Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности по ФГОС 5 класс Зеленая аптека


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Утверждаю
Директор школы _____________________О.Н.Косолапенкова Приказ №___________ от «______»__________2015 года
Согласовано с заместителем директора
по воспитательной работе_____ О.А.Ржевская Рассмотрено на заседании МС
Протокол № _______ от «______» ___________2015 года
Рабочая программа по внеурочной деятельности
(в соответствии с ФГОС)
Объединение
«Зеленая аптека»

Социальное направление.
Составила :учитель 1 категории
Крухмалева Н.А.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
«Мой Боже, в некий час
Помыслил я: царь строит свой дворец,
Чтоб в нём жилище обрести,
Но можно ль краше храм найти,
Чем человек?..»
Дж. Герберт
Рабочая программа составлена на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (стандарты второго поколения). Под редакцией В. А. Горского. Курс: «Мир лекарственных растений» Автор: Е. А. Постникова. – М.: Просвещение, 2013. Курс внеурочной деятельности по биологии для учащихся 9-13 лет «Зеленая аптека» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, с историей использования лекарственных растений, с группами лекарственных растений, с временем, правилами и месте сбора и хранения и т. д. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о лекарственных растениях и о растительном мире в целом. Окружающая нас природа - солнце, вода, лекарственные растения использовались человеком ещё с древних времён. И с каждым днём интерес к ним не ослабевает. К сожалению, в обществе складывается впечатление о полной безопасности применения средств природы. Всё в природе содержит комплекс сопутствующих и балластных веществ, которые также оказывают непосредственное влияние на живой организм, поэтому существуют ограничения и противопоказания к применению живой и неживой природы. Тем не менее, этот факт не уменьшает потребительского отношения человека к природе. Неумелые заготовки лекарственного растительного сырья привели к тому ,что в настоящее время большое количество видов относятся к категории редких и исчезающих и внесены в региональные Красные книги растений, подлежащих охране. Поэтому необходимо знать особенности лекарственных растений, их биологию. Возможности применения с учётом противопоказания к использованию и что немаловажно, бережно относиться к природе, разумно использовать её ресурсы.
В рамках этого курса предусмотрена работа с дополнительной литературой, периодикой, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. Научить понимать важность сохранения здоровья при помощи народных средств, лекарственные растения.
Данный кружок имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе местного материала. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей в форме конференции.
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
На внеурочную деятельность отводится 34 часа 1 час в неделю.
Цели курса:
познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;
начать формирование бережного отношения к растительному миру.
Определить готовность учащихся к изучению взаимосвязи между состоянием здоровья человека и окружающей средой, развитие умения использовать и применять сырьё местной флоры для укрепления здоровья.
Задачи:
формировать и развивать у учащихся навыки и умения, связанные с умением самонаблюдения, сравнивания. овладения биологическими знаниями, умением делать выводы, находить главное из предложенной информации;
повысить уровень общих и социальных знаний и умений по биологии;
Сформировать понятие о природотерапии, значении солнца, воды, животных, лекарственных растений в жизни человека; представление о современных достижениях народной медицины, об охране растительного мира вообще и лекарственных растениях в частности;
развивать творческие способности каждого члена кружка;
воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в группе, в парах, к коллективе;
научить работать с дополнительными материалами (литературой, видеосъёмкой, фотографированием и.т.д.)
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности обучающихся:
Лабораторные и практические занятия,
подготовка сообщений, написание рефератов,
оформление и описание гербарных материалов.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
значение воды. Солнца в жизни человека;
значение животных в жизни человека;
лекарственные растения, произрастающие в нашей местности;
правила сбора и первичной обработки лекарственного сырья;
применение наиболее часто используемых и распространённых в природе видов лекарственных растений. Противопоказания в использовании;
принципы рационального использования различных источников природы.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать и описывать факторы, отрицательно или положительно влияющие на здоровье человека;
проводить мониторинговые наблюдения;
находить взаимосвязь науки и народной медицины;
находить необходимую информацию из дополнительных средств информации;
определять в природе и по гербарным экземплярам наиболее распространённые виды растений своего района;
применять полученные знания при изучении базовых дисциплин школьного курса;
собирать и сушить лекарственное сырьё;
применять полученные знания в жизненной практике;
2. Содержание курса.
Материал курса разделен на разделы.
1.Вводное занятие.(3 часа из них 2 часа теории и 1 практики)
Инструктаж по технике безопасности. История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (береза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия). Словари и справочники по лекарственным растениям. Биологически активные вещества лекарственных растений: алколоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды и др. Значение биологически активных вешеств. Лекарственные растения содержащие витамины. Практическая работа: составление гербария; заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.
2. Дикорастущие лекарственные растения. (10 часов из них 9 часов теории и 1 практики)
Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: береза, дуб, черемуха, черника, брусника и др. Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка обыкновенная, полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать- и-мачеха, зверобой, душица, шалфей, чабрец. Растения у нас под ногами: горец, подорожник, лопух, пастушья сумка. Практическая работа: экскурсия в лес для сбора почек березы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика лекарственного, пижмы, череды, девясила, мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль проселочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений.
3. Культурные лекарственные растения.(10часов из них 9 часов теории и 1 практики)
Культурные растения имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, ревень и др.); плодовые(черная смородина, малина, шиповник, земляника, крыжовник, рябина, облепиха, арония ); полевые культурные овес, кукуруза, ячмень); эфиромасличные культуры(кориандр, мелисса). Цветочно-декоративные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ и др.) Лекарственные растения, размножаемые семенами: валериана, женьшень, ромашка, наперстянка и др. Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом: мята, лимонник, мелисса и др. Однолетние лекарственные растения (ромашка лекарственная , паслен), двулетники(тмин, коровяк, фиалка трехцветная), многолетники(мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.). Общее представление об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ. Практическая работа: Экскурсии в хозяйство с целью сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты, картофеля, свеклы, тыквы.
4. Сбор и хранение лекарственного сырья. (4 часа из них 3 часа теории и 1практики)
Сроки сбора лекарственного сырья: (коней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8-10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям; выставочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбира почек, побегов, цветков, корней. Обработка лекарственного сырья: определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения. Практическая работа: обработка собранного материала; определение готовности сырья к хранению; упаковка сырья для хранения.
5. Использование лекарственного сырья. (3 часа из них 2 часа теории и 1практики).
Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев, отваров. Практическая работа: Приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
6. Подготовка итоговых работ.(2 часа из них 1час теории и 1 практики) Консультации. Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов. Обработка лекарственного сырья: определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения. Практическая работа: Освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
7. Итоговая конференция и выставка. (2 часа из них 2 часа практики) Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
Знание основных принципов собора, хранения и использования лекарственных растений.
Сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
различение на частей и органоидов клетки, органов цветкового растения;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений растений к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5.В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.
2.Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.
3.Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2005.
4.Экология: энциклопедия. — М., 2008.
5.Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. — СПб., 2006.
6.Интернет-сайт http://www.floranimal.ruЛитература для учителя
«Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
«Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
А. И. Тарасов.  «Эколого-ботанические экскурсии в природу»  (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.
В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1
Литература для учащихся
«Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
«Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1988 г – 144 с ., ил.
В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
Гальперштейн Л. Я. Растения: Научно-популярное издание для детей/ Ил. Г. А. Мацигина; Оформл. Серии И. П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. – 31с. – (Я открываю мир)
Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 – 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 – 223 с., ил.