Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
«Технологический колледж №34»

_____________________________________________________________________
115230, Москва, ул. Нагатинская, д.4 корп.1, тел.(499) 611-15-91,
факс (499)611-51-73








Методические рекомендации

по ВЫПОЛНЕНИЮ курсовых работ

для студентов, обучающихся
по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»



















МОСКВА 2016 г.
Научная редакция
Кандидат педагогических наук Маркуцкая С. Э.
Заслуженный учитель РФ Калиничева В.Г.

Составитель
преподаватель высшей квалификационной категории
финансово-экономических дисциплин
Г.В. ЗАБАВА





Методические указания по выполнению курсовой работы составлены в полном соответствии с требованиями: «Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой, выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО по программам подготовки специалистов среднего звена» и предназначены студентам и преподавателям экономических специальностей средних специальных учебных заведений.


ГБПОУ ТК № 34 [сост.: Забава Г.В.]. – М.: , 2016. –31 стр.




Обсуждены и одобрены
на заседании ПЦК
«Экономические специальности:
Экономика и бухгалтерский учет, Коммерция,
Операционная деятельность в логистике»
(название предметно-цикловой комиссии)
Протокол от 12 октября 2016г. № 03







СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Цели и задачи курсового проектирования...5-6
Выбор темы курсовой работы ...7-9
Организация и контроль выполнения курсовой работы ..10
Требования к содержанию и структуре курсовой работы... 11-14
Методические рекомендации по подготовке курсовой работы .15-20
5.1. Изучение и аналитический обзор литературы...15-17
5.2.Требования к составлению введения и заключения.17-18
Рекомендации к выполнению теоретической главы курсового проекта.18-19
Указания к разработке аналитической главы курсового проекта19-20
Оформление курсовой работы ...21-24
Подготовка к защите курсового проекта...25
Приложение 1. Примерная тематика курсовых работ ..26-29
Приложение 2. Образец титульного листа курсовой работы...30
Приложение 3. Образец листа задания на выполнение курсовой работы ...31
Приложение 4. Содержание курсовой работы .. 32 Приложение 5. Примерная структура рецензии на курсовую работу..33
















Введение

Выполнение и защита курсовой работы является обязательным видом промежуточной аттестации.
Защита курсовой работы отражает процесс профессионального обучения и подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Операционная деятельность в логистике» - 38.02.03. Написание и защита курсовой работы призваны показать уровень подготовленности студента и его умение соединить потенциал теоретических знаний и производственной практики в сфере логистики.
Курсовая работа – это материализованная форма самостоятельного творческого труда студента, выполненная под руководством преподавателя, с которым согласовываются рабочий план, подбор литературы, методы исследования и оформление работы.
В настоящих методических указаниях даны рекомендации по подготовке к выполнению, курсовой работы требования к её структуре, содержанию и оформлению. Рассмотрен порядок выбора темы, а также планирование, организация и контроль процесса работы над курсовым проектом.
Подготовка курсового проекта представляет собой аналитический и исследовательский процесс обучаемого, поэтому отдельные положения методических рекомендаций носят рекомендательный характер и могут быть изменены с учетом особенностей разрабатываемой темы.
В приложениях 1-5 приведены образцы документов, используемых в процессе подготовки, оформления и защиты курсовой работы.








Цели и задачи курсового проектирования

Главными целями подготовки курсового проектирования является систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных во время обучения; мобилизация способностей студента по соединению теоретических знаний и опыта, полученного на производственной практике, для решения конкретных задач в сфере логистики.
В процессе выполнения курсовой работы студенту необходимо:
раскрыть актуальность выбранной темы курсовой работы;
изучить нормативные правовые акты, методические и статистические материалы, научные издания и статьи в периодической печати по выбранной теме;
собрать, систематизировать и проанализировать фактический материал по теме курсового проекта;
сформулировать выводы, обосновать предложения и осуществить конкретные разработки по совершенствованию отдельных элементов логистической системы в соответствии с результатами анализа фактического материала;
оформить табличный, схематический и графический материал в соответствии с нормативными требованиями.
В настоящих методических рекомендациях приводится примерная тематика курсовых проектов, на основании которой должна быть сформулирована тема курсовой работы, отвечающая специализации «Операционная деятельность в логистике».
При написании курсовой работы необходимо закрепить и усовершенствовать:
знания современных методов эффективного функционирования элементов логистической системы, применять эти методы и квалифицированно интерпретировать полученные результаты анализа;
умения сформулировать наиболее важные проблемы в управлении конкретного объекта логистического исследования;
разрабатывать конкретные организационно-экономические, нормативно-методические и информационные проектные решения по реализации и внедрению предложений;
умения применять современные логистические концепции и принципы;
умения использовать теоретические основы стратегического планирования в процессе участия в разработке параметров логистической системы;
умения анализировать показатели эффективности функционирования логистической системы и её отдельных элементов;
умения квалифицированно использовать современные технические средства для проведения исследования и оформления его результатов в виде печатного отчета.
















