Методическая разработка на тему Учитель как субъект педагогической деятельности


Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
- друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчика, если использует осторожное уговаривание;
- просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;
- вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой стороны – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувства и воли личности. В частности, В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.
А.И.Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), обще-трудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью города, села, где он живет и работает.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.
Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки социальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С.Макаренко и В. А Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта.
Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В.А.Сухомлинский писал: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.
Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования.
Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что «если хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния». Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский.
Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало – он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.
Являясь социальной наукой, педагогика раскрывает закономерности учебно-воспитательного процесса, подчиненного общественным, социальным целям формирования не только человека, уникальной творческой личности, но и самого общества, членом которого является воспитываемый человек.
Оказывается, только педагогика может ответить на вопрос о целях и задачах обучения, воспитания ребенка, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал.
Педагогика и должна помогать учителю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей.
В педагогическом процессе всегда есть две стороны; деятельность учителя и деятельность учащегося.
Деятельность учителя и есть педагогическая специальность, которая базируется на педагогике, ибо последняя выполняет две функции: общетеоретическую и практическую.
Итак, первое, что должен знать педагог, чтобы действительно войти в свою специальность:
- процессы обучения и воспитания – педагогические процессы;
- взаимодействие учителя и обучаемого;
- цели педагогического процесса;
- содержание обучения и воспитания;
- методы и приемы обучения и воспитания;
- формы организации педагогических процессов.
Поскольку педагогика изучает тенденции и перспективы развития воспитания и обучения, она выполняет прогностическую функцию. То есть педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие учебно-воспитательных учреждений на будущее.
Поэтому учитель, получивший педагогические образование, должен знать и уметь организовать свою работу с детьми, родителями и другими группами населения по воспитанию и обучению.
Конечно, работа эта нелегкая, ибо соответствующая государственная политика отсутствует. Учителю и даже всему педагогическому коллективу трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса. Надо помнить, что ребенок формируется, у него еще не созданы системы ценностей, системы оценок, позволяющие правильно подбирать и правильно анализировать всю информацию, которую он получает из разных источников.
Только специалист-педагог может ответственно, с позиций педагогической науки дать тот или иной совет, рекомендацию, консультацию.
Важным фактором, влияющим на деятельность учителя, являются его личностные качества.
Молодой человек, независимо от выбора своей профессии, должен быть настроен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.
Еще в конце 19 века П.Ф.Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на наличие у него таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, скромность, наблюдательность, трудолюбие, причем особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности можно отнести способность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния ребенка, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах ученых большое значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Учитель должен удовлетворять следующим требованиям, быть:
- корректным, гибким, любознательным, не консерватором, с чувством юмора, неординарным, не замешенным в разных анти общественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизненный опыт, мудрым, воспитанным, энергичным, уметь передавать положительную энергию другими, человечным, владеть речью, грамотно и просто изъясняться, чтобы его было приятно слушать;- учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей и уметь концентрировать сове внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранить на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, быть способными быстро восстанавливать силы;
- должен быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность, отличаться четкостью дикции, выразительностью изложения мысли;
- учителю следует обладать высоким темпом выполнения работы, приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.
Очевидно, прекрасным учителем может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен специальным педагогическим образованием и получит развитие в практический педагогической деятельности.Таким образом, любая профессиональная деятельность предполагает соответствие определенным требованиям тех, кто ею занимается. Очевидно, можно выделить такие базовые требования, какими являются высокий профессионализм, мастерство, которые в равной мере предъявляются к представителям разных профессий. Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений.
Знание профессионально-значимых личностных качеств современного учителя, их роли в профессиональной деятельности способствует к стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 2003.
Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М., 2005.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – С-П., 2001.
Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2005.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети – М., 2007.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2005.
Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 2008.
Елканов С.Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя – М., 2005.
Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики. – М., 2004.
Колесникова И.А., Борытко Н.М. и др. Воспитательная деятельность педагога. – М., 2005.
Корчак Я. Как любить детей. – М., 2002.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 2003.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – М., 2002.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2003.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 2003.
Нартова-Басавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М., 2001.
Орлов Ю.М Восхождение к индивидуальности. – М., 2002.
Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую специальность. – М., 2005.
Основы педагогического мастерства. Методические рекомендации. Под ред. И.А. Зезюна, Киев, 2003.
Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2006.
Роботова А.С., Леонтьева Т.В. и др. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2005.
Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М., 2005.
Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 2005.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 2005.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 2006.
Усанова О.Н. Специальная психология. – С-П., 2006.
Фромм Э. Душа человека. – М., 2002.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2003.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2002
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. – Пермь, 2004.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 2000.