Краткосрочный план урока самопознания на тему Времен связующая нить (6 класс)

Дата
Виртуальная экскурсия
Урок №27
Класс
Идеи модуля «Работа с талантливыми и одаренными детьми»
Задание: определяют задачи урока

Тема урока
Времен связующая нить

Цель урока
Учащиеся узнают о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира

Задачи для всего класса
Учащиеся получат знания о духовных основах культурного наследия
Будут развивать творческие способности, умение вести диалог, слушать собеседника, соблюдать при этом этикет и правила общения
Воспитывать в себе любовь к малой родине, бережное отношение к культурному наследию своего народа, уважение к предкам, внесшим вклад в развитие своего края.

Задачи для одаренных (увлеченных) учащихся
Для Дианы - подготовить мини-проект о своем дедушке – участнике Великой Отечественной войны
Для группы учащихся (Даша, Нурзия, Сабина, Владислав) представить классу исследование-интервью с директором Ерейментауского краеведческого музея
Развивать аналитические умения, способности исследовательского характера

Оборудование (ресурсы)
Интерактивная доска, компьютер, учебник самопознания для 6 класса, презентации

Виды работ на уроке, стратегии

Используемые активные способы преподавания (действия учителя)

Действия учеников
Что учащиеся будут знать, понимать или способны делать

Оргмомент и «Круг радости»
(Новые подходы. Атмосфера сотрудничества, диалоговое обучение,

Приветствую учеников, приглашаю встать в круг. Декламирую стихотворение Е. Муравлевой

Встают в круг, Передают друг другу пожелания на урок, слушают учителя, отвечают на вопросы,
Психологический настрой на урок, доброжелательное отношение, настроятся к восприятию новой темы

Анализ стихотворения
Диалог учитель - ученики
Приглашаю учащихся к размышлениям о смысле стихотворения
Делятся своими мыслями, отвечаю на вопросы
понимают: как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить, не зная своих истоков

Беседа с учащимися
(диалоговое, выявление степени понимания учащимися вопросов темы)
Ведет диалог с помощью вопросов
Рубрики «Размышляем, беседуем»
с. 130 учебник самопознания 6 класс
Обсуждают вопросы рубрики «Обсуждаем, беседуем»
Умеют определить ведущие идеи урока, высказывать личное мнение о рассматриваемых проблемах (духовная связь между поколениями, социальный опыт, культурные и трудовые традиции и ценности народа)


Показ презентаций
(ИКТ)
Показываю презентации с видами достопримечательностей Ерейментау в сопровождении муз. «Ерейментау»
Расскажите о культурных ценностях в нашем регионе
Рассказывают,
Будут лучше знать свой город, памятники культуры

5) деление на группы (собери мозаику)
Правила игры сообщаю
Собирают разрезанные картинки достопримечательностей нашего города (памятники)
Активизируют внимание, память, дружелюбное отношение, настроятся на тему

6) творческая работа: культурное наследие народа
Объясняю задание – отобразить на листе бумаги все, что относится к определению «культурное наследие народа»
Работают в группах по 3 человека
Актуализация знаний, составят плакат «культура – материальная и духовная»

7)Чтение притчи «Казахзская притча» М. Шаханов
Читаю притчу
Вопрос ученикам: почему народу важно беречь свое духовное достояние?
Следят по тексту, анализируют

Понимают значимость духовного достояния народа

Упражнение «мозайка»
Показываю набор иллюстраций. Предлагаю учащимся выбрать те, которые относятся к памятникам культуры Ерейментау
Работают в группах, выбирают по желанию, о каком памятнике будут рассказывать
Укрепят знания о родном крае

Проблемный вопрос
Вопрос ученикам: где хранятся памятники культурного наследия народа?
Предлагают варианты
Активизация мышления

Презентация видеоролика «Интервью в музее»
(работа с одаренными учениками)
Сообщаю классу о творческом исследовании- интервью, которое подготовила группа учеников.
Презентуют свою работу
Навыки ораторского мастерства

Работа с цитатой урока
Читаем:
У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура
(М. Шаханов)
Объясняют, как они понимают изречение
Осознают духовную связь между поколениями, осознают свой долг и ответственность в обеспечении связи поколений, в развитии культуры родного края

Проект «Участие дедушки в ВО войне»
Руководит работой
Диана представляет свой проект
Учащиеся задают вопросы после просмотра проекта


Проблемный вопрос
Что объединяет Кобланды батыра, Богенбай батыра, дедушку Дианы?
Отвечают по желанию


«Корзина мудрости»
Прочитайте высказывание, объясните его смысл
Берут по очереди, читают, объясняют.
Будут уметь анализировать, сравнивать, выделять главное,

Круг «от сердца к сердцу»
(новые подходы)
Приглашаю в круг сказать о том, что для каждого из них является особенно важным в культурном наследии своего народа
Например: для меня особенно дороги сказки. Песни, пословицы, поговорки. Потому что в простой и доступной форме они доносят до нас представления наших предков о высоких общечеловеческих ценностях
Понимают, что для них важно в культурном наследии своего народа

Рефлексия урока








Приложение
Как древо пьет корнями сок,
Из почвы к кроне жизнь качая,
Так ищет человек исток,
Своей истории не зная.
Но древо корни бережет
И знает: в них –судьбы основа.
И только с ними ствол растет.
И семя жизнь кидает снова
(М. Шаханов)

Ответ к вопросу о батырах
Без прошлого нет будущего. Тот, кто по- настоящему любит свою Родину, тот, кто
готов отдать за неё свою жизнь, должен помнить о жизни предков, о воинах, защищавших
родную землю от врагов. Для этого достаточно заглянуть в прошлое, перелистать страницы
истории, перечитать любимые строки о подвигах казахских батыров, русских богатырей. Из
ус в уста, от поколения к поколению народ бережно передавал рассказы о бесстрашии,
силе и верности родной земле своих любимых героев. Внимательно прочитав героическую
историю жизни Кобланды батыра, былинного богатыря Ильи Муромца, мы поняли, что они
похожи друг на друга. Их объединяет горячая любовь к Родине и неистребимая ненависть к
врагу.

15