Выбор темы курсовой работы

Перечень примерных тем по курсовой работе разрабатывается
преподавателями профессиональных модулей и рассматривается соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями.
Темы по курсовым работам должны соответствовать содержанию профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности, быть актуальными, обладать новизной и практической значимостью, иметь практико-ориентированный характер.
При выборе темы следует учитывать современные требования развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.
В формулировках тем необходимо отражать прикладной характер курсовой работы, характер будущей деятельности специалиста.
Темы курсовых работ должны охватывать конкретную область проблем логистической деятельности и носить актуальный характер.
Примерная тематика курсовых работ носит рекомендательный характер и представлена в (Приложении 1). Перечень предлагаемых тем не является исчерпывающим. Студент вправе заявить тему по своему усмотрению, представить соответствующее обоснование необходимости и целесообразности её разработки. При этом следует учесть, что тема должна отвечать специализации «Операционная деятельность в логистике». Студент может разрабатывать любую тему, направленную на решение конкретных актуальных проблем совершенствования управления логистическими процессами на макро- и микроуровнях, имеющих научно-практическое значение.
При определении темы следует также учитывать, что содержание работы может основываться:
на обобщении выполненной ранее обучающимся самостоятельной работы, если она выполнялась в рамках соответствующего профессионального модуля (модулей);
на использовании результатов практических заданий, выполненных при освоении профессионального модуля;
на использовании результатов отчетов по производственной практике.
После согласования с преподавателем окончательной формулировки темы, осуществляется утверждение списка тем на ПЦК.
После этого изменения темы возможно только в исключительных случаях.
Концепцию и план работы студент согласовывает со своим преподавателем, который оказывает методическую помощь на протяжении всего периода работы.
Для написания правильной, аналитически осмысленной и аргументированной курсовой работы необходимо наличие обширного фактического материала, на основании которого возможно провести глубокий и всесторонний анализ. Для этой цели наиболее подходящим является сбор материала в ходе производственной практики, а также систематизация материала собранного в ходе посещения профессиональных выставок по логистике, таких как: Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий «ТРАНСРОССИЯ», Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT Russia. Разумеется, возможны и другие источники, в частности, материалы периодической печати.
Тема курсовой работы, как правило, формулируется в следующей последовательности. Прежде всего, указывается цель исследования. Цель может определяться следующими ключевыми словами: «совершенствование», «разработка», «оценка (анализ)», «исследование», и др. После цели следует указать предмет исследования, например, «процесс», «функция», «характеристика» и др.
Тема курсовой работы по специализации 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» может формулироваться в рамках одного из следующих основных направлений исследований:
разработка системы управления товарными запасами предприятия;
теория и методология логистикой системы;
анализ и проектирование элементов логистической системы;
планирование логистических процессов в организациях;
разработка инфраструктуры и управление логистическими
процессами в закупках, производстве и распределении;
функциональные области логистики и их характеристика;
организация и управление снабжением;
логистические издержки и способы анализа логистической
системы;
методология оценки качества товарно-материальных ценностей;
анализ рентабельности систем складирования;
анализ рентабельности систем транспортировки;
оценка инвестиционных проектов в логистической системе;
формирование организационно-управленческой структуры склада;
разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности склада;
процесс оптимизации складских технологий;
этапы проведения комплексной оценки складской деятельности;
оценка деятельности логистической компании;
анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности;
показатели эффективности функционирования логистической системы и ее отдельных элементов;
инвестирование в реализацию проектов, направленных на повышение эффективности операционной деятельности;
оценка деятельности ряда дистрибьюторских компаний;
оптимизация управления логистическими процессами в производстве
и распределении.


Организация и контроль выполнения курсовой работы

Процесс подготовки, выполнения и защиты курсовой работы включает следующие последовательные этапы:
выбор темы в соответствии с поставленной проблемой;
подбор литературы и ее изучение;
обработка подобранной литературы и статистической информации;
написание отдельных частей (глав) курсовой работы;
завершение работы, её оформление и представление
преподавателю на проверку;
работа над замечаниями преподавателя и доработка (переработка)
курсовой работы;
рецензирование курсовой работы;
утверждение курсовой работы;
подготовка к защите.
Выполнение курсовой работы предполагает самостоятельную её разработку студентом, самоорганизацию рабочего времени и текущий контроль со стороны преподавателя.
В случае возникновения серьезных отклонений от графика выполнения курсовой работы преподаватель предупреждает учащегося о возможных негативных последствиях возникшего отставания.















