Методические рекомендации по написанию и защите курсовых работ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
Роль курсовой работы в учебном процессе
Курсовая работа (КР) – это учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания, тщательность и грамотность оформления. Курсовая работа дает преподавателям возможность проверить качество знаний студентов, а также умения применять полученные знания на практике.
Курсовая работа - это вид учебной работы студента с элементами самостоятельного научного исследования. Она нацелена на формирование умения искать и осмысливать нужную информацию, выходящую за рамки списка обязательной литературы, а также грамотно и четко излагать полученные результаты.
Цель курсовой работы – углубление и совершенствование теоретических знаний, полученных в результате обучения и самообразования. Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методологических положениях, соответствующей учебной дисциплины, содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также сформулированы предложения автора по более эффективному решению поставленной задачи.
В процессе написания курсовой работы решаются следующие задачи:
развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала, необходимого для раскрытия темы работы;
выработка умений формулировать логически последовательно и доказательно излагать суждения и выводы и публично их защищать;
подготовка к выполнению дипломной работы.
Основные требования к курсовой работе:
актуальность выбранной темы;
обзор литературы по рассматриваемой проблеме;
практическая значимость;
логическое изложение материала; • обоснованность выводов.
Выбор темы курсовой работы
Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы. При этом учитываются наличие отечественной и зарубежной научной, научно-методической литературы по теме работы. Обычно в типовых учебных программах предлагается примерный перечень тем курсовых работ. Но иногда возникает необходимость и целесообразность их привязки к теме дипломных работ, к месту прохождения производственной практики. Также иногда темы курсовых работ по разным дисциплинам могут быть взаимосвязаны между собой. Тогда необходимо согласование этих тем.
Список тем курсовых работ рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе. Тема должна быть близкой студенту, понятной и интересной, тогда работа над курсовой не будет слишком утомительной. Если студент перед курсовой работой проходил практику на предприятии, то отчет по практике станет дополнительным источником информации.
Научное руководство курсовой работой
Научное руководство курсовыми работами осуществляется преподавателями, которые разрабатывают и ежегодно обновляют тематику курсовых работ.
В обязанности научного руководителя входит: определение задания соответствующего теме работы, помощь студенту в составлении плана работы, списка первоисточников, которые необходимо изучить, консультирование во время работы над темой, контроль над ее выполнением.
За профессиональные качества исследования, его выводы и культуру оформления курсовой работы отвечает сам студент.
Структура курсовой работы
Качество курсовой работы зависит от правильно разработанной структуры, содержания. План курсовой работы представляет собой ее структуру. По некоторым дисциплинам план работы (вопросы, которые необходимо раскрыть в курсовой работе) прилагается в типовой программе. Это значительно упрощает работу, но если готового плана не имеется, то необходимо разработать содержание работы в соответствии с типовой программой. Нужно обратить внимание на формирование знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой.
Все планы курсовых работ однотипны и состоят из одних и тех же частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. При составлении плана необходимо лишь продумать основную часть: сколько глав будет в работе, какие это будут главы, а также определить, какие разделы и подразделы следует указать.
*титульный лист
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников; • приложения (при необходимости).
Объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей КР и служит источником информации, необходимой для ее обработки и поиска.
Содержание
Содержание должно включать наименования структурных элементов КР («Введение», названия параграфов основной части, «Заключение», «Список использованных источников», приложения) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей.
Введение
Введение – это первый раздел курсовой работы, однако писать его лучше после основной части. Во введении необходимо обосновать актуальность темы исследования, изложить, почему ее изучение так важно в настоящее время. Далее нужно поставить цели и задачи работы.  Цель работы обычно отражает название темы, а задачи – это перечень действий, необходимых для достижения цели. Как правило, в курсовой работе не более двух целей, каждой их которых соответствует несколько задач.  Затем нужно назвать авторов, изучавших данный вопрос, и представить названия их работ. Также нужно перечислить какие практические и теоретические методы использовались при проведении исследования (анализ, синтез, индукция, наблюдение, эксперимент и т.д.)
Один из наиболее распространенных и серьезных недостатков курсовых работ состоит в том, что формулировки целей и задач не удовлетворяет требованиям четкости и содержательной обоснованности. Помимо нечеткого определения задач исследования, во введении КР встречаются и другие типичные недостатки. Так, например, нередко во введении пытаются не только представить проблему, но и решить ее. Во введении должна быть обоснована актуальность затрагиваемых проблем, определена цель выполняемой работы. Оно должно быть написано лаконичным языком, отличаться логической стройностью и занимать по своему объему до 2-х страниц.
Основная часть
В основной части рассматривается состояние исследуемой проблемы в специальной литературе. Основная часть КР посвящается конкретному анализу и решению поставленных во введении задач. Достижение поставленной цели в немалой степени зависит от умения правильно структурировать работу. Выделенные параграфы должны полно и логически последовательно раскрывать содержание работы.
К числу недостатков основной части КР можно отнести следующие: название параграфа по своему содержанию приближается к теме КР или даже выходит за ее рамки. Случается и наоборот, когда все параграфы в совокупности не охватывают содержания темы, и даже скрупулезный анализ отдельных вопросов не позволяет автору раскрыть тему.
Опыт работы убеждает, что в КР лучше всего выделять 3 – 4 параграфа, каждый из которых может состоять из двух – трех подпараграфов. Каждый отдельный параграф должен быть посвящен решению конкретного вопроса и завершен краткими выводами. При этом следует иметь в виду, что содержание и выводы каждого параграфа важны не сами по себе, а только в контексте решения той задачи, которая определена темой работы. Поэтому материал всех параграфов должен компоноваться таким образом, чтобы раскрыть основное содержание темы. Данный подход позволит изложить тему логически последовательно, а между материалом отдельных параграфов работы будет существовать закономерная связь и преемственность. В конце каждого пункта пишутся краткие выводы.

Заключение
В заключении подводятся итоги проделанной работы. Оно должно содержать ответы на сформулированные во введении задачи исследования. Поэтому заключение должно нести особую смысловую нагрузку. Заключение лучше писать в последнюю очередь, после введения и основной части. Заключение должно описывать достигнутые цели и решенные задачи. Также необходимо кратко представить итоговый вывод, который составляется на основе промежуточных выводов, сделанных после каждой главы. Объем заключения – до 2-х страниц.
Приложения
Приложения должны включать вспомогательный или дополнительный материал, который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты ее восприятия и оценки практической значимости (копии документов, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, распечатки и другие материалы).