Конспект к уроку по МДК 01.01 Технология обработки текстильных изделий по теме: Накладные карманы


Историю кармана нельзя назвать древней - он появился лишь в последней трети XVII века.
Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах - мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались "омоньерами". (СЛАЙД )В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани - бархат, атлас. Правда, карманы редко шились из них целиком - как и в случае с вышивкой, шелковыми тканями украшалась обычно только внешняя сторона. (СЛАЙД )В XVIII веке появились дамские сумочки из бархата и кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли "помпадур" в память о фаворитке французского короля Людовика XV.
В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки.В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары (СЛАЙД )Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется - они были всегда.
Существует масса интересных фактов о карманах. Например, итальянцы разработали новую модель бюстгальтера специально для деловых женщин, в нем имеется вшитый карман для сотового телефона. Недавно францисканский монашеский орден заказал три тысячи сутан нового покроя, в каждой из сутан также предусмотрен карман для мобильного.
Гидрокостюмы сейчас тоже делают с карманами. Они приспособлены к водной среде: боковые карманы со сливом для воды, внутренние - на молнии, а в некоторых есть даже вынимающиеся шерстяные вставки для отогрева рук.
Патентное бюро США выдало патент на туфли с карманами. По мысли изобретателя, они предназначены для нудистов.
Для современного японца настоящая катастрофа - это отсутствие в нужный момент визитных карточек. Поэтому в Японии очень популярны плавки с карманами для визиток из пластика.
Последняя разработка Пентагона - боевой галстук Tac-Tie. Он располагает четырьмя специализированными отделениями: глубоким карманом для хранения очков и письменных принадлежностей, вместительным карманом, где можно хранить перочинный нож, зажигалку, фонарик, свисток и жевательную резинку, прозрачным отделением для документов и держателем-сеточкой для напитков.В пьесе «Идеальный муж» Оскара Уайльда, который был известным денди, одна из героинь – элегантная светская львица – говорит: «В хорошо сшитых платьях нет карманов». Конечно, она имела в виду изысканные дамские вечерние туалеты конца XIX века. Такое вот было у тогдашних кутюрье отношение к удобной, практичной и очень-очень привычной детали одежды – карману. И вообще, в истории карманов много чего интересного!
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОДЕЖДЕ
«Люси Локет потеряла карман, Китти Фишер его подобрала, Правда, и пенни в нем не нашлось, Только ленточка вокруг кармана!»
Это – известная в Англии присказка. Как же это можно – спросят большинство современных читателей – потерять или найти карман? И хотелось бы понять, что делала лента во всей этой запутанной истории?
Присказка обращается ко времени, когда карманы не были пришиты к одежде или вшиты в швы: они существовали независимо от платья или юбки, и их крепили к тесьме, пояску, которыми обычно обвязывали талию. Карманов могло быть два, или один, некоторые были богато украшены вышивкой, кружевом и лентами, другие щеголяли декоративной формой, но были и весьма простые.
Если заглянуть в словари, то карман заявлен как «маленькое приложение к одежде наподобие сумки», и только потом следует определение «вшитый в одежду мешочек для ношения мелких вещей и денег». В чем причина такого специфического определения, отчего это карман поначалу не считался частью одежды, а был лишь ее приложением? Дело в том, что в Европе простой люд стал обменивать монеты на товары и услуги лишь в конце Средневековья. К XIII столетию все короли, почти все принцы, герцоги, епископы и целые свободные города чеканили собственные монеты. Таким образом, денег было достаточно, чтобы озаботиться вопросами их хранения и перемещения. И так как людям неудобно было носить монеты в руках, то они стали складывать их в мешочки. Подобные кошельки владельцы вешали на пояс (реже на шею) и называли карманами.