Требования к содержанию и структуре курсовой работы.
Разработка структуры курсовой работы осуществляется с учетом требований ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
К основным требованиям, предъявляемым к курсовой работе, относятся:
Всесторонняя и глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе изучения научно-теоретических и научно-методических изданий по логистике;
Логически последовательное, профессионально грамотное и самостоятельное изложение материала;
Использование статистических данных не менее чем за 2-3 последних года, характеризующих основные тенденции, особенности и изменения в изучаемом логистическом процессе, явлении;
Правильная систематизация цифровых данных в виде таблиц, диаграмм, графиков с соответствующим анализом, обобщением и выявлением основных закономерностей, недостатков и негативных тенденций;
Критический подход к изучаемым теоретическим, методологическим, фактическим материалам и выявление дискуссионных вопросов;
Определение резервов повышения эффективности, направлений улучшения конкретной деятельности, процесса, явления в области логистики;
Обоснование конкретных предложений, рекомендаций по устранению недостатков, отрицательных тенденций и реализации выявленных резервов, направлений по совершенствованию деятельности, процесса в изучаемой сфере;
Осуществление конкретных проектных разработок по совершенствованию логистических процессов в организации;
Теоретическая и методическая обоснованность разработанных проектных решений, их аргументированность и реальность осуществления на основе аналитического материала, зарубежной практики и опыта успешно развивающихся экономических субъектов;
Обоснование экономической, финансовой и социальной эффективности логистической деятельности;
Оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
Курсовая работа выполняется в форме:
- курсовой работы;
- курсового проекта.
По структуре курсовая работа состоит из теоретической и практической части. Объем работы должен составлять 25-30 листов формата А4.
Для специальностей гуманитарного и экономического профилей курсовая работа может иметь следующую структуру:
- введение;
- теоретическую часть;
- расчетно-аналитическая часть
- выводы и заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Теоретическая часть раскрывает теоретические аспекты изучаемого объекта и предмета. В ней содержится обзор используемых источников, информации, нормативной базы по теме.
Расчетно-аналитическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом данных собранных в ходе производственной практики, а также материала собранного в ходе посещения профессиональных выставок по логистике.
Введение и заключение являются обязательными разделами курсовой работы.
Во введении осуществляется обоснование актуальности и практической значимость выбранной темы, формулируются цели и задачи, объект и предмет исследования, анализируется круг рассматриваемых проблем.
Заключение содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение лежит в основе доклада, обучающегося на защите.
Содержание курсовой работы включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).
Используемая в тексте терминология должна соответствовать общепринятой терминологии в научной и технической литературе.
Условные буквенные обозначения механических, физических, математических, экономических и других величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам.
Курсовая работа пишется в стилистике научного текста, для которого характерна четкая логическая последовательность изложения, упорядоченная система связи между частями высказываний, обеспечение точности, сжатости, однозначности терминов и понятий.
Список использованных источников составляется в следующем порядке:
- законы Российской Федерации
- указы Президента Российской Федерации
- постановления Правительства Российской Федерации
- нормативные акты, инструкции; иные официальные материалы (резолюции рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
- монографии, учебники, учебные пособия;
- иностранная литература;
- интернет-ресурсы.
Оформление осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 - 2008.
Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Приложения могут состоять из копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п.
Оформление текста курсовой работы производится с учетом требований ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» и ГОСТ 2.106-68 «Текстовый документ».
При разработке темы учащийся должен начать с внимательного изучения современной литературы, установить степень проработанности темы, определить понятие, сущность и содержание исследуемой проблемы, рассмотреть точки зрения экономистов по изучаемым вопросам и определить прогрессивные тенденции развития. Эти результаты должны быть отражены в теоретической части курсовой работы.
Затем студент должен провести подробный анализ хозяйственной деятельности организации, связать ее проблемы и достижения в современной экономической системе. Сделать на основании проведенного анализа выводы о проблемах и недостатках, существующих в логистической системе организации, сформировать предложения и рекомендации по устранению этих недостатков. Результаты этого исследования должны найти отражение в расчетно-аналитической части курсовой работы.
Таким образом, типовая структура курсовой работы состоит из введения, теоретической и аналитической части, заключения, списка используемой литературы и приложений












