Практикум для детей и родителей по развитию логического мышления у детей подготовительной группы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
Игровой практикум
для детей и родителей
«Играя – развиваемся».
Подготовила: воспитатель
Степаненко Олеся Алексеевна.
п.г.т. Мостовской
2017 г.
Практикум для детей и родителей
«Играя – развиваемся».
Автор: О. А. Степаненко воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 Берёзка» п. Мостовского Краснодарского края
Цель: осуществление педагогического просвещения родителей по развитию мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений.
Задачи:
систематизировать и обобщить знания родителей о развитии логического мышления у детей подготовительной к школе группе;
познакомить родителей с логико-математическими играми и развивающими технологиями различных авторов для развития мыслительных способностей детей;
обучить участников практикума методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях;
реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду;
установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Участники практикума: воспитатели групп, родители.
Оборудование: выставка логико- математических игр, ручка, комплект фигур «Логические блоки Дьенеша», игры – головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Пентамино», карандаши и листок тетради в клетку на каждого ребёнка, мультимедийное оборудование.
План:
1 часть. Теоретическая: «Что такое логическое мышление?»
2 часть. Практическая: «Знакомство с логико – математическими играми».
3 часть. Итог практикума.
1 часть. Теоретическая: «Что такое логическое мышление?»
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной компании! Так быстро пролетели эти четыре года. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. И если раньше в руках вашего ребёнка была игрушка – символ детства, то теперь – ручка – символ учёбы. И сейчас предлагаю поиграть в игру. Вам необходимо будет передавать ручку по кругу, при этом ответить на вопрос:
- Как вы считаете, какими знаниями или умениями должен обладать ребёнок прежде, чем пойти в первый класс?
Выполнение упражнения «Передай ручку».
(высказывания родителей)
Да, современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже в дошкольные годы. Как сказал доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». И поэтому одной из важнейших задач развития и воспитания дошкольников, я считаю, — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят успешно освоить программу школьного обучения. Ведь дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
- Как вы считаете, что такое интеллект? (мышление)
- Каким бывает мышление? (наглядно-действенное, наглядно – образное и логическое мышление)
Да, в старшем возрасте у детей осуществляется переход от простых умозаключений, наглядно-действенного и наглядно – образного мышления к логическому.
-Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление – это умение рассуждать. Развитие логического мышления осуществляется через развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, объединения, классификации. Эти мыслительные операции имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению, они помогают быстро усвоить новые знания и умения. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить закономерности.
- Можно ли развить логическое мышление у детей?
- Как вы развиваете вашего ребёнка дома?
Конечно же, развитие мышления, формирование мыслительных операций будет осуществляться быстрее и легче через игры, так как «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» - так писал В.А. Сухомлинский и она свойственна данному возрасту. В настоящее время созданы логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Сегодня я хочу познакомить вас с логико-математическими играми и развивающими технологиями различных авторов, которые помогут развить мыслительных способностей ваших детей, и вы можете использовать предложенные игры дома.
В настоящее время предлагаются следующие логико-математические игры: (показ пособий)
Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
Развивающие игры Воскобовича;
Игры – головоломки («Танграмм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и др.);
Игры с блоками Дьенеша.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Игры со счётными палочками.
2 часть. Практическая: «Знакомство с логико – математическими играми».
- А сейчас я приглашаю наших ребят, и мы вместе поиграем в различные логико - математические игры.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими родителями и расскажите, что такое математика.
Здравствуйте, скажу я вам-
Улыбнитесь в ответ.
Здравствуйте, скажу я вам-
Это мой привет! (дети вместе)

Математика – наука.
Очень нужная она.
Без нее не обойдутся
Ни директор и ни я.
Математика – гимнастика ума.
Логично мыслить учит нас она.
Из всех наук важнейшая,
Мудрая, точнейшая.
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право
Знать длину и ширину.
Понимать значение: "равный",
"Больше", "меньше", высоту.
Математика - точна,
Математика - нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
-Ребята, чтобы пройти к родителям, нам нужно построить дорожку из фигур.
Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Только одно свойство».
-Ребята, давайте расскажем родителям, что это за фигуры?
-Чем они отличаются? (цветом, формой, размером, толщиной).
