План урока Иван Сусанин 7 класс


Тема урока: Иван Сусанин в культурном наследии России
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в качестве национальных интересов в духовной сфере провозглашено сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Творческое наследие М. Глинки – благодатный материал, дающий
богатейшие возможности для осуществления духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» у многих поколений слушателей вызывает чувство сопричастности к истории народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина - гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью.
Актуальность проблемы очевидна. В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи на примерах героического прошлого нашей Родины, особенно актуальны. Этот урок позволит воспитать человека, способного, на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, на примере костромского крестьянина Ивана Сусанина.
Цель урока: Создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине; формирование гордости за отечественную историю, народных героев
Задачи:
 - Обогащать духовный мир, воспитывать патриотические чувства через общение учащихся с шедеврами русского искусства ;- Сформировать представление о М. И. Глинке как основоположнике русской классической музыкальной школы;
-Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником;
-Знать,что такое классическая опера
Планируемые результаты:
1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального оперного искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и народной песне.2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные:
 Регулятивные:
-Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
-Осмысливать полученную информацию;
-Оценивать результаты собственной деятельности
Познавательные:
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;
-Излагать свою точку зрения;
-Глубже понимать смысл произведения.
Коммуникативные:
-Воспринимать музыку как образное искусство;
-Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
-Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на стихи и на музыку.
План урока: 1.Организационный момент и мотивация
Задачи этапа: Включить учащихся в учебную деятельность
Организовать деятельность учащихся
2 Введение в дискуссию.
Актуализация учебного содержания
Задачи этапа: Восприятие музыки. Звучит«Полонез» из оперы «Иван Сусанин» В каком крупном произведении могут столкнуться (конфликтовать) два совершенно разных по эмоциональному строю и музыкальному языку фрагмента? Учащиеся участвуют в обсуждении,
отвечают на проблемные вопросы, формулируют предполагаемуютему урока
3 этап. Актуализация знаний. Открытие нового знания(изучение новой темы)
Учащиеся слушают сообщение с презентацией;
Далее учащиеся знакомятся с презентацией, которая содержит
рассказ об одной из главных сцен оперы «Сцена в лесу» – гибель Сусанина.
Эта сцена становится трагической кульминацией, драматургической
вершиной оперы.
4 этап Восприятие музыки Она открывается хором поляков, в котором воинственные темы польской мазурки приобретают характер трагического оцепенения и безнадежности.
Контрастом теме поляков звучит речитатив и ария Сусанина. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами.
Звучит ария Сусанина. Здесь дана центральная характеристика Сусанина.
Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии и последующем речитативном монологе. Вступительный краткий речитатив «Чуют правду» основан на обычных для Сусанина широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. В самой арии («Ты придешь, моя заря...») господствует настроение глубокого скорбного раздумья.
Учащиеся слушают фрагменты оперы, участвуют в обсуждении,
высказывают гипотезы; сравнивают варианты ответов, делают выводы; выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.
5Этап Рефлексия и оценивание.
В результате урока учащиеся смогли дать определение понятию «опера»,
перечислить этапы оперного спектакля, высказать свое мнение по пройденной теме.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Как любовь к Родине, мужество, героизм, способность жертвовать собой повлияли на дальнейший ход развития истории России?
- Ребята, какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?
- Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?
Вывод :Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смелоИ радостно гибнет за правое дело.Предателя, мнили, во мне вы нашли?Их нет и не будет на Русской земле!В ней каждый Отчизну с младенчества любитИ душу изменой свою не погубит!
Сусанин сохраняет присущие ему мужественность, возвышенность и твёрдость духа. Ария Сусанина - яркий пример новаторского подхода Глинки к народной песне. Именно здесь на основе русских народно-песенных интонаций впервые возникает музыка, проникнутая подлинным трагизмом. К этой арии относятся слова Одоевского о том, что Глинка «сумел создать новый неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии».
Сюжет оперы актуален на все времена, ибо каждый учащийся понимает, что перед таким выбором, какой выпал Сусанину, мог оказаться любой человек как в XVII веке, так и сегодня.
Дом. Зад.- написать маленькое сочинение –раздумье «Но каждый ли способен поступить именно так, как Иван Сусанин?»