Методические рекомендации по подготовке курсовой работы

Выполнение курсовой работы условно делится на три стадии:
Подготовительную - сбор материалов, накопление информации, подбор литературы;
Исследовательскую - обобщение и анализ фактического материала данных, положенных в основу теоретической и практической частей исследования;
Оформительскую - придание надлежащего законченного вида работе.
Подготовку к написанию начинают с выбора темы. Затем в процессе изучения и освоения профессиональных модулей тема уточняется и конкретизируется.
В процессе работы не следует отклоняться от выбранной темы. Можно пользоваться различными приемами: не переходить к следующей части, пока не закончена предыдущая или использовать выборочный способ: части работы писать в любом порядке по мере накопления материала.
В конце каждого раздела проекта следует делать краткие выводы и обобщения и определять логический переход к следующей части, обосновывая логику дальнейшего исследования.
Более конкретные методические рекомендации по стадиям выполнения курсовой работы представлены ниже.

5.1. Изучение литературы и обработка фактического материала
Изучение литературы предполагает правильную работу с имеющейся информацией, творчески библиографический поиск, рациональную систематизацию, обобщение и анализ материала.
Цель работы с информацией - установить существующие представления о предмете исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в курсовой работе. Изучение литературы следует начинать с нормативно-правовых документов, учебников, учебных пособий и научных статей.
Знакомиться с различными источниками рекомендуется в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале следует изучить самые свежие публикации, затем прошлогодние, двухгодичной давности и т.д. При этом необходимо использовать ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге. Это:
общее ознакомление с научными трудами в целом по оглавлению;
изучение введения или предисловия;
выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенным иллюстративным материалам (таблицам, графикам, схемам, рисункам);
внимательное чтение представляющих интерес глав, параграфов;
выписка отдельных материалов; критическая оценка материала.
В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой логическое и краткое изложение своими словами обработанного материала.
При изучении литературы необходимо выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При этом следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных научных позициях, дать сравнительную, критическую оценку их точек зрения и представить собственное суждение по данному вопросу.
В результате изучения подобранной литературы составляется развернутый план работы. В плане выделяются следующие главы:
1. Теоретическая глава, включающая параграфы, в которых освещаются основные понятия, содержание и сущность исследуемых процессов и проблем, с раскрытием различных точек зрения, позиций, современных тенденций и подходов, применяемых с целью повышения эффективности логистических процессов (не менее 2-х параграфов);
2. Аналитическая глава, где раскрываются особенности объекта исследования, анализируются количественные параметры, характеристики, статистические показатели и определяются основные тенденции, закономерности, недостатки в развитии изучаемого процесса логистики, а также формулируются предложения и рекомендации по устранению этих недостатков (не менее 3-х параграфов);
Каждая глава имеет название в соответствии с темой и подразделяется на соответствующие пункты и подпункты (параграфы).
При разработке отдельных тем допускаются по согласованию с преподавателем некоторые отступления от рекомендуемой структуры работы.
5.2. Требования к составлению введения и заключения
Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель и основные задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки и информационная база исследования.
Введение должно содержать четкие, ясные формулировки актуальности, целей и задач, а заключение - выводы по каждой главе и оценку полученных результатов. Выполнение данных требований имеет особое значение при оценке качества курсовой работы, т.к. именно введение и заключение являются «визитными карточками» работы и на их основе складывается общее мнение о проекте в целом при проверке и на защите.
Исходя из цели, обозначенной в курсовой работе определяются задачи, которые раскрываются в форме перечисления следующих «ключевых» слов: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить, внедрить и т.п. Формулировки задач следует тщательно продумывать и предполагать, поскольку описание их решения составляет содержание глав, разделов проекта. Как правило, заголовки глав, разделов вытекают непосредственно из поставленных задач работы.
Предмет исследования определяется теми экономическими отношениями, которые изучаются, анализируются в курсовой работе.
В качестве информационной базы исследования может служить общая статистическая информация о развитии логистической системы, отношений отдельных отраслей экономики и звеньев логистической структуры; конкретный цифровой материал по отдельным регионам, сферам деятельности. Хронологические рамки зависят от информационной базы исследования, доступности цифрового материала и основных задач проекта.
Устаревшие статистические данные (трех-четырехлетней давности) значительно снижают качество работы и степень адекватности сформулированных выводов современной ситуации в сфере логистики.
В заключении излагаются краткие выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, достижения цели и поставленных задач.
Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов теоретического, аналитического и рекомендательного. В связи с этим заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, а должно отражать главные итоговые результаты исследования.

