Пояснительная записка Образовательной программы объединения Юный художник


Пояснительная записка.
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.
Каждый педагог желает счастья своим воспитанникам, и именно поэтому он «должен воспитывать их не для счастья, а подготовлять к труду жизни» (К. Ушинский). И всей своей деятельностью способствовать формированию и развитию ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые нужны для жизни в обществе: высокой нравственностью, ответственностью перед своей совестью и обществом, внутренней свободой, профессионализмом, творческим мышлением. А все эти качества личности создадут фундамент для счастливой, духовно богатой, творчески полноценной жизни, для самореализации в любой сфере жизни.
Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для творческой деятельности ребенка. Работая с детьми нежного возраста, когда души их чисты, открыты и восприимчивы к любым педагогическим воздействиям взрослых, можно заложить в эти души нравственные ориентиры. Но не путем морализаторства и нравоучений, вызывающим иногда противоположный желаемому эффект, а путем приобщения ребенка к «духовному молоку искусства», к детскому изобразительному творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации, лепки, моделирования.
Цель:
Воспитание детей посредством изобразительного искусства являются их нравственное совершенствование, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности.
Основными задачами
курса обучения изобразительного искусства является:
• обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
• развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка.
• воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Учебные задачи:
формирование художественных знаний;
формирование и развитие практических умений и навыков в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве и дизайне;
формирование и развитие навыков восприятия, духовного опыта великих мастеров искусства.
Воспитательные задачи:
воспитание художественного вкуса, чувства стиля, аккуратности, усидчивости и трудолюбия, ответственности при выполнении любой работы, целеустремленности и самостоятельности;
развитие способности сопереживания;
содействие в накоплении опыта творческой деятельности, навыка ценностных отношений;
воспитание толерантности;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
содействие в социализации личности.
Развивающие задачи:
формирование и развитие активного эстетического отношения к природе, человеку, обществу, к искусству, к народным художественным традициям;
развитие увлеченности изобразительным искусством и дизайном;
содействие в развитии образного мышления, в том числе пространственного, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, творческой фантазии, художественного воображения, способности к визуализации идей.
Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество, оформительская деятельность, лепка, дизайн.
Формы обучения.
По количеству учащихся программой предусматриваются фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения.
Фронтальная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части занятий, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в ее обсуждении, в восприятии произведений искусства и явлений окружающего мира.
Групповая форма обучения применяется, когда: а) группа учащихся выбирает один вариант задания из нескольких предложенных; б) на рисунке, живописи и скульптуре учащиеся разделяются на группы в зависимости от постановок.
Индивидуальная форма обучения применяется параллельно с коллективной формой проведения занятия в виде индивидуальных консультаций для: а) одаренных детей, идущих впереди программы или выполняющих дополнительные задания; б) неуспевающих учащихся; в) испытывающих затруднения в какой-либо момент выполнения задания.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Первый год обучения – на базе детского сада. Это 72 учебных часа в год. Группа занимается 2 раза в неделю по 30 минут. В основе обучения лежат групповые занятия. Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения составляет 15 человек. На первый год обучения отведено 144 учебных часа. Группа занимается два раза в неделю по 2 часа. На второй и третий год обучения отведено 216 учебных часа. Группы занимаются 6 часов в неделю. Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач, программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и по представлению; декоративное рисование аппликация из бумаги, природного материала; лепка из пластилина и глины; флористика; беседы об изобразительном искусстве; подготовка к выставкам.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
В работе с подготовительной к школе группе, необходимо уточнять и обогащать представления детей о тех предметах, объектах, явлениях, которые им предстоит изображать. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно – творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Учить детей выделять красивые, радующие глаз компоненты окружающей среды. Расширять представления детей о художниках – пейзажистах, иллюстратора .Учить детей передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек, знакомить с храмовой архитектурой и памятниками архитектуры.