Рабочая программа по маркетингу для группы технологов общепита


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ОДОБРЕНО
на заседании предметно-цикловой комиссии ______________________________________
Протокол № 1, от «30» августа 2016 г.
Председатель комиссии ________/Тиунова Е.В.
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по учебной работе
______________________________ Л.П.Морозова
«31»августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
«общепрофессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 260807 Технология продукции общественного питания
Верещагино
2016
Составитель: Сесюнин Сергей Леонидович, преподаватель экономики ВМТ.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 260807 Технология продукции общественного питания, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 110809 Механизации сельского хозяйства в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины3
2. Структура и содержание учебной дисциплины4
3. Условия реализации учебной дисциплины22
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины24
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум» по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по другим специальностям технического профиля.
Рабочая программа составляется для очной, заочной формам обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу ОПОП согласно ФГОС.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития отрасли;
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента ;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Вариативная часть- не предусмотрена
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 260807 Технология продукции общественного питания и овладению профессиональными компетенциями (ПК)
ПК 1.1.-1.6.- Подготовка сельскохозяйственных машин и механизмов к работе, комплектование сборочных единиц.
Уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

.
Практические занятия:
- Произвести расчет прибыли и рентабельности продукции
- Расчет длительности производственного цикла
- Организовать структуру управления и производства
Знать:
-управленческий цикл;

 основные положения экономической теории;
-принципы рыночной экономики;
-современное состояние и перспективы развития отрасли;
. Перечень тем:
раздел 4.Основы менеджмента
раздел 1. экономика и ее роль в жизни общества
Свободная рыночная экономика
Производство, ресурсы факторы экономические блага
Издержки производства
Самостоятельная
работа студента Тематика самостоятельной работы:
Построить организационную структуру производства и управления
ПК 2.1.-2.4. - Эксплуатация сельскохозяйственной техники.
Уметь:
 применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
 рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
.
Тематика практических работ :
- Сформулировать профессиональные умения техника-механика при эксплуатации с.х. техники.
- Организовать рабочее место.
-Произвести расчет эксплуатационных показателей
Знать:
 особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
 роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
 Перечень тем:
-Основные функции управления предприятием
-Методы управления
-Организация труда
- Потребности. свободные и экономические блага. основные экономические проблемы. ограниченность ресурсов
Самостоятельная
работа студента Тематика самостоятельной работы:
Изучить праила техники безопасности и закон труде
ПК 3.1.- 3.4. - Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.
Уметь:
 анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
Тематика практических работ:
- Определить издержки обращения
- Произвести расчет себестоимости
Знать:
 механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

 сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
 Перечень тем:
-Конкуренция и ценообразование
- Структура маркетинговой деятельности, классификация маркетинга, маркетинговая среда
Самостоятельная
работа студента Тематика самостоятельной работы:
Произвести расчет затрат по ремонту машин и механизмов, сделать сравнительный анализ выгоды.
ПК4.1.-4.5. - Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации (предприятия).
Уметь:
 рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
Тематика лабораторных/практических работ
-Построить систему мотивации
-Составить годовой бюджет
- проанализировать и оценить конкурентоспособность, степень новизны товаров,
-разработать стратегию вывода нового товара на рынок, планировать товарную политику.
- составить программу стимулирования сбыта.
-разрабатывать рекламные тесты, обращения, планы и программы рекламной компании, презентации
-поиск целевого рынка, выбор и оценку наиболее привлекательных сегментов.
- разработать должностные инструкции работников
Знать:
 особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
 -стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе
. Перечень тем:
функции управления предприятием
Основы управления коллективом
Методы управления
Самостоятельная
работа студента Тематика самостоятельной работы:
- Разработать стратегию «Выбор оптимальных средств стимулирования различных товаров и субъектов»
-Организовать поиск целевого рынка, выбор и оценку наиболее привлекательных сегментов( оформить в виде исследовательской работы).
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК)