5.3. Рекомендации к выполнению теоретической главы курсовой работы
Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой темы. В ней рассматриваются сущность, содержание, принципы, основы методологии, классификация, организация исследуемого процесса, его составные части и элементы, прогрессивные тенденции развития.
Данная глава включает основополагающие моменты того или иного процесса, явлений позиций по теории логистики. Это - раскрытие самого понятия, объекта исследования, его экономической сущности и содержания с различных научных позиций, точек зрения и взглядов. Для выяснения сущности рассматриваемого понятия достаточно часто проводится его классификация по одному или нескольким критериям. При классификации необходимо придерживаться следующих правил: соразмерности, единичности критерия, исключительности, непрерывности.
Следующим важным теоретическим направлением исследования является изучение видов, форм реализации процесса, логистического механизма функционирования отдельных его элементов, звеньев и составных частей. При этом рассматриваются основные виды, элементы исследуемого процесса, т.е. внутреннее содержание, особенности, организация, специфика расчетов и т.п. Конкретные элементы, звенья выбираются, исходя из связи с деятельностью предприятий и других субъектов рынка.
Необходимо, также изучить прогрессивные тенденции и подходы эффективного решения изучаемой проблемы.
В дальнейшем это способствует формированию собственного взгляда на данную проблему.
Теоретическая глава должна включать не менее 2 самостоятельных параграфов (разделов), которые при необходимости могут быть разделены на подпункты.
5.4 Указания к разработке аналитической главы курсовой работы
Вторая глава представляет собой аналитический обзор расчетно-цифрового материала по исследуемой теме, отражающий основные процессы, тенденции и особенности. На основе общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, необходимо проанализировать количественные характеристики, параметры и показатели, принятые логистической теорией и практикой, а также данные логистических компаний, производственно-коммерческих предприятий, фирм и других структур, связанные с хозяйственной и логистической деятельностью. Это как макроэкономические показатели и параметры, так и микроэкономические, отражающие основные тенденции, закономерности и направления экономического и финансового развития, а также количественные взаимосвязи между ними. При этом необходимо учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными (ссылки на источники информации). Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников для сравнения следует обеспечить их сопоставимость. В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого процесса, а не исключения из них.
В ходе анализа устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, выявляются недостатки и негативные явления в изучаемом процессе, рассматриваются факторы изменений, колебаний в конкретной сфере деятельности. Указываются причины, повлиявшие на изменения в процессе, явлении как в общеэкономическом, историческом, так и в конкретно обособленном, специфическом аспектах. Период времени, за который приводятся фактические данные и статистический материал, зависит от особенностей исследуемого процесса, явления и не может быть меньше двух последних лет.
Аналитическое исследование должно быть представлено в 2-3 самостоятельных разделах (параграфах) и при необходимости с выделением подпунктов.
Логическим завершением курсовой работы является разработка конкретных предложений, мероприятий и рекомендаций по совершенствованию, улучшению и развитию изучаемого процесса, явления в сфере логистической деятельности.
В последнем разделе приводятся конкретные предложения, позволяющие выявить все положительные и отрицательные стороны анализируемой ситуации.
Поэтому конкретные предложения должны отвечать на вопросы: «Каким образом совершенствовать?», «Как улучшить?», «С помощью каких стимулов, экономических рычагов изменить?» и т.д., так и на вопросы: «Как предлагаемые меры, механизмы, стимулы будут конкретно работать в современных условиях в данной организации?».
В данном разделе, в ряде случаев, может проводиться изучение зарубежного опыта в управлении логистическими процессами на различных уровнях хозяйствования и его применения в российской практике с учетом выявленных недостатков, тенденций в аналитической главе. Это могут быть теоретические, методологические и методические положения или направления на государственном уровне или меры по экономическому стимулированию развития логистических отношений на региональных, хозяйственных уровнях или особенности налогообложения, финансирования отдельных логистических операций или характер, качество, стратегия инвестиционных вложений в экономику и т.п.


Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы должно быть единообразным и отвечать стандартным требованиям, предъявляемым при подготовке печатных работ.
Образец титульного листа проекта и образец листа задания на выполнение курсовой работы приведены в (Приложении 2,3).
Единство требований к оформлению должно сочетаться с индивидуальным подходом к разработке конкретной темы. При этом составные части работы - текстовая часть и графический материал - должны быть тщательно выверены с целью соблюдения аккуратности в их оформлении, эстетичности компоновки материала, исключения орфографических ошибок. Ответственность за сведения, представленные в тексте, несет автор. Курсовая работа, оформляется на компьютере с использованием шрифта Times new Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал - полуторный. Текст печатается на стандартной белой бумаге формата А4 с одной стороны листа. На листах оставляются поля: слева - 20 мм, сверху и снизу - по 20 мм, справа -10 мм.
Текст введения, текст каждой главы, заключения, списка литературы, приложений следует начинать с новой страницы. В состав курсовой работы входят озаглавленные разделы (главы). Их можно делить на подразделы (параграфы), которые также должны иметь названия. Названия составных частей работы, включая подразделы, пишут с заглавной буквы, точку в конце названия не ставят. Названия не подчеркивают, их выделяют жирным шрифтом и увеличенным междустрочным интервалом после названия перед текстом. Подразделы нумеруют в рамках раздела. Например, подраздел 2 раздела 1 нумеруется 1.2. Очередной подраздел в рамках раздела не следует начинать с нового листа.
Страницы нумеруют, начиная с титульного листа и до конца, включая приложения. На титульном листе номер страницы не ставят. На всех других страницах номер проставляют в середине нижнего поля страницы.
Изложение содержания курсовой работы должно быть логичным, четким, литературным, вестись в безличной форме (например, «мы предлагаем» ..., или «автор предлагает» ... Недопустимо местоимение «я») и с соблюдением правил орфографии и пунктуации. Текст делят на абзацы. Не допускается сокращений слов, кроме общепринятых.
Недопустимы без ссылок дословные повторения известных положений из учебников, лекций, специальной литературы. После любого заимствования (в виде цитаты, рисунка, таблицы, формулы) в тексте делаются ссылки. Ссылки оформляются в виде квадратных скобок, в которых приводят порядковый номер источника заимствования, под которым он включен в список использованной литературы, и номер страницы источника. Например, запись [15, стр. 46 указывает на источник под номером 15 из списка литературы, приведенная цитата или другое заимствование содержится на 46 странице.
В оглавлении курсовой работы приводят названия заголовков всех глав, параграфов, разделов и подразделов в точном соответствии с их названием в тексте. В завершающей строке вплотную к правому полю листа указывают страницу, на которой начинается указанный заголовок.
Рисунки. Рисунками считаются чертежи, схемы, формы документов, собственно рисунки, фотографии и т.п. Рисунки нумеруют в пределах каждого раздела. Например, для раздела 2 нумерация рисунков будет 2.1, 2.2 и т.д.
В тексте на каждый рисунок необходимо сделать ссылку, например, «На рис.3.1 представлено...». Рисунки должны иметь названия. Названия, как и номера, располагаются под рисунком. В необходимых случаях к рисунку дается пояснительный текст.
Таблицы. Текст курсовой работы обычно содержит таблицы. Таблицы нумеруют в пределах раздела. В тексте на каждую таблицу даются ссылки, например: «В таблице 3.4 приведены данные...». Наименование таблицы приводится сверху. Перед наименованием таблицы, отступив одну строку от предыдущего текста, по правому краю делается надпись «Таблица 3.2». Далее на следующей строке располагается наименование таблицы, ниже - сама таблица. При переносе таблицы на новую страницу делают заголовок «Продолжение табл. 3.2» или «Окончание табл. 3.2». Надпись «Таблица 3.2» и ее заголовок выделяют жирным шрифтом. Шрифт внутри таблицы может быть меньше 14. В таблицах следует указывать единицы измерения.
Список использованной литературы. В список литературы включаются все использованные при подготовке проекта источники, а не только те, на которые имеется ссылка. При составлении списка рекомендуется придерживаться последовательности:
1 . Нормативно - правовые акты (по юридическому значению)
Акты федеральных органов государственной власти и управления:
Конституция РФ;
Федеральные законы;
указы Президента;
постановления Правительства;
ведомственные акты федеральных ведомств;
акты органов государственной власти и управления субъектов РФ
законы субъектов Федерации;
нормативные и распорядительные акты глав субъектов Федерации;
2. Литература в алфавитном порядке, т.е. по первой букве фамилии первого автора, а при его отсутствии - по первой букве первого слова названия издания. Здесь приводятся книги, монографии, энциклопедии, словари, сборники, учебники и учебные пособия, брошюры, отдельные статьи в научной, специальной периодической печати.
Для печатных изданий указываются Ф.И.О. автора, название работы, место издания, наименование издательства, год издания и количество страниц общего объема книги.
Приложения. Курсовая работа может имеет приложения, состав которых определяется автором. В приложениях, как правило, размещают объемный цифровой материал, который, будучи помещенным в тексте, затруднил бы чтение и отвлек бы от основной линии данного исследования. Правомерно, например, приводить в приложении данные управленческого учета и бухгалтерской отчетности, которые послужили исходным материалом для анализа. Кроме того, в приложении могут быть приведены расчетные материалы, формы документов, оперативная документация. Приложения должны быть пронумерованы и располагаться в соответствии с порядковыми номерами.
Законченный проект брошюруют в папку формата А4.

























