Консультация для родителейРазвиваем словарный запас


Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 1»
Консультация для родителей
Развиваем словарный запас




Учитель – дефектолог Овчинникова Л. А.
Развиваем словарный запас
Дети 4-5 лет часто затрудняются:
в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, под, за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.), указывающих на расположение предметов;в выполнении интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты и т.п.);
в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок).
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются дидактические игры и упражнения:
Что делает? Лампочка… (горит). Корова… (мычит). Доктор… (лечит).
Вариантом этого задания служит игра «Подумай и отгадай» , когда ребёнок по набору слов – действий узнаёт объект: прыгает, лакает, мяукает, ловит (кошка).
Небылица
Бабочка плавает, а рыбка летает.
Мышка рычит, а медведь пищит.
Метла рубит, а топор пометает.
Огонь льётся, а вода горит.
Гусь кудахчет, а курица гогочет.
Игра с мячом
Ребёнок получает мяч и называет обратное действие:
залезть - ..;
вбежать - ..;
въехать - ..;
скатиться - …(и т.п.)
Расскажи о предмете
Ложка какая? (Большая.) А ещё какая (Железная, твёрдая…)
Стол какой? (Деревянный)
Лопата какая? (Тяжёлая)
Ваза какая? (Хрустальная)
Вариантом этого задания служит игра «Отвечай быстро!», когда ребёнок по набору слов – определений узнаёт предмет: звонкий, быстрый, весёлый…(мяч).
Назови, одним словом
Рубашка, свитер, майка, брюки – это… (одежда).
Ботинки, сандалии, сапоги – это… (обувь).
Картофель, свёкла, капуста – это… (овощи).
Один – много
Мяч – много мячей.
Лягушка - ..; белка -..; диван - ..; кресло - ..; повар - ..; машина - ..
Чем похожи?
Кошка и собака; яблоко и арбуз; стол и стул.
Наоборот
Дорога широкая, а тропинка… (узкая).
Пластилин мягкий, а камень… (твёрдый).
Чай горячий, а мороженое… (холодное).
В средней группе детского сада у ребёнка продолжают воспитывать способность воспринимать то, что он слышит, не только эмоционально, но и разумом. Дети привыкают для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.