Название ОК Технологии формирования ОК
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Личностное ориентирование
Информационные технологии
Лекции
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Проектная деятеятельность
Кейс-стади
Формирование способности к самооценке « Я- позиции»
Лекции
ОК 3.  Принимать решения в  стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Ролевые и деловые игры
Кейс-стади
Лекции
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Организация дискуссий
Информационные технологии
Проектная деятеятельность
Лекции
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе
Лекции
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Совместное обучение в малых группах сотрудничества
Организация дискуссии
Метод проекта
Ролевые игры
Лекции
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
-Обучение в сотрудничестве
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-Метод проекта
-Кейс-стади
-Портфолио
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-Организация разноуровнего обучения
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). -Дефференцированное обучение как дидактическое понятие
-лекции
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 195 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 130 часов;
самостоятельной работы студента 65 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 195
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 130
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 54
контрольные работы 4
курсовая работа (проект) -
самостоятельная работа студента (всего) 65
в том числе: Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом) -
Итоговая аттестация в форме Зачет
Наименование разделов и тем № пары Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества 14 Тема 1.1.
Уровни и методы изучения 1
Содержание учебного материала 2 1. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
2 Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества.
1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить доклад на тему « Современные экономические реформы правительства»
3 Тема 1.2.
Потребности и ресурсы 2
3-4 Содержание учебного материала 2 Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. Факторы производства.
Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.
1
1
Лабораторные работы Не предусмотрены 2
3
Практические занятия №1 расчет зар. платы 4 Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся: подготовить презентацию 1 Тема 1.3
Свободная рыночная
экономика 5
6-7
Содержание учебного материала 6 1
2
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
Лабораторные работы: Не предусмотрены Практические занятия №2: Произвести расчет прибыли и рентабельности продукции
4 Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Не предусмотрены Раздел 2. Микроэкономика 22 Тема 2.1.
Рынок его характеристика 8 Содержание учебного материала 1. Рыночный механизм Концепция равновесия рынка 2 1
Лабораторные работы не предусмотрено 2
Практические занятия Анализ спроса предложения Контрольные работы не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено Тема 2.2.
Спрос предложение рыночное равновесие 9
10-13
14 Содержание учебного материала:
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса.
Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса.
Закон предложения. Концепция равновесия рынка.
Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры 4 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия:№3 - Определить величину спроса
- Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия. 8 2
Контрольные работы работа по тесту 1 2
Самостоятельная работа обучающихся- написать эссе на тему «Развивается или сокращается производство нашего района»
- подготовить презентацию по типам конкуренции
- подготовиться к тестированию
6 2
Тема 2.3. Производство, ресурсы факторы экономические блага 14 1.Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия.
2. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности.
2 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.4.
Издержки производства 15
16-17 1.Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.
2. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
2 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия №4 Произвести расчет затрат и прибыли 4 2
Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.5. Конкуренция и ценообразование 18 1. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий.
2. Организационно-правовые формы предприятий. Виды конкуренции
Лабораторные работы Не предусмотрены 2 1
Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Доклад на тему «Развитие предпринимательства 2 2
Раздел 3 Основы маркетинга 28 Тема3.1. Предмет, цели и задачи дисциплины. Концепции маркетинга. 19-21 1.Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Объекты маркетинга, субъекты маркетинга, функции и принципы.
2.История возникновения и основные этапы развития маркетинга. Необходимость возникновения и совершенствование маркетинга в современных условиях.
3.Основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности. Маркетинг как одна из концепций, его сущность. Социально-этический маркетинг: понятие, особенности.
6 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Не предусмотрены Тема3.2. Структура маркетинговой деятельности, классификация маркетинга, маркетинговая среда
22
23-25 1.Понятия маркетинговой среды, её элементы и основные факторы; структуру и характеристику факторов маркетинговой среды, в которой функционирует фирма, её влияние на эффективность деятельности фирмы в условиях рыночной экономики 4 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия:№5 проанализировать и оценить конкурентоспособность, степень новизны товаров,
-разработать стратегию вывода нового товара на рынок, планировать товарную политику.
6 2
Контрольные работы: работа по тесту Самостоятельная работа обучающихся Организовать поиск целевого рынка, выбор и оценку наиболее привлекательных сегментов( оформить в виде исследовательской работы).
2 2
Тема3.3. Сегментирование рынка
26 Сущность и значение сегментации в предпринимательской деятельности, способы сегментации и условия их применения, критерии и принципы сегментации, позиционирование товаров.
2 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся
-Разработать стратегию «Выбор оптимальных средств стимулирования различных товаров и субъектов»
- 2 2
Тема3.4. Товародвижение – маркетинговая логистика 27
28 Сущность товара с точки зрения маркетинга, этапы «жизненного цикла» товара, особенности спроса и маркетинга на различных этапах ЖЦТ.
Рассматриваются комплекс маркетинговых коммуникаций в товародвижении 2 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия №6 Практическое применение ЖЦТ 2 2
Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Изучение закона о Защите прав потребителя 4 Тема 3.5. Сбытовая политика предприятия, выбор посредников

