Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса Зелёная тропинка


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Краснополянская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза генерал-полковника А.И.Родимцева» Черемисиновского района Курской области
Принята на заседании ПС Утверждаю
Протокол № __ от ____ 2015г. Директор школы ______ Пикалов В.И.
Приказ №___ от ______2015г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Зелёная тропинка»
в рамках общеинтеллектуальногонаправления
для 3 а класса
Дремова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
квалификационной категории
2015год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Зелёная тропинка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов.
Актуальность программы. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. Усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Практическая значимость. В процессе работы по программе дети будут проявлять любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера станет значительно выше.
Организованная внеурочная деятельность играет важную роль в выполнении основной образовательной программы.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Зеленая тропинка» ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2.Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса
Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Содержание программы курса «Зелёная тропинка» направлено на:
 развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
 формирование представлений о природе как универсальной ценности;
 изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
 развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
 развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
 развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
 формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
Планируемые результаты.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности кружка “Зеленая тропинка”, формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные:
Самоопределение:
формирование внутренней позиции школьника, на основе положительного отношения к природе;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, через здоровое питание и прогулки на свежем воздухе;
экологическая культура: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная);
самооценка на основе критериев успешности деятельности;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к мнению одноклассников;
приобретение первоначальных навыков сотрудничества в группах, парах, коллективе, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
волевая саморегуляция, через исследовательскую деятельность (длительные наблюдения с ведением Дневника наблюдений);умение оценивать поступки, действия поведения в природе;
умение контролировать свое поведение и поведение одноклассников;
умение прогнозировать результаты деятельности на экскурсии, в ходе проведения опытов, наблюдений;
умение планировать свои действия при наблюдении за объектами природы;
умение удерживать цель;
Познавательные:
умение отбирать информацию по теме;
анализ, синтез, систематизация информации при исследовательской деятельности, при проведении опытов;
умение выявлять и формулировать проблему;
представление основ экологической культуры: бережное отношение к природе, правила поведения в ней;
представление некоторых особенностей природы своего края: растительного и животного мира;
представление о значении природы для человека;
умение различать изученные комнатные растения;
умение вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
осуществлять природоохранную деятельность;
умение проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
Коммуникативные:
умение планировать сотрудничество в группе, парах, коллективе;
умение формулировать правильные вопросы; умение строить речевые высказывания;
умение согласовывать свои действия с группой.
Рабочая программа ориентирована на работу с детьми 9 лет. Ее   реализация рассчитана 34- часовой курс. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. 
Набор свободный, по желанию родителей.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Прогнозируемые результаты
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Основным инструментарием отслеживания результатов является карта наблюдений, карта мониторинга, лист самооценки, тест.
Уровень результатов работы по программе:
1.Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2.Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3.Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В 3 классе возможно достижение второго и частично третьего уровня.

Содержание курса
Введение
Вводное занятие. Мы - жители планеты Земля. Планета Земля Солнечной системе. Моя малая Родина. Что такое экология? Экология и мы.
Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь – Хмурень.
Неживое в природе
Неживая природа. Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Берегите воду! Почва - святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат
Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой.
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.
Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Растения рядом. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения! Мы - за экологические поступки. Экологические памятки для детей и взрослых. Разнообразие царства растений. Деревья твоего двора. Комнатные растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Дикорастущие растения луга, водоема и леса. Культурные растения поля, сада и огорода. Весенние изменения в природе. Обобщающее занятие о жизни растений.
Каждое занятие приблизительно поделено на 2 части (теория, практика).
Календарно-тематическое планирование
№ п\пТема занятия
Кол-во часов
Дата
план
факт
план факт
1 Вводное занятие 1 2 Мы - жители планеты Земля 1 3 Планета Земля в Солнечной системе 1 4 Моя малая Родина 1 5 Что такое экология? 1 6 Экология и мы 1 7 Сентябрь - ранняя осень. Сентябрь - Хмурень1 8 Неживая природа 1 9 Солнце - источник тепла и
света 1 10 Вода, ее признаки и свойства 1 11 Берегите воду! 1 12 Почва - святыня наша. Состав и свойства почвы. 1 13 Погода. Климат 1 14 Предсказание погоды по народным приметам 1 15 Времена года в неживой природе 1 16 Диалоги с неживой природой. 1 17 Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. 1
18 Экологические связи неживой и живой природы 1 19 Вода и жизнь 1 20 Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных 1
1 21 Растения рядом 1 22 Растение – живой организм 1 23 Будем понимать и любить растения! 1 24 Мы - за экологические поступки 1 25 Экологические памятки для детей и взрослых. 1 26 Разнообразие царства растений. 1 27 Деревья твоего двора. 1 28 Комнатные растения. 1 29 Хвойные и лиственные растения. 1 30 Дикорастущие растения и культурные растения. 1 31 Дикорастущие растения луга, водоема и леса. 1 32 Культурные растения поля, сада и огорода. 1 33 Весенние изменения в природе. 1 34 Обобщающее занятие о жизни растений. 1
Литература
1 .Библиотечный фонд
2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд. Детство-пресс, 2004.
3.Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
4.Неволина Е. Большая книга животных.- М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003
Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.
Детская справочная литература(справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.