Занятие по изучению личности младшего школьника «О дружбе мальчиков и девочек».

Стругова Нина Григорьевна, учитель начальных классов Частинской средней школы,
село Частые, Пермский край
ЗАНЯТИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
на тему «О дружбе мальчиков и девочек».
Цели:
1. Расширение и углубление понятия коллективизма.
2. Обогащение понятийного аппарата младших школьников.
3. Активизация практики общения между мальчиками и девочками.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Звучит любая песня о дружбе, например «Если с другом вышел в путь»
II. Работа над темой.
Дети сами называют тему после прослушивания песни о дружбе. На доске появляется тема (или на экране)
1. Мы живём в школьном коллективе. Что же такое коллектив? (Коллектив – это группа людей, занятых решение конкретной общей задачи, имеющих общие цели, интересы).
Мы с вами учебный коллектив. (На экране или на доске КОЛЛЕКТИВ)
-Какое название у нашего коллектива? Давайте назовём его хором. («ДОБРЯТА»)
-Почему мы выбрали это название? (Хотим быть добрыми, совершать добрые дела, поступки, доставлять людям радость)
- Мы много разговаривали свами и о волшебных словах, и совершали путешествие вместе с «Цветиком – семицветиком», вы поведали мне, когда радуетесь, а когда огорчаетесь, и даже побывали волшебниками. (До занятия дети рисовали рисунки, где изображали волшебников)
- Посмотрите, какая интересная и красочная получилась выставка рисунков, действительно волшебная. Почему здесь добрые волшебники?
-Какое главное правило вы старались соблюдать, когда были волшебниками? (Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе). На экране появляются эти слова.
2. Вы уже сказали, что тема нашего занятия о дружбе. Я уточню: «О дружбе мальчиков и девочек». Как вы думаете, дружны ли в нашем классе мальчики и девочки? (Не всегда, и не все)
-Что требуется от мальчиков, чтобы девочкам в классе было хорошо? (Быть вежливыми, уступчивыми, проявлять уважение к девочке: пропускать её вперёд, уступать место, защищать). Что же требуется от девочек, чтобы мальчикам было в классе хорошо? (Тоже быть вежливыми, не дразниться, выражать благодарность мальчикам за их заботу).
3. - Вы умеете играть в «Ручеёк»? (Да).
-Сегодня наш ручеёк необычен. Мальчик или девочка, когда проходят в ручейке, выбирают пару и, становясь с ней, называют, за что он (она) уважает выбранную девочку (мальчика).
-Пока мы играли наш «ручеёк» выплеснул на берег два «сундучка».
- Смотрите! Смотрите! Что здесь написано? (На первом – девочкам, на втором – мальчикам).
- Откроем? (Да!)
- Здесь какие – то карточки с вопросами. Возьмите каждый по карточке. Внимательно посмотрите на свою карточку. Она секретная, адресована только тебе. Поэтому каждый из вас отвечает на вопросы, подписывается и опускает карточку в сундучок.
-«Ручеёк» сохранит ваши секреты.
- А мне вы доверите свой секрет? (Да)
- Когда я вместе с «ручейком» познакомлюсь с ними, тогда мы вместе с вами подумаем над вопросами секретного сундучка и на другом занятии продолжим эту работу.
ВОПРОСЫ « СУНДУЧКА»
ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:
1. Кого в классе ты мог бы назвать принцессой?
2. Кому из девочек ты присвоил бы имя доброй феи?
ДЛЯ ДЕВОЧЕК:
1. Кого в классе ты могла бы назвать принцем?
2. Кого из мальчиков ты бы наградила за доброе сердце?
4. – Для вас вожатые приготовили частушки на школьную тему.
Почему нам спели их? (Они о дружбе, они соответствуют нашей теме занятия)
5. - Вы всё знаете, молодцы! А вот ка вы решите такие ситуации?
СИТУАЦИЯ 1.
Заболела Света. Её положили в больницу. Больше двух недель она не ходила в школу. А её одноклассники так ни разу и не навестили её. Хорошо ли они поступили?
- В нашем классе такого не произошло? Нет. Когда наша Кристина лежала в больнице, мы все по очереди к ней ходили.
СИТУАЦИЯ 2.
Лена ни за что не хотела сидеть с Мишей за одной партой.
- Что чувствует Миша? (Обиду, неуважение)
-Права ли Лена? (Нет)
- А в нашем классе так бывает?
6. В заключение нашего занятия предлагаю послушать и задуматься над рассказом Евгения Пермяка «Надёжный человек».
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его. Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили. Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали. Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту. С этого и началось Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице: Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась. « Что ж, верю тебе, - сказала Анна Сергеевна, - Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю». Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом - на Асино. «Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку - Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня. « А кем?» - нетерпеливо спросил Андрюша. «Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна». Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить. Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна. «Доброе утро, - сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. - Если хочешь, пойдём в школу вместе». Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала: «С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст».
-Да, - тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша. И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно. Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.
- Вам понравился рассказ? Почему понравился (или не понравился)? Что особенно взволновало в рассказе?
-Кто понравился в рассказе, почему?
-Почему мы взяли этот рассказ на наше занятие?
-Понравилось ли вам наше занятие?
7. Заключение. Поём песню о дружбе.



15