29
30
31-32
1.Сущность и задачи стимулирования сбыта (ФОСТИС). Покупатели, посредники и продавцы. Средства стимулирования сбыта: купоны, премии, зачёты за покупку, конкурсы и др.
2.Реклама и её роль в коммуникационной политике предприятия. Внешняя и внутренняя реклама предприятия. Сравнительная характеристика видов, средств рекламы. Достоинства и недостатки. Правовые аспекты рекламы. Рекламная компания. Специфические средства особой рекламы: конференции, семинары, конкурсы, юбилейные мероприятия, спонсорство, общественная и благотворительная деятельность 6
1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия №7 осуществить производственную и маркетинговую ориентацию товара 4 2
Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Правила участия в выставках, ярмарках 4 2
Раздел 4. Основы менеджмента 24 Тема 4.1. Сущность и содержание менеджмента 33
34-35 1.Основные понятия: менеджмент, управление, организация (предприятие). Необходимость управления в организации.Внешняя среда: прямого и косвенного воздействия, характеристика и взаимосвязь.Внутренняя среда организации: цели, задачи, структура, технология и работники.
2.Субъект и объект, система управления, характеристика данных категорий, их взаимосвязь.Принципы управления: общие и частные, их значение, характеристика.Сущность понятия «менеджер». Роль и место менеджера в системе управления. Требования, предъявляемые к менеджеру. Методы и технология оценки качеств менеджера.Характер и содержание труда менеджера.
2 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия охарактеризовать№8 Методы и технология оценки качеств менеджера. 4 2
Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся: Составить характеристику менеджеров разного звена 2 2
Тема 4.2 Основные функции управления предприятием 36-37
38-39 1.Понятие.Классификация функций управления, планирование, организация, мотивация, контроль.Планирование, сущность и содержание стратегического планирования. Виды управленческой деятельности, связанной со стратегическим планированием. Процесс стратегического планирования; его реализация.Организация. Понятие и содержание.Принципы организации внутренней структуры предприятия. Основные типы организационных структур.
2.Понятия «делегирование», «ответственность», «полномочия». Делегирование полномочий в аппаратуре управления. Эффективная организация распределения полномочий.Мотивация. Современные теории мотиваций: содержательные и процессуальные.Контроль. Сущность и значение контроля. Виды контроля. Процесс контроля.
3.Функции предприятий с учётом их предназначения. Сбытовая, производственная, финансовая, закупочная и снабженческая функции, их сущность и решаемые при этом задачи. Функция общего управления предприятием как централизующая составляющая системы управления. Персонал-функция и её роль в управлении предприятием.
4.Дополнительные функции в системе управления: функция учёта, функция делопроизводства, функция социальная, функция исследовательская (исследования в рамках маркетинговых программ) и др.
4 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия №9 построить организационную структуру предприятия 4 2
Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа по стратегическому планированию 4 2
Тема 4.3 Методы управления
1.Сущность понятия «Методы управления». Классификация методов управления. Административные методы управления, их виды и границы применения, сравнительная характеристика административных методов управления.
2.Экономические методы управления, их сущность и задачи. Особенности использования экономических методов управления на микроуровне.Организационно-психологические методы управления.
3.Правовые методы управления.Социально-психологические методы управления: понятие, значение. Особенности применения в современной организации. Основные группы методов социологии и психологии, используемые в менеджменте. 4 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Организовать Комплексный подход к методике управления с.х. предприятием.
2 2
Тема 4.4. Основы управления коллективом Организация труда 1.Общая характеристика процесса управления. Содержание процесса управления. Технология процесса управления. Эффективность процесса управления и пути её повышения.Управленческие решения: сущность и роль в управлении. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Типовые процедуры подготовки и принятия управленческого решения.
2.Личностные деловые и психологические качества руководителя. Темперамент, характер, воля, эмоции в деятельности руководителя. Необходимые психологические качества для руководителя: сила и уравновешенность темперамента, коммуникабельность, сдержанность, гибкость мышления, волевая твёрдость, эмоциональная устойчивость и др.Деловые качества руководителя: организаторские способности, авторитарность, предприимчивость, настойчивость, требовательность, общительность, прогностические способности, ораторские способности.
3.Профессиональные умения: планировать, организовывать, убеждать, оценивать, координировать, стимулировать, контролировать.Организация рабочего места руководителя: эргономика мебели, техническое оснащение (средства телекоммуникаций, ПЭВМ, множительная техника, канцелярские принадлежности и др.). дизайн кабинета руководителя.Методика коммуникаций: доклады, выступления, деловые беседы, телефонное общение. Деловая переписка.Работа с документацией. Возможности ПЭВМ в ведении документации. Планирование деятельности руководителя. Планы личной работы. Эффективно использование рабочего времени и контроль намеченной личной программы деятельности.
4 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия №10
-Построить систему мотивации
- организовать структуру управления и производства
- охарактеризовать темперамент участников подгрупп
4 3
Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
- изучить закон о труде
4 3
Раздел 5. Макроэкономические показатели
10 Тема 5.1.
Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы 1.Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП.
2.Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
4 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Не предусмотрены Тема 5.2. Понятие денег и их роль в экономике

