Конкурс профессионального мастерства по профессии Хозяйка усадьбы


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Образовательный центр с.Камышла»
Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УПР
мастеров п/о _______/Харразова Р.Р/
_______/Шамсутдинов С.Ф./
«___»____________2016 г. «____»_________2016 г.
Конкурс профессионального мастерства
по профессии 350123 «Хозяйка(ин) усадьбы».

Разработчик
мастер
производственного обучения
Мелешкина З.Р.
Камышла 2016г.
Разработчик:
З.Р. Мелешкина мастер производственного обучения.
Рецензенты :Р.Р.Харразова, зам.директора по УПР, ГБПОУ «Образовательный центр с.Камышла»
С.Ф. Шамсутдинов, старший мастер, ГБПОУ «Образовательный центр с.Камышла»
В работе представлен опыт подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства среди обучающихся по профессии 350123 «Хозяйка (ин) усадьбы». Методическая разработка отражает цели и задачи, этапы и регламент конкурса. Предложенный вид конкурса профессионального мастерства направлен на повышение качества профессиональной подготовки плодоовощеводов, повышения ее престижа в современных условиях.
ГБПОУ «Образовательный центр с.Камышла»
Адрес: 446970, Самарская область, Камышлинский район, с.Камышла, ул. Победы,42.
Телефон : 8-84664-3-37-06
Рецензия
на методическую разработку
конкурса профессионального мастерства
по профессии 350123 «Хозяйка(ин) усадьбы).
Рецензент :Р.Р.Харразова, зам.директора по УПР, ГБПОУ «Образовательный центр с.Камышла»
Автор: З.Р. Мелешкина мастер производственного обучения.
Методическая разработка отражает цели и задачи, этапы и регламент конкурса. Предложенный вид конкурса профессионального мастерства направлен на стимулирование профессионального и личного развития обучающихся при обучении по профессии 350123 «Хозяйка (ин) усадьбы» .
Приложениями к разработке выступают конкурсные задания: тестовые задания, практические задания, оценочные листы.
Опыт проведения конкурсов профессионального мастерства позволяет развивать в участниках конкурса интерес к будущей профессиональной деятельности и готовность постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, а также общественную деятельностью.
Положение о проведении конкурса профессионального мастерства по профессиональной компетенции ПК 2: Выращивать овощные культуры в сельской усадьбе в открытом грунте в соответствии с агротехнологиями.
Виды работ: выполнение работ по выборке рассады овощных культур и высадке ее в грунт.
Цель конкурса: создание условий для сформирования профессиональных компетенций , в процессе выполнения видов работ по выращиванию рассады овощных культур, повышение познавательной активности на основе практико-ориентированного подхода усвоении знаний во время проведения конкурса профессионального мастерства.
Задачи конкурса:
1. Развивающие:
Развивать коммуникативную и информационную компетенции обучающихся;
Продолжать развитие целостного восприятие окружающего мира;
Сформировать креативный подход к самостоятельной деятельности.
2. Обучающие:
Проанализировать полученные знания, с целью применения их в дальнейшей профессиональной деятельности.
3. Воспитательные:
Продолжать формирование у учащихся навыков к самостоятельной работе;
Создать психологическую обстановку при дальнейшей работе;
На основании своих поступков и действий воспитывать ответственное отношение к окружающему миру.
Применяемые элементы педагогических технологий:
Технология практико-ориентированного подхода.
Проведение конкурса профессионального мастерства в учреждении профессионального образования
Конкурс в учреждении профессионального образования начинается с разработки Положения о конкурсе. Конкурс проводится в 2 этапа. 1-й этап конкурса проводится по оценкам преподавателей и мастеров производственного обучения методом ранжирования по таким критериям личности как способность учиться, способность к творчеству, общая культура или другим критериям. Обработка результатов аналогична.
2-й этап проводятся в соответствии с региональным Положением о конкурсе. В качестве оценки можно использовать критерии оценки качества производственного обучения как общие признаки качества учебно-производственной деятельности учащихся, учитываемые при определении оценки.
