План-разработка урока Рисуем нестандартно


План-разработка урока на тему: «Рисуем нестандартно»
Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения».

Отличительной особенностью этого метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
CASE должен удовлетворять следующим требованиям:
– соответствовать четко поставленной цели создания – иметь соответствующий уровень трудности – иллюстрировать несколько аспектов социальной жизни – не устаревать слишком быстро – иметь национальную окраску – быть актуальным на сегодняшний день – иллюстрировать типичные ситуации в отношениях определённой возрастной среды – развивать аналитическое мышление – провоцировать дискуссию – иметь несколько решений
Концепция
Просмотр видеоролика о нестандартном методе рисования.
Сформировать блоки данных и информации.
В блоке информации классифицировать существенную и несущественную информацию.
Представление и анализ информации в высказывании-концепции (с определением качества информации).
Определение уровня сложности проблемы. Сопоставление её с реально существующей.
Определение творческих навыков в методе. Определение альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
Дискуссия.
Самоанализ.
Технология работы с кейсом в учебном процессе
1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
6 форматов дискуссии:
1) учитель- ученик: перекрестный допрос;
2) учитель- ученик: адвокат дьявола;
3) учитель- ученик: гипотетический формат;
4) ученик- ученик: конфронтация и/или кооперация;
5) ученик- ученик: “играть роль”;
6) учитель- класс: “безмолвный” формат».
1. «Учитель- студент: Перекрестный допрос. Дискуссия между преподавателем и вами. Ваше высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика ваших утверждений, поэтому будьте предельно внимательны.
2. Учитель- студент: Адвокат дьявола. Обычно это дискуссия между учителем и вами, но иногда в ней могут участвовать и другие студенты. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит вас (и возможно других) занять позицию адвоката. Вы должны активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, ваш личный опыт.
3. Учитель- студент: Гипотетический формат. Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки вашей позиции или рекомендации. Вас попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии вы должны быть открыты для возможной необходимости видоизменять свою позицию.
4. Студент- студент: Конфронтация и/или кооперация. В данном формате дискуссия ведется между студентами. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить вашу позицию, предоставив новую информацию. Вы или другой студент будете пытаться “отразить вызов”. Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит вам научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).
5. Студент- студент: “Играть роль”. Учитель может попросить вас принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.
6. Учитель- класс: “Безмолвный” формат. Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как никто не может ответить)».
Материал для учеников
СЕКТОР 1
Понятие отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов.
Понятия выражаются словами. Синонимы: Одно понятие – различные слова. Омонимы: Различные понятия – одинаковые слова.
Анализ: - мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Синтез: - мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение: мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование: мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
Чаще всего выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение: мысленное объединение однородных объектов.
Совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку, называют классом.
СЕКТОР 2
Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов. Языковая форма суждения – повествовательное предложение. Простые: общеутвердительные (Все дороги ведут в Рим), частноутвердительные (Некоторые мониторы – жидкокристаллические), общеотрицательные (Ни один треугольник не является квадратом), частноотрицательные (Некоторые компьютеры не являются современными). Сложные: Сложное = простое + логическая связка (Логические связки:
«И», «ИЛИ», «НЕВЕРНО, ЧТО…», «ЕСЛИ …,ТО …» и др.). Пример: Если идет дождь, то на земле образуются лужи.
СЕКТОР 3
Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение. Исходное суждение – посылка. (Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными.)
Дедукция – переход от общего к частному. Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае. (Все перепончатокрылые – насекомые. Все пчелы – перепончатокрылые. Все пчелы – насекомые.)
Индукция – переход от частного к общему. Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то делается вывод, что оно справедливо и во всех остальных. (Все моржи – водные млекопитающие. Все ушастые тюлени – водные млекопитающие. Все настоящие тюлени – водные млекопитающие. Моржи, ушастые тюлени, настоящие тюлени представляют семейство ластоногих. Все ластоногие – водные млекопитающие.)
Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основании сходства в признаках с другим предметом. (Сходство ландшафта местности, где была найдена нефть, с ландшафтом местности, где идет геологоразведка, позволяет высказать предположение, что и во втором случае в недрах имеется нефть.)
Паралогизм: умозаключение, содержащее непреднамеренную ошибку.
Софизм: - умозаключение, содержащее преднамеренную ошибку с целью выдать ложное суждение за истинное.
Парадокс: - умозаключение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения. (Парадокс «Генерал и брадобрей». Каждый солдат может сам себя брить или бриться у другого солдата. Генерал приказал выделить одного специального солдата-брадобрея, у которого брились бы только те солдаты, которые себя не бреют. Кто должен брить солдата-брадобрея? Себя он брить не может, так как бреет только тех солдат, которые себя не бреют. Если он не будет себя брить, то по приказу должен бриться у назначенного солдата-брадобрея, т.е. у себя.)
6 форматов дискуссии:
1) учитель- ученик: перекрёстный допрос; 2) учитель- ученик: адвокат дьявола; 3) учитель- ученик: гипотетический формат; 4) ученик- ученик: конфронтация и/или кооперация; 5) ученик- ученик: “играть роль”; 6) учитель- класс: “безмолвный” формат».
1. «Учитель- ученик: Перекрёстный допрос. Дискуссия между преподавателем и вами. Ваше высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика ваших утверждений, поэтому будьте предельно внимательны.
2. Учитель- ученик: Адвокат дьявола. Обычно это дискуссия между учителем и вами, но иногда в ней могут участвовать и другие ученики. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит вас (и возможно других) занять позицию адвоката. Вы должны активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, ваш личный опыт.
3. Учитель- ученик: Гипотетический формат. Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки вашей позиции или рекомендации. Вас попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии вы должны быть открыты для возможной необходимости видоизменять свою позицию.
4. Ученик- ученик: Конфронтация и/или кооперация. В данном формате дискуссия ведется между учениками. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить вашу позицию, предоставив новую информацию. Вы или другой ученик будете пытаться “отразить вызов”. Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит вам научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).
5. Ученик- ученик: “Играть роль”. Учитель может попросить вас принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.
6. Учитель- класс: “Безмолвный” формат. Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как никто не может ответить)».
На этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию. Следующий этап работы с информацией – это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события.