ВСЕ СВОЕ НОШУ С СОБОЙ
При перевозке и хранении крупных сумм монеты ссыпали в ящики и мешки. Ведь, например, у нас, на Руси в XVI веке вес одной монеты составлял 0,68 г (за два столетия вес уменьшился больше чем в два раза, но деньги продолжали относиться к тяжелой ноше). То есть, желая перевезти скопленные или собранные несколько десятков рублей, счастливчик должен был думать о том, как разместить в кармане больше килограмма металла! Для того, чтобы перевезти 10 тысяч рублей, требовались две телеги.
right000Но для личных нужд, все же, удобнее и безопаснее были закрепленные на поясе мешочки – карманы. Деньги всегда были под рукой, и это был плюс, но карманы крепились на внешней стороне одежды, что делало их легкой добычей для воров (их так и стали называть – карманниками). Взмахом хорошо заточенного лезвия можно было проделать прорезь в кармане – и вот уже денежки буквально утекали из него! Так люди пришли к выводу, что прятать деньги от посторонних глаз нужно, но при этом лучше держать их ближе к телу. Сказано – сделано: мешочки с деньгами и всякой полезной мелочью перекочевали под одежду, но люди продолжили носить их на поясе.
То, что деньги звенели в карманах, а поверх были надеты штаны и юбки, ударяло по самолюбию преступников – им стало трудно добраться до кармана, но и законные владельцы в буквальном смысле с трудом расставались с деньгами. Решившись оплатить покупку, вы фактически должны были спустить брюки и продемонстрировать округлости «пятой точки» обитателям рынка. Чтобы укоротить путь к собственному карману, люди стали делать разрезы в верхней одежде, в которые и запускали руки при первой необходимости. Но и тогда карманы все еще оставались мешочками на поясе, повязанном вокруг талии.
Карманы и их крой представляли довольно широкие возможности для любителей «все свое носить с собой». Многие предпочитали складывать в карман то, чем пользовались ежедневно: игольницу, наперстки, клубок пряжи с воткнутыми спицами, пенал, нож и ножницы. Некоторые дамы складывали в карманы все, что помогало быстро привести себя в порядок: зеркальце, бутылочку с нюхательной солью, духи, табакерку и гребешки. Из объявлений о пропажах можно составить представление, сколько полезных вещей умудрялись положить в карманы дамы: ключи, очки, часы, письма и даже личные дневники, которые частенько вели в записных книжках специального – карманного – формата.
МОДНЫЕ ШТУЧКИ
В конце XVIII века портные, наконец, начали вшивать карманы непосредственно в брюки и платья. К 1790-х годам все вообще изменилось в женской одежде. Широченные юбки на кринолинах перекочевали в бабушкины сундуки. В моду вошли платья-туники с линией талии, поднятой под грудь, делающие женщин похожими на греческих богинь. Их шили из тонких тканей. Первый же вопрос всех портных был на тему о карманах: куда их пришивать: к линии женской талии или к талии платья? В любом случае привычка милых дам складывать в карманы терки для орехов, ножницы, швейные принадлежности, а заодно и яблоки, могла разрушить любую самую изящную линию фигуры в платье из тюля. В качестве альтернативы дамы избрали способ ношения того, что раньше раскладывалось по карманами, на руке. Так и появились ридикюли (фр. Réticule, лат. reticulum) – сумочки, украшенные вышивкой, на длинном шелковом шнуре. В начале XIX века их с удовольствием носили и в Европе, и в России. Но, тем не менее, сумочки не вытеснили карманы!
К концу XIX века дамы стали заядлыми путешественницами, модно было выезжать за границу, и вот тогда карманы стали невероятно популярны – перевозить деньги в них дамам понравилось больше, чем в сумочках. XX век открыл миру новые возможности – женщины, в частности, получили возможность адаптировать такие традиционно мужские стили, как милитари, сафари, спортивный, джинсовый, где наличие карманов обязательно и обсуждению не подлежит. В 30-е годы фирменные жакеты Коко Шанель произвели бурю в обществе – во многом благодаря тому, что их украшали накладные карманы. Изобретательница мини-юбки Мэри Куант предложила дамам поистине гигантские карманы, что визуально еще более уменьшило короткие юбчонки.
Одной из последних модернизаций карманов стали cargo – впервые их увидели на ультрамодных неклассических джинсах, на бесформенных штанах cargo и штанах в стиле «милитари». Эти большие боковые карманы пришиты к штанине на уровне бедра, и благодаря заложенным складкам и застежке на липучках могут по мере наполнения увеличиваться до размера средней сумки. Довольно необычным изобретением был признаны «карманы для рукавиц», которые с некоторых пор «поселились» на зимних шерстяных шарфах, но все-таки всенародной любви подобные новшества пока не завоевали.