Основными критериями для оценки результатов освоения профессиональной компетенции
- полное прохождение всех тем и выполнение всех видов работ, предусмотренных учебной программой;
- выполнение учащимися норм выработки;
- время выполнения работ;
- правильность выполнения операций и приемов;
- соблюдение норм расхода материала;
- организация рабочего места;
- соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований, применение полученных знаний на практике.
При определении оценки учитываются также некоторые косвенные показатели качества производственного обучения учащихся: познавательная активность, применение профессиональных знаний в процессе работы, проявление интереса к профессии, умение планировать свой труд, самостоятельность, коллективизм, добросовестность, выполнение требований трудовой и технологической дисциплины
На основе критериев разрабатываются примерные показатели оценки навыков и умений учащихся, применительно к оценочным баллам - от 5 до 2, которые приведены в представленной ниже таблице.
Критерии и показатели оценки применяются выборочно, при изучении основ профессии - операций и составляющих их приемов основу оценки составляют такие критерии как: правильность приемов и способов выполнения всех разновидностей операции и операции в целом; соблюдение требований к качеству учебно-производственных работ; организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда.
Учебно-производственные работы комплексного характера оцениваются, исходя из следующих основных критериев: качество работы; производительность труда; самостоятельность в работе; правильность выполнения приемов и способов труда, организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда.
Теоретический этап конкурса.
Для определения уровня теоретической подготовки участников конкурса и выявления знаний, полученных ими в процессе обучения, разрабатываются тестовые задания. /Приложение 2/
При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие условия:
—обеспечить каждого конкурсанта вариантом теста и, по возможности, бланком ответов или чистой бумагой с пояснением, как испытуемые должны располагать свои ответы (в таблице или произвольно; по строкам или по столбцам), т.к. одинаковая форма ответов для всех испытуемых позволит быстрее обработать результаты тестирования;
—обеспечить рабочим местом каждого испытуемого (при этом следует предусмотреть возможность максимального обзора для членов жюри процедуры тестирования, исключить возможность списывания);
—установить наиболее благоприятное время для тестирования (например с 9 до 12 часов);
—устранить или уменьшить ситуативные отвлекающие факторы (шумы, гудение неисправных ламп дневного света, раздражающие запахи).
Мастер проводящий тестирование:
—объясняет конкурсантам зачем проводится тестирование;
—обращает внимание тестируемых на инструкции по выполнению заданий теста, которые приведены в тексте теста и меняются при смене форм тестовых заданий, а также на рекомендуемые формы ответов для заданий разных форм;
—сообщает испытуемым о временном ресурсе, о правилах исправления допущенных ошибок, о возможности использования справочной литературы.
Практический этап конкурса
При разработке и отборе конкурсных практических заданий следует руководствоваться тем, что задания должны:
-соответствовать требованиям квалификационных характеристик и объему ранее изученного программного материала;
- выполняться в последовательности с нарастающей сложностью;
- иметь практическую ценность;
- совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки;
- обеспечивать полную загрузку конкурсанта с учетом установленного оргкомитетом времени на выполнение.
Конкурсант должен уметь:
-производить выборку рассады и высаживать ее в грунт;
Знать:
-правила высадки рассады в грунт.
План практической части конкурса профессионального мастерства
по профессии «Хозяйка усадьбы»
Мастер производственного обучения проводит инструктаж о порядке проведения конкурса и выполнения требований техники безопасности.
В правило инструктажа входит:
- ознакомление с заданием.
- изучением технологической карты.
- контроль выполненной работы.
3. Основная часть:
После проведения инструктажа участники приступают к выполнению заданий согласно технологическим картам./Приложение 1/.
Практическая часть конкурса проходит в два этапа.
Первый этап – выборка рассады. Оценивают члены жюри.
Второй этап – посадка рассады. Посадка также оценивается членами жюри.