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. 2
2 1
1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Не предусмотрены Тема 5.3. Банковская система. Финансовые институты
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики.
Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
2
2 1
1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Не предусмотрены Тема 5.4. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
1.Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок.
2.Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
2 1
2
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Не предусмотрены Раздел 6. Распределение доходов в экономике
12 Тема 6.1. Доходы и расходы государства 1.Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.
2.Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура
8 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия №11 расчет и методы бюджетирования 6 Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Составить бюджет семьи, предприятия 6 2
Раздел 7 Современные проблемы экономики 16 Тема 7.1.Инфляция .Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
1.Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.
2.Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. 10 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия №12 расчет индекса инфляции 4 2
Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся исследовательская работа на теме занятость в с.х. отрасли 4 3
Тема 7.2
Экономические циклы. Экономический рост.
1.Экономический цикл.
2.Основные факторы экономического роста. 6 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы тестирование 2 2
Самостоятельная работа обучающихся подготовиться к контрольной работе 2 2
Раздел 8 Мировая экономика 4 Тема 8.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
63 1.Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.
2 1
Лабораторные работы Не предусмотрены Практические занятия Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихся Не предусмотрены Тема 8.2. Международные финансы 64 1.Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
2.Глобальные экономические проблемы.
2 1
Практические занятия Не предусмотрены Лабораторные работы Не предусмотрены Контрольные работы Не предусмотрены Самостоятельная работа обучающихсяПодготовиться к итоговому зачету 4 1,2,3
ЗАЧЕТ 65 2 2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены) Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрены) 130 54 65 Всего: 195 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Внимание! Удалять строчки в таблице нельзя. В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности в графе «Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)) необходимо в графе «Объем часов» указать «не предусмотрено».
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- Ученические столы 15шт.
-Ученические стулья 30 шт.
- рабочее место преподавателя
- Учебная доска
- комплект бланков технической документации;
- комплекс учебно-методической документации;
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
- компьютер
- проектор,
- программное обеспечение
- комплект учебно-методической документации в электронном виде.
Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
Для преподавателей
Чечевицына Л.Н. «Экономика предприятия» Ростов н/Д, Феникс 2011
Мелихова Л.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009
Правовое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Тузова Д.О. – М.: ФОРУМ, 2009
Шкатулла В.И. Основы правовых знаний. – М.: Мастерство, 2010
Драчева Е.Л. Менеджмент. – М.: Издательский центр « Академия», 2010.
А.Ф. Барышев Маркетинг. – М.: Издательский центр « Академия», 2011.
Для студентов
Чечевицына Л.Н. «Экономика предприятия» Ростов н/Д, Феникс 2011
Правовое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Тузова Д.О. – М.: ФОРУМ, 2009
Шкатулла В.И. Основы правовых знаний. – М.: Мастерство, 2010
Драчева Е.Л. Менеджмент. – М.: Издательский центр « Академия», 2010.
А.Ф. Барышев Маркетинг. – М.: Издательский центр « Академия», 2011.
Дополнительные источники
Для преподавателей
Миронов М.Г. «Экономика отрасли» М., Форум, Инфра М 2009
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Мастерство, 2010
Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Экономист, 2011
Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2011
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Эксмо, 2012
Федюкин В.К. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции. – М.: Филин-Пилант, 2011
Шипунов В.Н. Основы управленческой деятельности.– М.:Мастерство,2011
Экономика и управление в машиностроении. / Под ред. Кожевникова Н.Н. – М.: Академия, 2004
Басовский Л.Е. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2004
Федюкин В.К. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции. – М.: Филин-Пилант, 2003
Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2003
Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС, 2006
Мириманова М.С. Конфликтология. – М.: Академия, 2003
Психология и этика делового общения./Лавриненко В.Н. –М.: ЮНИТИ, 2008
Рамендик Д.М. Управленческая психология. – М.:
Для студентов
Тебекин А.В. Менеджмент организации. Электронный учебник. – М.: Кнорус, 2008
Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика. Электронный учебник. – М., 2009
Юсупов К.Н. Региональная экономика. Электронный учебник. – М., 2009
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
студент должен уметь:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основные положения экономической теории;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития отрасли;
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам: «Потребности и ресурсы». «Прибыль и рентабельность»
Опрос по индивидуальным заданиям, доклады, рефераты, семинары, анализ результатов своей практической работы
Выполнение и защита практических работ; решение проблемных задач
Анализ предложенных понятий по изучаемой теме;
Домашняя работа
Индивидуальные задания,
Контроль знаний - тестирование по теме:
Контрольная работа
Оценка освоенных знаний
Составление сравнительной таблицы
Составление схем и таблиц, в ходе выполнения самостоятельной работы
Презентация
Проверка конспектов лекций, самостоятельных работ.
Проверочные работы по темам;
Различные формы опроса на аудиторных занятиях
Широглазова Марина Владимировна
Преподаватель Социально-экономических дисциплин
ГБПОУ «Верещагинский многопрофильный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА»
«общепрофессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы