Мотивация — путь к успеху


Определяющим компонентом организаций любой учебной деятельности является мотивация.
Мотив (франц. motif, лат. motus- движение) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.
Мотивация - это система побуждений, которые вызывают активность и определяют ее направленность.
Известно, что мотивация бывает внутренней или внешней. Психологи различают условно положительную и условно отрицательную мотивации. Однако всегда она является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности. Предпосылка успеха - сформированность побудительной сферы, развитие которой требует целенаправленного педагогического воздействия.
Перед учителем стоит сложная, но чрезвычайно важная проблема. Решение её является первоочередной необходимостью. Школа - учебно-воспитательное учреждение. Цель обучения, образования - развить мышление, дать систематические знания. И важнее всего не зубрежка, а умение учиться.
Как избежать ситуаций, когда ученик твердо убежден, что знания по данной дисциплине ему не нужны? Как побороть ситуативное побуждения к обучению, связанное с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения, навыки в конкретной ситуации (на контрольной работе, после или перед родительским собранием и т.д.)?
В процессе обучения тип учебной мотивации ребёнка меняется. На это влияют новые самоустановки обучающегося ( например, желание обходить или преодолевать трудности, длительные успехи или неудачи во время учебных занятий, выбор жизненного пути и др.)
Как классный руководитель, я всегда анкетирую своих пятиклассников в первые дни сентября. Каждый ребенок называет свои любимые предметы. В конце года, к сожалению, ситуация часто меняется: дети начинают любить уроки, которые им не нравились и могут «разлюбить» любимые. Что же произошло? Как быть?
Наиболее адекватным мотивом учебной деятельности является познавательный интерес. Программные произведения, которые соответствуют возрастным особенностям, дети читают с удовольствием. Они знакомятся с веселыми, поучительными приключениями своих сверстников, учатся сочувствовать, сопереживать, брать пример, избегать ошибок. Большинство учеников идут в библиотеку, берут другие книги полюбившегося автора. Школьники учат наизусть замечательные поэтические строки. Им интересно! Вот и познавательная, и воспитательная и эстетическая функции литературы. Но, к сожалению, в школьной программе есть произведения, которые потеряли свою актуальность или не дают эстетического наслаждения
Необходима доброжелательная атмосферу на уроке, ситуация успеха. Класс - это искусственно созданный коллектив. Ребенок не может понять, почему сосед по парте не успевает выполнить задание, сориентироваться. Часто отличники пренебрегают двоечниками, а те, в свою очередь, недолюбливают отличников.
 Доминирующую роль играет индивидуальный подход. Дети должны работать в оптимальном для них темпе. То, что не успели закончить в классе, можно сделать дома. Нельзя перегружать учеников. По моему мнению, из-за усталости дети не получают удовольствия от работы. Это может вызвать негативные чувства как к предмету, так и к обучению вообще.
Положительно влияет на изучение литературы (как и любого другого предмета) кабинетная система обучения, с учетом требований научно-технического прогресса. Сборники произведений, интересные издания, словари, справочники, технические средства, которые всегда под рукой, привлекают школьников к активному познавательному процессу.
Заинтересовать результатам посильной работы - еще одна из задач педагога. Я не знаю ни одного двоечника, который не радовался бы высокому баллу! Если ребенок не может запомнить стихотворение, не следует ее «допрашивать» при классе. Ученик со слабым темпом чтения может нарисовать замечательные иллюстрации, которые украсят кабинет литературы. В такой кабинет он будет заходить с гордостью! Разве это не мотивация?
Не секрет, что ученик, в первую очередь, хочет не знаний, а хороших оценок. Дети младшего и среднего школьного возраста теряют интерес к учебе, если их усилия остались незамеченными, если их не оценил учитель. Некоторые дети не готовятся к двум-трем урокам , потому что их недавно опросили. Систематическая проверка школьных тетрадей (тестов, литературных диктантов и т.д.) - отличная мотивация.
Следует помнить, что домашнее задание должно быть не слишком сложным. Не всякий ученик среднего школьного возраста может сделать презентацию. Обычно домашние задания выполняют родители! Бывает, что и родители не могут помочь! Вот тогда исчезает мотивация не только у ученика, но и у всей семьи!
Кроме информационного, учебного компонентов урока, необходимо вносить и развлекательный: дети любят шутку, движение. Школьникам нравятся и серьезные игры. Кто из них не хочет попробовать себя в роли учителя, а потом еще и проверить листики одноклассников красной пастой? А чтобы стать учителем, надо самому отлично знать, например, содержание текста, составить тесты. К этому стремится каждый. А в результате - и содержание усвоено, и самооценка повышена.
Некоторые дети пробуют сочинять стихи, писать рассказы. Нельзя, чтобы такое увлечение осталось без внимания учителя. Школьнику нужна подсказка, поддержка, совет. А не является ли мотивацией к изучению литературы напечатанные детские произведения в периодических изданиях?
Учитель – актер. Нужно оставить все проблемы за дверью школьного кабинета. Улыбка, уравновешенность, чувство юмора – вот надежные помощники педагога.
Каждый учитель имеет свои методы, приемы, педагогические находки. Литература, урок на котором ученик с любыми способностями может иметь «4» и «5» (в отличии от урока физики, химии или математик) Залогом успеха в обучении является желание ребенка идти на урок. Это и является самой лучшей, самой надежной мотивацией.










Донецк 2016



15