В итоговой части конкурса членам жюри нужно выбрать три лучших работы учащихся. Перед участниками в итоговой части конкурса нужно провести беседу по критериям оценки выполненных работ с указанием недостатков и причин их образования. /Приложение 4/
Подведение итогов конкурса, награждение победителей.
При подведении результатов конкурса используется «метод наименьшей суммы мест», по каждому из критериев членами жюри в соответствии с установленными градациями каждому конкурсанту присваивается соответствующее место. Результаты вносятся в таблицу. /Приложение 5/
Определение и поощрение победителей конкурса профессионального мастерства.
На жюри конкурса возлагается оценка практических работ, выполненных обучающимися, и уровня их теоретической подготовки в пределах, установленных конкурсными заданиями.
Члены жюри контролируют правильность трудовых приёмов, технологическую грамотность ведения работ, время выполнения задания, соблюдение требованиям охраны труда и техники безопасности.
Победители конкурса определяются по лучшим показателям выполнения конкурсных заданий.
При равенстве установленных для данного конкурса показателей у двух участников предпочтение отдаётся обучающемуся, имеющему лучшую успеваемость по производственному и теоретическому обучению в училище.Победители конкурса, занявшие призовые места, награждаются решением руководства училища грамотами, ценными подарками, им присваивается звание «Лучший по профессии».
По результатам конкурса жюри выносит решение о рекомендации победителя для участия в конкурсе профессионального мастерства системы профессионального обучения региона.
Жюри конкурса оформляет и представляет в территориальные управления профессионального образования протокол о проведении конкурса профессионального мастерства с обобщением результатов и указанием победителей.
Победители конкурсов определяются по лучшим показателям, полученным за выполнение всех конкурсных заданий. При равенстве показателей предпочтение отдается участнику, имеющему самую высокую оценку практических туров. На всех этапах конкурсов работы конкурсантов оцениваются каждым членом жюри.
Каждому участнику конкурса выдается контрольная карточка с номером по жребию, в которой участник теоретического конкурса проставляет результаты ответов. На каждого участника практического тура конкурса жюри также ведет контрольную карточку, в которой проставляет результат.
Победители конкурса, занявшие три первых места, награждаются почетными грамотами. Мастера производственного обучения, подготовившие победителей конкурсов, награждаются грамотами. Результаты конкурсов учитываются при аттестации инженерно-педагогических работников и учащихся, при получении разряда или квалификации на выпуске. Обучающиеся, занявшие 1-места в училищных конкурсах, направляются на заключительные этапы областного конкурса.Программа
проведения конкурса профессионального мастерства по профессии «Хозяйка усадьбы»
Дата проведения: 20 мая 2016 год
Время проведения: 8:00
Порядок проведения:
1Теоретический этап - работа с тестами.
2.Практический этап – выборка рассады овощных культур, посадка в грунт.
3.Определение и награждение победителей.
Участники конкурса:
в конкурсе принимают участие обучающиеся 1 курса группы 3-15
Место проведения:
Приусадебное хозяйство на базе «Образовательного центра с.Камышла»
Материально-техническое обеспечение:
1.Материалы: рассада овощных культур, вода для полива
2.Инструменты: лопата, лейки
3.Технологическая карта
4.Спецодежда /халат, галоши, косынка/
Доступ к дополнительным справочным материалам и инструкциям:
Разрешен доступ к инструкционным картам, инструкциям по охране труда.
Нормы времени:
На всю группу:
-решение тестовых заданий - 15 минут
На одного конкурсанта:
-организация рабочего места-2минуты
-выборка рассады –1 минута
-посадка рассады-10 минут
-уборка рабочего места-2 минуты
Председатель экспертной комиссии:
Члены экспертной комиссии:
Старший мастер Шамсутдинов С.Ф.
Председатель МО по спец. дисциплинам Нурутдинов А.А.
Мастер п/о Гришина Е.Ф.
