Открытый урок в 3 классе Опера Иван Сусанин. Родина моя! Русская земля! К Дню народного единства.


Учебный предмет: музыка.
Класс: 3
Автор УМК : Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Раздел 1. Россия – Родина моя.
Тема урока «Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля!
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: знакомство с праздником День народного единства через изучение оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с событиями смутного времени и отражением этих событий в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Воспитательные: воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за героев России, в трудный час способствовавших единению страны против польских захватчиков.
Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, изобразительного искусства, литературы, скульптуры, сопричастными с праздником День народного единства.Оборудование: интернет, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент, фонограммы к используемым на уроке песням, фортепиано, флейты., учебник «Музыка» для 3 класса . авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М, : Просвещение, 2015г.
Ход урока. Технологическая карта.

Этап урока. Осуществление деятельности учителя. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые универсальные учебные действия
1 Мотивация к учебной деятельности. Орг. Момент
5 мин. Организация и включение учащихся в учебную деятельность. Музыкальное приветствие.
С добрым утром третий класс! -Здравствуйте, здравствуйте!
С добрым утром третий класс! – Здравствуйте, учитель наш.
Организационный момент. Проверка присутствия учащихся на уроке.
Учитель: Чтобы лучше почувствовать единение друг с другом, давайте дружно проскандируем слова. Я говорю строчку – вы хором повторяете.
Презентация слайд 4.
Я, ты, он, она,
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я».
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.
Над тобою солнце светит, Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете, Родина моя.
Сегодня нам понадобится это чувство единения, чтобы понять настроение русских людей 400 лет назад в Смутное время и понять, почему наш урок посвящён празднику День народного единства, отмечающийся 4 ноября.
Приветствуют учителя.
Готовят рабочее место.
Скандируют слова по принципу игры «Эхо» Коммуникативные: решение учебных задач в процессе взаимодействия с одноклассниками и учителем.
2 Актуализация знаний и фиксирование и затруднения в пробном учебном действии
5 мин. Слайд 1.
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?» (1 куплет)
Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Учитель. Об истории России, о её горьких и славных страницах мы будем читать стихи и петь, слушать музыку и сами музицировать, знакомиться с героями России, запечатлёнными на портретах и в музыкальных произведениях.
Учитель: А какая она, наша родина Россия?
Слайд 5
Учитель. Да ведь вы говорите словами из ранее изученной песни , давайте её исполним.
Учитель: А при чём здесь выделенные в вашем учебнике понятия «опера», «хоровая сцена», «ария», «благовест»? Что они обозначают? Учащиеся делают предположения. В результате находят ответ: О Родине, о России.
Ученики:
- У моей России – длинные косички,
-У моей России – светлые реснички,
-У моей России – голубые очи, на меня, Россия, ты похожа очень.
-Для меня Россия – белые берёзы,- Для меня Россия – утренние росы
- Для меня Россия ты всего дороже, до чего на маму ты мою похожа.
Исполнение песни.
Во время припева использование свистулек
Учащиеся: кроме слова «опера», нам не знакомы эти слова, мы их ещё не изучали, но хотели бы узнать. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.
Регулятивные: умение четко высказывать свою мысль, умение применить знания на практике, постановка цели на уроке.
3 Постановка учебной задачи
5 мин С. 18. Работа с учебником. Прочитайте текст и скажите, на каком материале мы будем изучать эти понятия Учащиеся: мы будем изучать события русской истории отраженные в опере композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин» Познавательные:
Смысловое чтение,
умение воспринять источник информации
4 Открытие нового знания. Знакомство с фрагментами оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
8 мин Слайд 6, 7, 8, 9
Изучение исторической обстановки и краткого содержания оперы.
Из оперы «Иван Сусанин» мы узнали о подвиге костромского крестьянина во времена смутного времени. Всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти её. По призыву патриарха Гермогена нижегородский купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Все свои богатства отдали на то, чтобы накормить и одеть людей. Все помогали, чем могли, вступая в ряды ополченцев. «Станем, как один, за Русь!», - восклицал народ. В 1612 году русские войска освободили Москву от врагов. Победили потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять её.
Повторение изученного материала сопровождается презентацией.
Выделение главного: И князья, и граждане, и каждый крестьянин, любящий свою Родину, пытались помочь отечеству в борьбе с польскими захватчиками. Герой этой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь. Это его осознанный выбор, достойный подражания. Об этом рассказывают костромские предания. Заслуга композитора Глинки в том, что он впервые на сцену вывел простой народ.
Слушание хорового вступления. Солист (один человек) и хор (коллектив из многих поющих) поют распевную мелодию «Родина моя, русская земля, страха не страшусь, лягу за святую Русь». Это солдат из русского войска укрепляет себя с помощью песни.
Слушаем следующий фрагмент.
Поляки, заблудившиеся в костромских лесах, требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу в Москву. Сусанин им гордо отвечает, исполняя арию ( песню действующего лица): «Велик и свят наш край родной. Встаёт земля на подвиг свой. Предателя, мнили, во мне вы нашли: их нет и не будет на Русской земли!» Учащиеся получают представление о времени, изображенном в опере, слушают музыку и размышляют о ней, получают новые знания о музыкальной терминологии. Познавательные:
Структурирование
Знаний.
Личностные: нравственно – этическое оценивание.
5 Первичное закрепление
5 мин
Музыкальная зарядка для детей. 3 мин. Слушание еще одной арии Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря! Взгляну в лицо твоё» Он исполняет её ночью, погрузившись в скорбные размышления, осознавая, что утром погибнет от руки врагов. Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы:
-каков жанр прослушанной музыки?
