Презентация Герасим и его окружение в произведении И.С.Тургенева Муму(5 класс)


Титульный листРаботу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель высшей категории русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края.Тип урока – урок рефлексииИнновационные технологии, которые можно применить на уроке: работа в группах, творческая мастерскаяДеятельностная и содержательная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа; закрепление изученных понятий, развитие творческого потенциала обучающегося Герасим и его окружение в произведении И.С.Тургенева «Муму» Восстановите парыГерасимГаврила АндреевичТатьянаСтепанАнтипкаПотапКапитон Климовкучербашмачникпрачкадворецкийфорейторлакейдворник Ответ запишите в тетрадь.дворникдворецкийпрачкалакейфорейторкучербашмачникВзаимопроверка
Вопросы по текстуЧем был «замечателен» дворник Герасим, один из многочисленной челяди барыни?Что придавало ему торжественную важность?3. Почему не полюбилось Герасиму московское житьё?4. Что входило в ежедневные обязанности Герасима и как он справлялся с ними?

Вопросы по тексту5. В каких отношениях находился герой с остальной челядью барыни?7. Как барыня распорядилась судьбой Татьяны, Герасима и Капитона? Принесло ли это кому-либо счастье?8. При каких обстоятельствах Герасим нашёл Муму и как ухаживал за ней?6. Чем ему понравилась Татьяна?9. Почему Герасим полюбил свою питомицу?


Вопросы по тексту10. Какое событие нарушило тихую и счастливую жизнь дворника и его собаки?11. Как изменился Герасим после пропажи Муму? Что в его поведении говорит о тяжёлых душевных переживаниях?12. Что послужило причиной «решительного натиска на Герасимово убежище?13. Почему Герасим сам взялся убить Муму? Как это произошло?14. Каким образом герой выразил протест бесчеловечности и жестокости крепостного уклада жизни?


«Образ немого богатыря Герасима в повести «Муму» настолько ёмок, что тяготеет к символу; он вбирает в себя лучшие черты народного характера: рассудительность и практический ум, нравственную силу, добродушие и любовь ко всему живому, неразрывная связь крестьянина с землёй, богатырская сила и выносливость» (Ю.В.Лебедев)Высказывание критика Основываясь на высказывании Ю.В.Лебедева, ответьте на вопросы: Как вы понимаете значение слова «символ» в тексте? Какими лучшими чертами народного характера наделён немой богатырь? Почему портрет Герасима особенно ярко даётся на фоне природы?

Высказывание критикаОсновываясь на высказывании В.И.Кулешова, ответьте на вопросы: ««Муму» – повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества в мире»1. Почему одиноки Барыня, Герасим, Татьяна? Как преодолевают они своё одиночество?2. Согласны ли вы с тем, что «Муму» – повесть о могучей потребности человека преодолеть чувство одиночества»?Назовите одиноких героев повести.

Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках.Узнай героя повести «Муму» по описанию1Герасим
Человек, которому, судя по одним его жёлтым глазам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.Узнай героя повести «Муму» по описанию2дворецкий
Женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке. Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень быстро соскочила. Нрава она была весьма смирного. Узнай героя повести «Муму» по описанию3Татьяна
Он вошёл, закинул руки назад, развязно прислонился к выдающемуся углу стены. Прищурил он свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка.Узнай героя повести «Муму» по описанию4башмачник Капитон
Она выезжала редко и уединённо доживала последние дни своей скупой и скучающей старости… иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей.Узнай героя повести «Муму» по описанию5барыня
Она заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он ещё не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.Узнай героя повести «Муму» по описанию6приживалка
Высказывание критика«Нигде до этой повести Тургенев не изображал с такой силой давящий уклад крепостничества, который делает рабов «и немыми, и глухими». Ведь «немой» оказывается и прачка Татьяна, которая с покорным «слушаюсь» узнаёт о решении выдать её замуж за пьяницу Капитона, не считаясь с её привязанностью к Герасиму». Основываясь на высказывании В.Г.Пустовойта, ответьте на вопросы:1. Случайно ли, на ваш взгляд, И.С.Тургенев рисует русский народ бессловесным?2. Почему и Татьяну, и другую челядь можно назвать «немыми»?

Как Иван Сергеевич Тургенев относится к народной покорности? Обоснуйте свой ответ. «К финалу кажется, что наступает предел терпению: вот-вот взорвётся и разбушу-ется Герасим, потрясённый вопиющей несправедли-востью, раскроет немые уста и заговорит! Какой грозной будет эта речь!»Высказывание критикаОсновываясь на высказывании В.И.Кулешова, ответьте на вопросы:Какими вопиющими несправедливостями потрясён герой?
«Конфликт разрешается уходом Герасима в родную деревню. Торжествен и радостен его путь домой, сама природа вместе с немым героем празднует освобождение. Но в сознании читателя остаётся тревожный вопрос: изменит ли что-нибудь в крепостническом мире такая форма протеста?»(П.Г.Пустовойт)Высказывание критика Согласны ли вы с тем, что «природа вместе с немым героем празднует освобождение»? Приведите примеры и доказательства.Основываясь на высказывании П.Г.Пустовойта, ответьте на вопросы:2. Как бы вы ответили на вопрос, который остаётся в сознании читателя после прочтения повести?
Высказывание И.С.Тургенева«Мы – народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в своё будущее. В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». (И.С.Тургенев)Основываясь на высказывании И.С.Тургенева, ответьте на вопросы:1. Согласны ли вы с И.С.Тургеневым в том, что «мы народ юный и сильный»?2. На чём основывается, по-вашему, вера писателя в русского человека?

Высказывание критика«Тургенев считал, что повесть даёт богатую пищу для размышлений и выводов. Герой изображён как личность исключительной духовной красоты, наделённая физической мощью и непостижимой кротостью, добротой, нравственной чистотой. Герасима можно сравнить с фольклорными героями»Основываясь на высказывании В.И.Кулешова, ответьте на вопросы:1. Как вы думаете, над какими вопросами можно поразмышлять и какие выводы сделать после прочтения «Муму» И.С.Тургенева?2. В чём, по вашему, состоит духовная красота Герасима?

ОбобщаемКаких сказочных и былинных героев из русского фольклора напоминает нам Герасим? Рефлексия Напишите речь от имени немого Герасима.К кому она будет обращена?Какими чувствами она наполнена? Проектирование дифференцированного домашнего заданияНапишите свой финал «Муму».Что бы вы изменили в поведении Герасима? Словарная работаЧелядь – 1. Население феодальной вотчины древней Руси, находившееся в разных формах зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и т.д..) 2. Дворовые люди, слуги, прислуга.Назад Дворецкий – управляющий в помещичьей усадьбеФорейтор – при запряжке цугом: кучер, сидящий верхом на одной из передних лошадей.Словарная работаНазад Использованная литератураЕ.Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.:Дрофа, 2007 Ф.Е.Соловьёва. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс. Под редакцией Г.С.Меркина. Москва, «Русское слово», 2013