
Внутри клетки хромосомы располагаются: а) в вакуолях; б) в ядре; в) в хлоропластах; г) на мембране.
Деление клеток многоклеточных организмов приводит к их: а) размножению; б) распространению; в) росту и развитию; г) передвижению.
Каждое клеточное деление начинается с: а) удвоения хромосом; б) расположения хромосом по экватору клетки; в) расхождения хромосом к концам клетки; г) образования клеточной стенки.
Выберите верное утверждение: а) все клетки делятся постоянно; б) некоторые клетки делятся через какой-то промежуток времени; в) большинство клеток делится только один раз; г) есть клетки, которые однажды возникнув, больше не делятся.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Чтобы число хромосом в дочерних клетках было таким же, как и в материнской клетке, перед началом деления они __________. После удвоения каждая хромосома состоит из _______ частей. Оболочка ядра _____________. Хромосомы располагаются ______________ клетки. На противоположных концах клетки образуются тонкие нити, которые ___________ к частям хромосом. В результате части хромосом ____________ к разным концам клеток. Вокруг них образуется _________________. В средней части клетки образуется __________, которая равномерно делит _____________ между материнской и дочерней клетками. Каждая из образовавшихся клеток содержит ___________ число хромосом.
Слова для справки: двух, ядерная оболочка, удваиваются, цитоплазму, одинаковое, по экватору, распадается, прикрепляются, перегородка, расходятся. Б. Работа на уроке
Словарь
Водоросли — низшие растения, одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Тело не имеет органов и тканей, характерных для высших растений. У многоклеточных водорослей тело образовано талломом, который прикрепляется к субстрату выростами — ризоидами.
Хроматофор — органоид водорослей, который содержит пигменты, необходимые для фотосинтеза.
Плесневые грибы (плесень) — группа грибов, относящихся к разным классам, которые образуют налёты на различных органических субстратах (хлебе, плодах, коже, навозе и тому подобных). Не имеют крупных плодовых тел.
Фитофтора — гриб, паразитирующий на растениях, главным образом представителях семейства Паслёновые (картофель, томат, баклажан, перец). Поражённые мицелием фитофторы участки растений имеют вид ржавых пятен. Заболевание, вызываемое фитофторой, называется фитофторозом. Фитофтороз очень ослабляет растения и ведёт к резкому падению урожайности и порче плодов и клубней.
Простейшие — подцарство животных, одноклеточные эукариотические организмы. Имеют микроскопические размеры, большинство способно к образованию цисты — покоящейся стадии, покрытой плотной оболочкой. Выделяют типы: Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории и некоторые другие.
Органоиды движения — образования у простейших животных для выполнения различных функций: передвижение, захват пищи. Примеры: реснички (инфузория), жгутики (эвглена), ложноножки (амёба).
Ложноножки (псевдоподии) — органоиды движения, образующиеся в результате выпячивания цитоплазмы. У простейших животных образуются в разных частях клетки, служат для захвата пищи, передвижения.
Реснички — короткие выросты цитоплазмы, служащие для передвижения у простейших.
Пищеварительные вакуоли — специальный органоид простейших. Мембранный пузырёк, содержащий специальные вещества, в котором происходит внутриклеточное переваривание пищи.
Сократительные вакуоли — органоид простейших, выполняющий функцию выведения избытка поступающей в клетку воды.
Рисунок 1. Внутреннее строение хлореллы

Рисунок 2. Внутреннее строение хламидомонады

Рисунок 3. Одноклеточный гриб – мукор

Рисунок 3. Одноклеточный гриб – дрожжи

Рисунок 4. Одноклеточный гриб – мукор

Рисунок 5. Одноклеточный гриб – фитофтора

Рисунок 6. Одноклеточное животное – эвглена зелёная

ЗАДАНИЕ. Изучите строение одноклеточных животных. Для этого выполните следующие задания:
Прочитайте текст §19 (стр. 51).
Изучите таблицы 1 и 2 (приложение).
Рассмотрите в учебнике рисунки 2.20 и 2.21 (стр. 51)
Выполните лабораторную работу №5 (приложение).
Таблица 1. Значение одноклеточных животных

Таблица 2. Строение тела одноклеточных животных

В. Закрепление изученного материала
Дайте краткие ответы на вопросы.
Для чего одноклеточным организмам нужны сократительные вакуоли?
Какие органеллы в отличие от одноклеточных животных отсутствуют у одноклеточных растений?
Что такое фитофтора?
Какой одноклеточный организм передвигается с помощью ложноножек?
Благодаря чему клетки простейших могут выполнять все функции живого организма?
Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
Среди одноклеточных водорослей есть и подвижные формы, например, хламидомонада.
Продающиеся в магазинах пачки дрожжей – это спрессованные одноклеточные животные – простейшие.
Одноклеточный гриб фитофтора поражает живые листья и клубни картофеля, листья и плоды томатов.
Одноклеточные сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного организма.
Одноклеточные растения наиболее часто встречаются среди водорослей.
Лабораторная работа №5
Строение животной клетки (лабораторная работа выполняется в тетради)
Цель: рассмотреть на рисунках и под микроскопом на препаратах строение простейших животных.
Оборудование и материалы: школьный микроскоп, постоянные микропрепараты инфузории, эвглены и амёбы.
Ход работы
Рассмотрите инфузорию-туфельку на рисунке. Подпишите те части клетки, которые вы узнали.
Рассмотрите микропрепарат инфузории-туфельки и нарисуйте то, что вы увидели.
Сделайте вывод, в котором сравните оба изображения инфузории-туфельки. Для этого укажите органеллы, которые возможно рассмотреть через световой микроскоп, и органеллы, которые через микроскоп не видны.