: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и


Урок № 42 6 класс. Предмет –биология Дата проведения:15.02.17г
Учитель ; Романенко Т.В.
Тема урока: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.
Цель и задачи урока:  сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира. раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией. развивать умения и навыки работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, с учебником, делать выводы.  воспитывать доброжелательность, культуру общения.
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Интерактивный урок- практикум ( работа в парах).
Оборудование: презентация, видеоролики «Многообразие двудольных растений», «Жизненные формы покрытосеменных», гербарии одно- и двудольных растений, учебники, модели цветков, карточки с заданиями, живые растения гороха и пшеницы. Ход урока:
Оргмомент. Разминка по терминам из прошлого урока – назвать один.
2.Актуализация прежних знаний.- Критерии оценок за урок – на доске баллы и матрица ответов.
-Загадки об изученных разделах биологии.
У маленькой елочки, колкие иголочки
Шарики синие, словно бы в инее.
По легенде, мой цветок клады открывает.
Говорят, что раз в году чудо то бывает.
Но скажу начистоту: я вообще-то не цвету.
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,нарядная, забавная, на Новый год я главная.
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
5)Весной повис- все лето кис, а сладок стал на землю пал.
К любому празднику нужна, могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое.
Что это такое?
В десять одежек плотно одет, часто приходит к нам на обед.Но лишь за стол ты его позовешь, сам не заметишь, как слезы прольешь.
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи у него не горячи.
9)Из нарядной яркой чашки угощаются букашки.
10) Мягкий, а не пух, зеленый, а не трава.Проверка знаний: На доске Работа с карточками – выбрать правильные ответы.
Вариант 1.
Выберите верное утверждение.
1.Водоросли относятся к низшим растениям, т.к. они имеют корней ,листьев, листьев.
2.Хламидомонада – одноклеточная водоросль.
3.Ламинария имеет второе название- морская капуста.
4.Вайями называют подземные побеги папоротника.
5.К однолетним относят морковь.
6.Кукушкин лен относится к голосеменным растениям.
7. Для размножения хвоща не нужна вода.
9. Мхи имеют проводящую систему.
10.У сосны образуется два вида шишек- женские и мужские.
11.Бриология – наука о мхах.
12.Весенние побеги хвоща не содержат хлорофилл.
Вариант 2.
Выберите верное утверждение.
1.У кукушкина льна спорофит не может существовать от гаметофита.
2.Эфедра имеет второе название «хвойник».
3.Гинкго билоба – это живое ископаемое.
4.Арча растет в Казахстане повсеместно..5.К двулетним относят огурец.
6.Голосеменные произошли от древних семенных папоротников.
7. Папоротникообразные – первые сосудистые растения.
9. У голосеменных плоды это шишки.
10.К голосеменным относятся спирогира и хлорелла.
11.Альгология – наука о мхах.
12.Созревание семян у сосны длится 2 месяца.
Взаимопроверка, подсчет баллов - Для проверки: 1 вариант -1, 2, 3, 10, 11,12.
2- вариант- 1, 2 ,3, 5, 6, 7.
Прием «Микрофон» (ответы детей) Работа с моделями и терминологическая работа.
Рассказать строение цветка вишни и пшеницы по моделям.
Ребята, а после каких процессов в цветке образуются плоды? (Опыление и оплодотворение). ПЛОД- важнейший орган размножения цветковых растений, об Что такое опыление? ( Опыление – это перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика.)
Что такое оплодотворение? ( Оплодотворение- после опыления в семязачатке завязи цветка происходит слияние женских и мужских половых клеток в одну клетку зиготу.)
Из чего состоит плод? ( Плод состоит из семян и околоплодника.Околоплодник- это наружная часть плода. Он образуется из стенок завязи В формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычиночные нити, цветоложе.
Околоплодник защищает формирующие семена от высыхания, неблагоприятных воздействий окружающей среды. Семязачатки и семена цветковых растений всегда защищены околоплодником как покрывалом и растения поэтому называют покрытосемянными.
3.Изучение новой темы . 4. Домашнее задание. §42. До стр 140.
Запись темы урока. Работа с гербарием и демострация растений живых через веб-камеру.Учащиеся работают в парах.Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные, объясните по каким признакам было деление. .
