План-конспект урока биологии Одноклеточные организмы (5 класс)


Биология 5
Тема: Одноклеточные организмы
Цель: рассмотрение особенностей строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни; изучить строение простейших одноклеточных на примере амёбы, эвглены зеленой, инфузории туфельки; 
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные:умение определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки; объяснять роль в природе и жизни человека.
Личностные:формирование мотивации к изучению царства животные; формирование и развитие умений логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Познавательные:
- уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями
Коммуникативные:
- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные:
- изучать материал через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения
1.Орг. момент Приветствует учеников
Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте успеха себе и своим товарищам. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова немецкого поэта Гёте «Всё познайте: небо, земли, воды, за слогом слог – до самых недр природы».
Смотрит подготовку к уроку. Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочего места к уроку. 2.Актуализация опорных знаний урока Игра «Кто быстрее соберёт схему «Стадии деления клетки»» (Приложение 1)
Беседа:
-Назовите общие черты клеток всех живых организмов.
-Чем различаются растительная клетка от животной и грибной? Осуществляется анализ работы одноклассников.
3.Мотивация к изучению нового материала Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.
Какие цели и задачи мы бы поставили для нашей темы урока? Определяют тему, цели и задачи урока Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Устанавливают причинно-следственные связи.
4.Физминутка Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Выполняют упражнения. Осуществляют профилактику утомляемости.
5.Новая тема.
6.Реализация и закрепление изученного7. Контроль и самооценка знаний и способов действий 1) Работа в группах (Приложение 2)
Задания: подписать рисунки, указать строение одноклеточных организмов; охарактеризовать
1 группа: одноклеточны растения (хлорелла, хламидоманада)
2 группа: одноклеточные животные (амёба, инфузория туфелька)
3 группа: одноклеточные грибы (мукор, дрожжи)
2) Беседа: вопросы № 2,4 стр. 51
Вывод: ( последний абзац стр.51)

Лабораторная работа №6.
Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности ( Презентация; Приложение 3)
Задание: зарисовать клетку мукора, подписать
Игра «Закончи фразу». (хором отвечают)
1. В пруду родилась клеточка,
В пруду она росла.
И как простая веточка
Зеленою была.
(эвглена зеленая).
2.Ранним солнечным утречком
На воде все круги.
Я увидел животное
С отпечаток ноги.
Вся покрыта ресничками
Я таких не видал.
6 «а» рассмотрел ее
И тихонько сказал:
(Инфузория – туфелька)
Вариант 11. Амеба протей обитает:
а. В пресных водоемах с проточной водойб. В пресных водоемах с застойной водойв. В морях и океанах2. Амеба передвигается с помощью:
а. Ног б. Ложноножек в. Не передвигается
3.Амеба дышит:
а. Легкимиб. Жабрамив. Всей поверхностью тела
4.Сократительная вакуоль - орган:
а. Пищеварения б. Размножения в. Выделения
 5.Процесс пищеварения у амебы происходит:
а. В желудкеб. В сократительной вакуолив. В пищеварительной вакуоли6. Одноклеточная водоросль – это
а) амёба б) инфузория в) хламидоманада7.Плесень на продуктах питания – это
а) хлорелла б) мукор в) инфузория
8. Светочувствительный глазок имеется у
а) мукора б) хламидоманады в) инфузории
Работают в группах, используя материал учебника.
Выполняют лабораторную работу
Определять общие черты одноклеточных организмов.
Приводить примеры одноклеточных организмов.
Распознавать изучаемые объекты на рисунках
Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами.
Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
6.Рефлексия Подведем итоги нашей работы.
Оцените свою деятельность на уроке.
Продолжите фразы:
- на сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …
- на сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …
- я никогда не думал, что …
- теперь я буду знать, что …
- наиболее трудным на уроке было … Осуществляют самоанализ деятельности. Воспринимают оценку своей работы.
8.Домашнее задание Дает комментарий к дом. заданию.
Параграф 19 читать, ответить на вопросы Слушают и записывают в дневник. Задают уточняющие вопросы.