-как называется артист, исполняющий свою партию в одиночку?
-каков характер мелодии, что композитор хочет этим сказать?
- почему Сусанин не указал полякам дорогу на Москву?
-Как можно назвать Сусанина, сделавшего свой нелёгкий моральный выбор?
Ученики слушают фрагмент , анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.
Ученики: Ария.
Солист
Плавная, распевная, как будто русская народная песня. Указывает на величие русской души Сусанина
Он любил Родину и не хотел, чтобы по ней гуляли и правили иноземцы.
Герой Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал.
Личностные: самоопределение
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
7 мин Демонстрация слайдов 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, изображающих русских полководцев-героев, возглавлявших сражения за свободу нашей земли. Задание: Узнать по внешнему виду этих полководцев и составить краткий рассказ из 2-3 предложений об их победах, воспользовавшись краткой энциклопедией или интернетом. Воспользовавшись любыми средствами информации, ученики в парах выполняют задание.
1 Памятник организаторам ополчения против поляков – гражданину Минину и князю Пожарскому. Создан скульптором
И.П. Мартосом на собранные народом деньги в 1818 году. Расположен на Красной площади.
2 Александр Невский – в 1240 году разгромил шведов на реке Неве. Сказал «Кто с мечом на русскую землю придёт, тот от меча и погибнет» .3 Дмитрий Иванович Донской. В 1380 году выступил против хана Мамая. «И встретились полки, и гудела земля от множества воинов бесчисленных»
4 Александр Васильевич Суворов. Участвовал в 7 войнах, не зная поражений. Говорил: «Сам погибай, а товарища выручай»
5 Михаил Илларионович Кутузов. Прославился в войне 1812 года. Солдаты шутили: «Пришёл Кутузов бить французов» Регулятивные: планирование работы в паре.
Познавательные:
Поиск информации,
Структурирование знаний, умение строить высказывание.
Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра.
7 Включение нового знания в систему знаний и повторение
5 мин. Просмотр видеофрагмента из финала оперы – хоровая сцена , изображающая ликование народа, который празднует свою победу над врагом.
Слайд 20
Звучит хор «Славься». Слышится колокольный благовест.
Учитель: Праздник День народного единства имеет четырёхсотлетнюю историю, но праздновать его мы стали лишь с 2005 года. История России учит нас: порознь, поодиночке не сделаешь того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, - уж дом готов! Соединяет людей дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда едина. Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.
Давайте возьмёмся за руки и вместе произнесём речёвку:
Слайд 18.
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Чтоб привольно, мирно жит.
Учитесь Родину любить.
Вокально – хоровая работа над изучением хора «Славься».
А) изучение слов
Б) прохлопывание ритмического рисунка мелодии
В) вокализация слов в заданном ритме
Г) изучение мелодии хора
Д) исполнение песни под аккомпанемент учителя на фортепиано
Е) повторное исполнение песни с проигрышем, во время которого мелодию играют на флейтах участники занятий внеурочной деятельности «Каждый ребёнок – музыкант»
Учащиеся звонят в колокол, изображая звон благовест- призыв на службу по поводу праздника.
Слушают и высказывают свой вывод. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.Личностные:
Нравственно этическое оценивание.
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке
2 мин. Учитель: Прошу поднять карточки красным цветом тех, кто узнал новое, но не всё запомнил.
Прошу поднять карточки зелёным цветом тех, кто всё запомнил и правильно отвечал на вопросы.
Молодцы. Домашнее задание: читать с. 18 – 21, отвечать на вопросы на стр. 21. Узнать, повторялся ли подвиг Ивана Сусанина в годы Великой отечественной войны. Поднимают карточки , большинство зелёного цвета.
Записывают домашнее задание. Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Вывод
Содержание данного урока является частью программы по « Музыке» в 3 классе. На уроке использовались следующие образовательные технологии:Технология развития процессов восприятия - формирование осознанного и эмоционального восприятия происходит в процессе интонационно- образного анализа произведения;Арттерапевтическая технология- направлена на развитие дыхательного аппарата, стимулирование слухового аппарата на восприятие музыки, вокалотерапия –во время пения оздоровление голосовых связок;Технологии развития ассоциативно-образного мышления- связанна с интеграцией музыки с другими видами искусства: изобразительным искусством, литературой, театром, кино. Интеграция даёт возможность сравнивать язык музыки с языками других видов искусства.Информационно-коммуникационные технологии –На уроке использовались аудиозаписи, фрагменты из оперы, презентация, работа учащихся с учебником и интернетом.Технология преподавания музыки по УМК – способствует глубокому усвоению материала по изучаемой теме.Методы и формы, использованные в работе на уроке, способствуют развитию у учащихся творческой самостоятельности, логическому мышлению, развитию патриотического осознания любви к Отечеству и своему народу.На уроке были использованы разные задания на формирование у учащихся УУД, что позволяло ученикам свободно ориентироваться в музыкальном произведении, и дало возможность подробно передавать в разных видах музыкальной деятельности, содержание музыки.Системный подход, использованный учителем на уроке, позволяет достичь цели и задачи.Применяемые технологии в разработанном уроке могут быть предложены коллегам для применения на уроках музыки.
Список литературы.
1.УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2011 г.
2. Рабочие программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» !-4 классы. Просвещение 2012г.
4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка 3 класс
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г.
5. Фонохрестоматия музыкального материала « Музыка 4 класс
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г
6.Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования.  Методические рекомендации.