Мастер п/о Гиниятуллина Р.Л.
Инструмент оценки содержит
1.Критерии оценки профессиональной компетенции
2.Итоговая таблица для оценки результата выполнения задания./Приложение 5/
Приложение 2
Тестовые задания для конкурсантов.
1.К опасным и вредным производственным факторам относят:
а)горячая вода и пар
б)теплая вода
в)сквозняки
2.Почвеная смесь это:
а)песок
б)глина
в)грунт
3.Что относят к предпосевной подготовке:
а)термическая
б)замачивание
в)протравливание
4.К садовым инструментам относят:
а)ножницы
б)секаторы
в)окулировочный нож
5.Что относят к овощным растениям:
а)слива, яблоки
б)томат, репчатый лук
в)груша, вишня
6.К качественной рассаде относят:
а)слаборазвитая
б) крепкая, здоровая
в)пораженная черной ножкой
7.Полив гарантирует:
а)высокий урожай
б)насыщение растений водой
в)промачивание почвы
8.Овощи хранят в:
а)канавках
б)хранилищах
в)траншеях
9.К подготовке хранилищ для хранения относят:
а)мойка
б)просушка
в)дезинфицирование
10.К работе по подготовке овощей к переработке относят:
а)закладка на хранение
б)инспекция и сортирование
в)измельчение и резка
д)стерилизация
11.Первый раз величину урожая определяют:
а)осенью
б)летом
в)весной
12.Удобрения это:
а)опилки
б)вещества неорганического и органического происхождения
в)песок
13.Корни растений перед посадкой обмакивают:
а)болтушке из глины и коровяка
б)в жидком удобрении
Приложение 3.
Критерии оценки тестовых заданий.
13 правильных ответов – 5 баллов
10- 12 правильных ответов – 4 балла
8-10 правильных ответов – 3 балла
6- 8 правильных ответов – 2 балла
1-5 правильных ответов – 0 баллов
Приложение 1.
Технологическая карта
посадки рассады томатов в грунт.
1.До начала работы
1.Одеть рабочую одежду и обувь.
2.Проверить состояние, сохранность и исправность оборудования и инструментов.
3.Устранить имеющиеся недостатки, если они есть.
2.Во время выполнения задания.
Шаг 1. Выкопать в грядке лунки глубиной 20 см на расстоянии 50 см. друг от друга
Шаг 2.Почву в лунке нужно заправить удобрениями. Внести 1 столовую ложку специального удобрения для томатов и тщательно перемешать.
Шаг 3.Налить в лунку 1 литр воды.
Шаг 4. Выньте растение вместе с комом земли из ящика.
Шаг 5.Поместите растение в лунку.
Шаг 6.Придерживая одной рукой растение, второй рукой присыпьте растение землей. Землю вокруг растения слегка вдавите ладонями вниз, чтобы в земле не было пустоты.
3.По окончании работы
1.Помыть руки с мылом.
2.Снять спецодежду.
3.Убрать рабочий инвентарь
\s
Приложение 4
Критерии оценки продукта деятельности
№ Наименование параметра качества Критерии оценки Оценка в баллах
1 Рациональная организация рабочего места Поддерживает безопасную организацию рабочего места 2
Рабочее место организовано с нарушениями 1
2 Выборка рассады Выборка произведена правильно 2
Выборка произведена с нарушениями 1
3 Посадка рассады Посадка произведена правильно 2
Посадка произведена с нарушениями 1
4 Применяет безопасные приемы ведения работы Применяет безопасные приемы ведения работ 2
Не применяет безопасные приемы ведения работ 1
5 Соблюдает технологическую последовательность операций Соблюдает технологическую последовательность операций 2
Не соблюдает технологическую последовательность операций 1
6 Выполняет норму времени Время выполнения задания не превышает установленного 2
Время выполнения задания превышает установленное 1
Итого 12 баллов
Протокол теоретического этапа
№ Ф.И.О. Количество баллов Отметка о выполнении
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17