Тема: Антропосоциогенез. Эволюция приматов.


Класс: 9
Тема: Антропосоциогенез. Эволюция приматов
Задачи: Закрепить знания учащихся по этапам и доказательствам эволюция органического мира. Сформировать представление о происхождении человека. Развитие эволюционных представлений.
Оборудование: схема «Эволюция человека»
Ход урока: I. Орг.момент:
Сегодня наш урок пройдет не совсем в обычной форме, так как сегодня день нестандартных уроков.
Девиз урока:
«Давным-давно, в космических глубинах
Из пыли атомов возникла ты, Земля.
И появилась жизнь в морях и на равнинах
И человек – твоё последнее дитя!»
1. Психологический настрой:
Все друг к другу повернулись,
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко-мне,
Улыбнитесь-ка и мне.
2. Сообщение темы урока, задач урока.
II. Повторение:
Установите соответствие между эрами и периодами:
Архей___________________________________________________________________
Палеозой _________________________________________________________________
Протерозой _______________________________________________________________
Мезозой___________________________________________________________________
Кайнозой _________________________________________________________________
кембрий; 2) карбон; 3) мел; 4) ордовик; 5) неоген; 6) силур; 7) пермь; 8) антропоген; 9) девон; 10) триас; 11) юра; 12) палеогентест соответствие
Эра Основные события
архей
палеозой
протерозой
мезозой
кайнозой растения выходят на сушу – псилофиты
фотосинтез
господство водорослей
освоение суши
развитие человека
хордовые
членистоногие
первые хвойные
появление прокариот
первые дышащие воздухом животные
зарождение жизни
появление австралопитеков
господство пресмыкающихся, пресмыкающихся и голосеменных
археоптерикс – способность к полету
появление птиц, сумчатых и плацентарных млекопитающих
первые покрытосеменные
первые хвойные, пресмыкающиеся
эукариоты
господство покрытосеменныхпервые примитивные млекопитающие
III. Новая тема:
Активизация знаний: Какое систематическое положение занимает вид «человек разумный»? К какому типу, классу, отряду, семейству он относится?
Антропосоциогенез- (лат. антропос- человек, генезис- происхождение, социум- общество)- процесс происхождения и развития человека до его современного состояние.
Эволюция приматов- схема на стр.167
Место человека в живой природе.
Тип Хордовые
Подтип Черепные, или Позвоночные
Класс Млекопитающие
Подкласс Плацентарный
Отряд приматы
Подотрят Обезьяны, или Человекоподобные приматы
Надсемейство Человекообразные обезьяны
Семейство Гоминиды
Подсемейство Собственно люди
Род Человек
Вид Человек разумный
Подвид Современный человек.
Дриопитеки- общие предки человека, гориллы и шимпанзе.
Разделение на понгиды (человекообразных обезьян) и гоминиды (людей) произошло 9-20 млн. лет назат.
Австралопитеки – появились 10-5 млн. лет назад. Человек умелый.
(по рисунку попытаться рассказать об образе жизни)
Появление прямохождения, освобождение передних конечностей, стадный образ жизни, масса тела от 25 до 50 кг., кожа почти лишена волос, выделение большого количества пота, использовали заостренные каменные орудия для разделки туш.
Питекантроп – появились 1,2-1,6 млн.лет назад. Человек прямоходящий.
(по рисунку попытаться рассказать об образе жизни)
Могли быстро ходить и преодолевать большие расстояния, сооружали временные жилища, жили в природных пещерах, начали использовать природный огонь, позднее научились разводить огонь, примитивная речь,
Неандертальцы – появились около 300 тыс.лет назад. Человек разумный.
(по рисунку попытаться рассказать об образе жизни)
Развитие культуры, наскальная живопись, каменная скульптура, зачатки религии, обряды жертвоприношения, захоронения, строили жилища из костей и шкур, каменный топор и наконечники стрел, шили одежду из шкур, обрабатывали кости,
Кроманьонцы – человек разумный кроманьонец.
(по рисунку попытаться рассказать об образе жизни)
Все виды каменных орудий, освоили резьбу по кости, литье металлов, изготовление глиняной посуды, занимались скотоводством и земледелием.

IV. Закрепление:
Предки человека Признаки
1.австралопитеки
2.питекантропы
3.неандертальцы
4.кроманьонцы 1.свод стопы, чашеобразный таз
2.захоронения
3.кожа почти лишена волос и выделяет много пота
4.научились разводить огонь
5.каменные орудия из костей, сшивали шкуры, жилища с огнем
6.их называли – человек умелый
7.все виды каменных орудий
8.зарождение религии
9.прямохождение, освобождение верхних конечностей
10.резьба по кости
11.их называли – человек разумный
12.глиняная посуда
13.могли использовать для резки туш заостренные каменные орудия
14.скотоводство, земледелие
15.стадный образ жизни
16.примитивная речь
17.наскальная живопись, каменная скульптура, зарождение искусства
18.начали использовать природный огонь
19.их называли – человек прямоходящий
20.литье металлов.
Ключевые слова: антропосоциогенез, дриопитека, понгиды, гомиды.
V. Д/задание: §35-36.
Итоги урока. Рефлексия