Подробный конспект родительского собрания «Особенности семейного воспитания»


Подробный конспект родительского собрания.
 
Организационная информация
Тема урока/занятия «Особенности семейного воспитания»
Предмет Классное руководство
Класс/группа Родители начальных классов
Автор занятия (ФИО, должность)  
Образовательное учреждение МОУ «Абакановская  средняя общеобразовательная школа»
   
Методическая информация
Тип урока/занятия
  Тематическое родительское собрание с мультимедийным сопровождением
Цели урока/занятия
  Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка
Задачи урока/занятия
  Познакомить родителей  с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье и рассмотрят под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами.  Познакомятся с тем, что  можно изменить в воспитании своего ребёнка, с тем, чтобы исключить применение негативных типов воспитания в семье.
Необходимое оборудование и материалы Ноутбук, медиапроектор, экран, презентация «Особенности семейного воспитания», ручки и листы бумаги, нарисованная чаша на листе ватмана, сердечки, вырезанные из ярких открыток, скотч, тарелка или поднос для «чаши избавления», свеча, спички, памятки для родителей.Подробный конспект урока/занятия
Мотивация учащихся
  Учитель. Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено особенностям семейного воспитания.
 
Все дети по-своему индивидуальны, неповторимы, открыты для общения. Они добрые, отзывчивые, весёлые, инициативные, остроумные.
Ход и содержание урока/занятия
  Слайд – 1.
Итак, тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания».
 
Слайд – 2.
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка.
Задачи:
Познакомить родителей  с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Слайд – 3.
Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
- Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности.  Я хочу вам ее рассказать.
 
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
 
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ).
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
 
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
Слайд – 4.
Учитель. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.
В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.
Слайд – 5.
Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку. 
Слайды– 6-8.
Я провела анкету с детьми нашего класса «Что мы ждём от своих родителей» Познакомимся с результатами анкетирования.
Учитель. Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…
 
Слайды – 9-15.
Учитель. Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий. Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.
Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка»,  3) «Гипоопёка»,  4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.
1. «Кумир семьи».
Ø  Ребенок обожаем, любим
Ø  Любая прихоть ребенка – закон
Ø  Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
Ø  Растет капризным, своевольным эгоистом
Ø  Освобожден от всех обязанностей
2. «Гиперопека».
Ø  Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
Ø  Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
Ø  Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
Ø  Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
Ø  Растет безвольным, трудности в общении
3. «Гипоопека».
Ø  Ребенок предоставлен сам себе
Ø  Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
Ø  Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
Ø  Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
4. «Ежовые рукавицы».
Ø  Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
Ø  Внушают лишь подчинение
Ø  Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
Ø  Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
Ø  На плечи ребенка возлагается огромная  ответственность, обычно непосильная для его возраста
Ø  Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
Ø  Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
6. «Воспитание «в культе болезни».
Ø  Когда ребенок болеет достаточно серьезным  хроническим заболеванием
Ø  Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
Ø  Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
Ø  Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Ø  Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
Ø  Ждет сочувствия и сострадания от всех
Ø  С трудом приспосабливается к действительности
Учитель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).
 
Слайд – 16.
Проведём упражнения на закрепление типов воспитания «Угадай тип семейного воспитания»).(на листочках….)
Слайд -17.
Учитель. Уважаемые, родители!  Наши дети  написали Вам письмо-пожелание к самым близким и дорогим людям – моим родителям:
Ø  Не давайте пустых обещаний.
Ø  Не придирайтесь ко мне по пустякам.
Ø  Не читайте нотаций.
Ø  Не выбирайте мне друзей.
Ø  Не ругайте и не обзывайте меня.
Ø  Я прошу Вас просто любить меня!!!
 
Слайд – 18.
Учитель. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.
Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше.
Давайте взглянем на себя со стороны.
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)
- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.
Проверка и оценивание ЗУНКов  Учитель. Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их расставим очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:
- КАКОЙ ТИП  ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО  РЕБЕНКА?
И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.
Рефлексия деятельности на уроке/занятии
  Слайд – 19.
Рефлексия
- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
 
Слайд – 20.
Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:
1.      Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
2.      Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
3.      Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!
На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
Домашнее задание (если планируется) Обдумать ответы на следующие вопросы: Какой тип воспитания преобладает в вашей семье? Что Вы можете изменить в воспитании своего ребёнка?
Дополнительная необходимая информация Материал родительского собрания представлен в виде презентации «Особенности семейного воспитания» с переходами между слайдами, что позволяет привлечь внимание всех родителей к важности темы собрания и позволяет сделать беседу с родителями более откровенной.
В помощь учителю/воспитателю
Использованные источники и литература (если имеются) 1.      Журнал «Классный руководитель» 2008 г
2.      Справочник классного руководителя. 2007г.
3.      Публикации «Семейные отношения» на сайте www.7ya.ru.
4.      Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М. 1994г
5.      Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М. 1994г
6.      Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
7.       Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
8.      Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
9.      Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя. М., 2001.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Мультимедиа позволяет наглядно демонстрировать вопросы родительского собрания, которые нужно классному руководителю совместно с психологом школы и с родителями учащихся класса обсудить в течение  всего родительского собрания. Позволяет быстро установить контакт классного руководителя, психолога школы с родителями пятиклассников. Привлечь внимание родителей к пониманию значимости обсуждаемой темы собрания. Носит познавательный  и просвещенческий характер. Способствует формированию  культуры  быть  родителем,  развивает интерес  к  проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.
Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим Следующее родительское собрание по теме «Семейный климат. Семейные традиции (задачи, формы и методы семейного воспитания)» можно начать с обсуждения вопросов домашнего задания прошлого родительского собрания: Какой тип воспитания преобладает в вашей семье? Что Вы могли изменить и изменили в воспитании своего ребёнка?