Подготовка к защите курсового проекта

Завершенная курсовая работа представляется на рецензию преподавателю (Приложение 5).
В рецензии следует дать характеристику деловых и исследовательских качеств студента, выразить мнение о полноте отражения общих и специальных проблемно-тематических вопросов. При рецензировании внимание обращается, прежде всего, на соответствие задач, отраженных во введении и выводов в заключении. В рецензии оценивается актуальность темы, ее связь с практическими проблемами, конкретное личное участие автора в достижении цели и решении поставленных задач, уровень теоретической подготовки автора, глубина проведенного анализа и обоснованность выводов, степень проработки и эффективности выдвигаемых предложений и рекомендаций, а также оценивается структура работы, стиль изложения материала.
Рецензент должен сделать критические замечания и отразить их в письменном отзыве. В завершении рецензии делается общий вывод о соответствии курсовой работы предъявляемым требованиям и дается оценка, выраженная словами «заслуживает удовлетворительной/ хорошей/отличной оценки».
Курсовая работа вместе с рецензией сдается преподавателю не позднее, чем за три дня до официальной защиты. Курсовая работа допускается к защите при наличии всех подписей на титульном листе.
Защита курсовой работы проводится публично.
Регламент доклада до 7 минут. В докладе должны быть изложены цель и задачи, курсовой работы дана характеристика объекта и предмета исследования, отражены основные положения и выводы, сделанные в процессе работы. Главное внимание должно быть сосредоточено на анализе конкретной проблемы ключевых моментах новизны и практической значимости предлагаемых решений, их эффективности. Во время доклада студент может использовать специально подготовленные иллюстративные материалы и технические средства, позволяющие более наглядно продемонстрировать результаты проведенного исследования.