- Каждый из вас должен положить фигуру, которая должна отличаться от предыдущей только одним свойством.
-Молодцы, построили длинную дорожку и правильно выполнили задание.
Уважаемые родители, данная игра активизирует мыслительную деятельность детей и развивает умение анализировать, сравнивать и обобщать свойства фигур.
Дидактическая игра «Какую пуговицу потерял Рассеянный?»
- Ребята, перед вами на магнитной доске пуговицы, чем они отличаются? (цветом, размером, количеством дырочек).
- У вас на столе карточки – свойства, которые помогут вам выбрать нужную пуговицу, подумайте вместе с родителями, какую пуговицу вам нужно найти, подойдите и возьмите её, объясните, почему эту пуговичку выбрали.
Данная игра развивает такую мыслительную операцию, как умение абстрагировать, выделять свойства объектов, формирует представления о символическом изображении предметов и их свойств.
Дидактическая игра «Рисует компьютер».
- Ребята, у вас на столах карточки, на которых изображены стрелочки – направления и цифры, которые указывают на количество клеточек. Рисуем по клеточкам.
- Все справились? Данное упражнение развивает умение анализировать, работать по алгоритму, а также закрепляет умение ориентироваться на листе бумаги.
-Уважаемые родители и ребята, предлагаю отдохнуть. А помогут нам кинезиологические упражнения. Данная технология направлена на развитие умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют активизировать мыслительную деятельность, улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, а также снизить утомляемость.
Кинезиологические упражнения:
«Ухо – нос».
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
«Кулак-ребро-ладонь».
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро - ладонь)
«Симметричные рисунки».
(нарисуйте вместе с детьми один предмет).
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д., главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
-Отдохнули? А теперь предлагаю посмотреть на экран и поиграть в игру «Дружат – не дружат».
Дидактическая игра «Дружат – не дружат».
Предлагаю разделиться на две команды: дети и родители. На экране появляются два предмета, команда детей должна обосновать, почему эти предметы «дружат», а команда родителей - почему эти предметы «не дружат», затем можно поменяться.
Данная игра также способствует развитию логического мышления, формированию умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
И последнее задание для ребят и родителей – игры головоломки - это «Танграм», «Пифагор», «Чудо – соты», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Пентамино», которые представляют собой фигуру, разделённую на несколько частей, из которых нужно собрать картинку по образцу или силуэту. Данные игры направлены на развитие мышления и формирование умения создавать целое из частей (синтезировать).
Дидактическая игра «Соберите фигуру по силуэту».
- Предлагаю ребятам выбрать любую игру из предложенных («Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Пентамино») и по силуэту вместе с родителями собрать картинку из частей.
3 часть: Итог практикума.
Уважаемые родители, вы видели с каким интересом дети играли в логико – математические игры, все стремились еще раз испытать себя, выбирали задания посложнее, объясняли свой выбор, все были активны, думали, и все задания способствовали развитию логического мышления наших детей. Я подготовила для вас памятки с играми и советы по их эффективному использованию. Кто заинтересуется более подробно данным вопросом или какой-либо технологией, информацию можно найти в нашем родительском уголке «Хочу всё знать», а также на моем сайте.
А теперь предлагаю вам закончить наш практикум фразой: «После сегодняшней встречи, я…»  
Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Используемая литература:
Воскобович В.В. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург 2000 г.
Детство: «Программа развития и воспитания в детском саду»/ В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. – 3-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 2002.
Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А. «Давайте поиграем»: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.для воспитателей детского сада и родителей/ под редакцией А.А.Столяра. – 2-е изд. – М.: Просвещение; учебная литература, 1996.
Люблинская, А.А. Ранние формы мышления ребенка. [Текст] В кн. Исследование мышления в советской психологии /А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1966.
10. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников», Санкт-Петербург «Детство–Пресс». 2015г.
Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-пресс,2001г.
Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико – математическое развитие детей», Санкт-Петербург «Детство–Пресс». 2015г.
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Москва; Просвещение 1991 г.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.-сост. / (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997. –
Смоленцева А.А., Пустовой О.В. «Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: «Математика до школы» Ч.2.: Игры-головоломки/ сост. З.А.Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ.И.Н.Ржевцев, - СПб.: Акцидент, 1997.
Приложение
Памятка для родителей.
Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!