Общая характеристика покрытосеменных растений.Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они преобладают на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.Проблемный вопрос: Где же они встречаются?В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов);Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях;Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.Давайте вспомним, почему Голосеменные растения относятся к высшим растениям и их особенности?Имеют корень, стебель, листья (видоизменены в иголки – хвоинки);образуют семена;семя «лежит» открыто на чешуе шишки;опыление происходит с помощью ветра;для оплодотворения не нужна вода;в основном древесные формы (можжевельник – кустарник).Самостоятельная работа с материалом учебника параграфа 21 на страницах 73 – 74 под редакцией к. Кайыма по заданию:Какие признаки имеют покрытосеменные растения? Прием «Микрофон» (ответы детей)Дем. Видео о жизненных формах покрытосеменных и классах.Проверьте себя. Всё ли мы назвали?Признаки Покрытосеменных растений: наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями; семяпочка защищена завязью; образуют плод; ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций; быстрый обмен веществ; приспособленность к обитанию в различных экологических условиях;гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка; опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими, самоопыление; ярусность в лесу; жизненные формы: деревья, кустарники и травы;по Самостоятельная работа в группах по заданию:
1 и 3 группы – чем отличаются покрытосеменные и голосеменные растения друг от друга.
2 и 4 группы – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
Проверка:
(Слайд № 4)
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
признаки
голосеменные покрытосеменные
Семя семя «лежит» открыто на чешуе шишки. семяпочка защищена завязью
Цветок не образуют цветы наличие цветков
Ткани в древесине сосуды не развиты ткани приспособлены к выполнению своих функций
4. Опыление опыление происходит с помощью ветра опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающим, самоопыление
5.Жизненные формы
видеоролик только древесные формы деревья, кустарники и травы.
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений 
1. Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья
2. Образуют семена.
3. Семена не заключены в истинный плод (иногда покрыты мясистыми или твёрдымиструктурами (кедровый орех).
2. Классификация покрытосеменных растений 
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения.
К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений, а к Однодольным – 50 тыс. видов растений.
Работа в группах по заданию: используя материал ученика параграфа 21 на страницах 74- 76, заполните и обсудите характерне признаки классов Двудольные и Онодольные (слайды 8-16):
Признак
Класс Двудольные растения Класс Однодольные растения
1. Зародыш семени 2. Жизненные формы Корневая система 4. Листья 5. Край листа 6. Жилкование 7. Околоцветник 8. Части цветка 9. Опыление 10. Семейства Таблица «Характерные признаки классов Двудольные и Онодольные»:
Признак
Класс Двудольные растения Класс Однодольные растения
1. Зародыш семени
2 семядоли
1 семядоля

2. Жизненные формы Деревья, кустарники и травы В основном травы
Корневая система
Стержневая к.с.
Мочковатая к.с.

4. Листья
листья простые или сложные
листья простые

5. Край листа
цельный и изрезанный
цельный

6. Жилкование
перистое и пальчатое
параллельное и дуговое

7. Околоцветник
двойной
простой

8. Части цветка
кратно 4 или 5
кратно 3

9. Опыление преимущественно насекомыми опыление преимущественно ветром
10. Наличие камбия имеют камбий не имеют камбий
10. Семейства Сложноцветные, Розовые, Бобовые, Паслёновые, Капустные и др. Злаковые, Луковые и Лилейные и др.
Просмотр видеофайла «Многообразие двудольных растений»продолжительности жизни: одно-, двух- и многолетние растения.
IV. Закрепление. Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных (1 вариант) и классу Двудольных растений (2 вариант):
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка.
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12. Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11