Приложение 1
Примерная тематика курсовых работ


Совершенствование организации работы транспортно-экспедиционного предприятия.
Использование принципов логистики при совершенствовании организации автомобильных перевозок грузов в международном сообщении.
Концепция управления поставщиками как важнейшее направление стратегического управления снабжением.
Методы оценки закупочной деятельности и влияние на эффективность логистики на предприятии.
Стратегии управления закупками.
Показатели оценки эффективности закупочной деятельности  и их влияние на экономические показатели предприятия.
Формирование цепей распределения на предприятии.
Управление цепями поставок продукции на предприятии.
Формирование и управление сетью торговых посредников при распределении продукции до потребителя.
Управление процессом выбора клиентской базы продавцом продукции на рынке.
Управление сбытовыми запасами на предприятии.
Организация механизма управления запасами и его влияние на формирование спроса.
Планирование сбытовой деятельности на предприятии.
Эффективность процесса управления сбытовой деятельностью на предприятии.
Расчет необходимого количества стеллажных конструкций для хранения товарных запасов предприятия.
Построение организационной структуры управления персоналом склада.
Определение месторасположения распределительного центра торговой сети.
Реализация проекта автоматизации склада (на примере предприятия).
Оценка рынка складской недвижимости в Московском регионе и перспектив развития отрасли.
Оценка сервисных услуг склада (на примере предприятия).
Сравнительный анализ деятельности крупных логистических операторов.
Совершенствование операций технологического процесса на складе (на примере предприятия).
Совершенствование системы управления запасами торгового предприятия.
Проектирование оптимальной системы управления запасами торгово-посреднической организации в условиях циклической нестабильности спроса.
Совершенствование системы управления запасами сырья и материалов в условиях нестабильности поставок.
Исследование возможностей компьютерных систем поддержки управления запасами.
Использование экономико-математических методов при анализе норм расхода материальных ресурсов.
Методика планирования и анализа оборотных средств на промышленном предприятии.
Планирование, учет и анализ логистических издержек организации.
Анализ эффективности функционирования системы производственной логистики.
Анализ состояния запасов материально-технических ресурсов и мероприятий по их оптимизации.
Анализ произведено-хозяйственной деятельности транспортной компании.
Анализ эффективности стандартизации и упорядочения документооборота товаропроводящей сети.
Учет и анализ логистических затрат цепи поставок.
Анализ полной стоимости в логистике.
Развитие логистики в эпоху глобализации.
Логистические подходы в современных экономических процессах.
Международное или региональное взаимодействие в области интеграционной логистики.
Управление международными логистическими коридорами.
Экспортно-импортные операции в логистических системах (на примере предприятия).
Правовое обеспечение международной логистической деятельности (на примере предприятия).
Функционирование логистических цепей товародвижения на различных уровнях управления.
Международные стандарты ISO-9000 и их применение в логистике.
Использование стратегии «отсрочки» для снижения вероятности сбоев в цепях поставок.
Гибкие стратегии поставки в цепях товародвижения.
Построение эффективной схемы взаимоотношений с поставщиками (на примере предприятия).
Организационные структуры логистических цепей на различных уровнях управления процессом товародвижения.
Современные технологии мониторинга цепей поставок.
Применение методов статистического контроля качества в логистике.
Особенности рисков коммерческих структур в условиях кризисной среды.
Процесс управления риском в коммерческих организациях.
Учет рисков в экономических решениях коммерческого предприятия и способы их снижения.
Методы анализа риска в логистической деятельности.
Методика определения размера ущерба (убытков), причиненных нарушениями хозяйственных договоров.
Разработка основных элементов стратегии управления снабжением на предприятии.
Применение современных методов управления в логистической системе.
Обеспечение устойчивой позиции современного предприятия на рынке транспортных услуг.
Управление транспортно-технологическим процессом в логистических системах.
Организация и оперативное управление финансовыми потоками в логистических системах предприятия (организации, фирмы).
Информационные системы в логистическом управлении предприятием (организацией, фирмой).
Организация обслуживания логистики предприятия на базе современных информационных технологий управления.
Логистика материальных потоков и ее совершенствование на предприятии (организации, фирме).
Логистика: возникновение, становление, основные факторы, тенденции развития.
Логистика в отечественной и/или зарубежной практике менеджмента: современное состояние и перспективы развития.
Логистика в системе управления предприятием (организацией, фирмой): современное состояние и пути совершенствования.
Логистика в системе управления экономикой территорий (города, района и т.п.): современное состояние и направления совершенствования развития.
Повышение конкурентоспособности предприятия (организации) на основе совершенствования логистической системы






Приложение 2
Образец титульного листа курсовой работы


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Технологический колледж №34»




КУРСОВАЯ РАБОТА

по ПМ
название дисциплины (ПМ/МДК)
МДК_____________________________________________________________________________________

Тема: « ____ »

Специальность ________________________________________
код, название специальности






Выполнил(а):
студент(ка)___курс, группа_____
__________________________________
ФИО

Руководитель:
________________________________






Москва, 201 г.


Приложение 3
Образец листа задания на выполнение курсовой работы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Технологический колледж №34»
Утверждаю:
Заместитель директора по УПР
________________________
( Ф.И.О.)



Задание
для курсовой работы по ПМ_________________________________________________________________
МДК________________________________________________________________
На тему: ____________________________________________________________
Студент (ка) курс______ группа _______________________________________
Ф.И.О.: _______________________________________________ ______________
Руководитель: _______________________________________________________
Ф.И.О., должность

Структура работы:
Введение: актуальность, практическая значимость, цель, задачи исследования, объект исследования.
Основная часть:
Первая глава имеет теоретический характер и раскрывает понятийно-категориальный аппарат, описывает историю развития выбранного объекта, структуру объекта, виды, формы
Вторая глава имеет исследовательский и практический характер
Заключение
Список использованных источников
Публикации периодической литературы за последние 5 лет обязательны.
Приложения

Рассмотрено на заседании ПЦК
_________________________________
название ПЦК

Протокол №
от « »__________2016г

Дата выдачи_____________________

Срок окончания работы____________

Преподаватель__________________
ФИО преподавателя



Приложение 4
Содержание курсовой работы



Содержание

Введение
Глава 1.
1.1
1.2
1.3
Глава 2.
2.1
2.2
2.3


Заключение.
Список используемых источников
Приложения.










Приложение 5

Примерная структура рецензии на курсовую работу



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №34»


Рецензия курсовой работы

Ф.И.О студента: ____________________________________
Ф.И.О преподавателя: _______________________________

Специальность 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

ПМ (МДК): Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении»

Тема работы: «Применение современных технологий при осуществлении закупок»

Рецензия
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Оценка работы _______ Подпись проверяющего ________

Дата проверки « » __________ ________________2016г.









13PAGE 15


13PAGE 14- 33 -15