Прграмма по предмету Основы Экономики , менеджмента, маркетинга.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
по специальности программы подготовки
специалистов среднего звена
19.02.10 Технология продукции общественного питания
нормативный срок обучения 2 года 10 месяцев
на базе среднего общего образования
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (ППССЗ) 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Организация-разработчик: ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли».
Разработчик:
Г.А. Малюнова мастер п/о ГАПОУ «Брянский техникум питания и торговли».
Рекомендована Экспертным советом по экспертизе основных профессиональных образовательных программ, интеллектуальной продукции профессиональных образовательных учреждений Брянской области.
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации программы учебной дисциплины
17
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные положения экономической теории;
-принципы рыночной экономики;
-современное состояние и перспективы развития отрасли;
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
-механизмы формирования заработной платы;
-формы оплаты труда;
-стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе;
-управленческий цикл;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легкие и сложные холодные закуски.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Планировать основные показатели производства продукции общественного питания.
ПК 6.2. Организовывать закупку и контролировать движение продуктов, товаров и расходных материалов на производстве.
ПК 6.3. Разрабатывать различные виды меню и рецептуры кулинарной продукции и десертов для различных категорий потребителей.
ПК 6.4. Организовывать производство продукции питания для коллективов на производстве.
ПК 6.5. Организовывать производство продукции питания в ресторане.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 210 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 140 часов;
самостоятельной работы студента 70 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 210
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 140
в том числе: практические занятия 36
лабораторные занятия -
контрольные работы 4
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 70
в том числе самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
проработка дополнительной учебной и специальной литературы. Составление конспектов, схем и таблиц 66
расчет прибыли и рентабельности предприятия. (Выдается индивидуальное задание каждому студенту). 2
разработка маркетинговых мероприятий по сбыту товара. (Выдается индивидуальное задание каждому студенту). 2
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества 9 Тема1.1.
Назначение и структура экономики. Собственность и ее виды
Содержание 6 2
1. Назначение и структура экономики. Объект, предмет изучения экономики. Цели и задачи изучения экономики. Методы изучения экономики Натуральное и товарное производство 2 2. Рыночная система: сущность и характерные черты. 2 3. Собственность и ее виды. «Субъект» и «объект» собственности. Классификация отношений собственности. 2 Лабораторные занятия 0 Практические занятия 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1.Виды экономических систем и их характеристика.
2.Приватизация и национализация. Россия -путь развития.
3. Основные экономические проблемы 3 3
Раздел 2.
Микроэкономика 41 Тема 2.1.
Структура микроэкономики
Содержание 4 1 Основные формы хозяйственной деятельности. Субъекты микроэкономики. Спрос и предложение. Факторы их определяющие. 2 2
2 Равновесная цена. Рыночное равновесие. Понятие «эластичность». Коэффициент эластичности. 2 Лабораторные занятия 0 Практические занятия 4 2
1 Влияние ценовых и неценовых факторов на спрос и предложение товар 2 2 Определение коэффициента эластичности 2 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Исследование и составление таблиц по темам:
1. Изменения спроса и предложения на рынке в силу тех или иных факторов.
2.Исследование зависимости спроса и предложения.
Подготовка к семинару. Работа с конспектом. 4 3
Тема 2.2.
Рынок
Содержание 4 2
1 Рынок. Виды рынков. Функции рынка. 2 2 Механизм ценообразования. Виды и функции цен. Понятие «деньги» и их виды. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам
1.Современные виды денег. История развития денег.
2. Деньги в современном мире и прошлых веках.
3.История развития рынка.
4.Рынок вчера и сегодня. 2 3
Тема 2.3.
Конкуренция, монополия,олигополия
Содержание 4 2
1 Конкуренция и монополия. Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы. 2 2 Монополия. Виды монополий. Олигополия. Монопсония. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1. Конкуренция и монополия в современном мире. Виды искусственных монополий. 2 3
Тема 2.4.
Экономические основы бизнеса
Содержание 2 2
1 Предпринимательство и его виды. Основной и оборотный капитал. Издержки, их виды и структура. Себестоимость продукции. Основные статьи калькуляции. Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1 Расчет себестоимости выпущенной продукции Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление сметы расходов на производство продукции. (Задание студентам выдаются индивидуально) 2 3
Тема 2.5
Распределение доходов в микроэкономике. Содержание 4 2
1 Заработная плата и факторы ее увеличения. Виды и формы заработной платы. Индивидуальная и бригадная сдельщина. 2 2 Прибыль и ее виды. Образование и распределение прибыли и ее экономическая роль. Кредит. Виды и функции кредита. Земельная рента. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1 Расчет заработной платы Контрольные работы 2 2
Контрольная работа №1: Микроэкономика Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1.Расчет прибыли и рентабельности предприятия. (Выдается индивидуальное задание каждому студенту). 2.Тарификация труда 3 3
Раздел 3.
Макроэкономика 21 Тема 3.1
Структура экономики страны. Экономический рост. Неустойчивость и равновесие в макроэкономике
Содержание 4 2
1 Экономическая политика государства. Показатели макроэкономики. Человеческий и трудовой капитал. Качество жизни. 2 2 Экономический рост и его типы. Циклическое развитие экономики. Безработица и занятость. Инфляция и антиинфляционная политика 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 1 Определение типа экономического роста. Определение основных макроэкономических показателей Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление конспекта по темам:
1. Критерии и подходы в изучении качества жизни.
2. Виды циклов.
Подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии.
3 3
Тема 3.2
Налоговая, финансовая и денежно-кредитная система Содержание 4 2
1 Налоги. Виды налогов. Местные, региональные и федеральные налоги. Прямые и косвенные налоги. 2 2 Субъекты и объекты налогообложения. Кривая Лаффера. Финансы и их роль в регулировании экономики. Государственный бюджет: доходы и расходы. Денежно-кредитная система. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1.Налоги и налогообложение других стран.
2.Денежно-финансовая система зарубежных стран.
2 3
Тема 3.3
Мировая экономика
Содержание 2 2
1 Мировой рынок товаров и услуг. Мировая экономика. Понятие мирового хозяйства.. Глобальные проблемы человечества. Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1 Сравнительный анализ финансовых, денежно-кредитных и налоговых систем стран мира Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1.Глобальные проблемы человечества.
2.Альтернативные источники энергии.
3.Мировой рынок вчера и сегодня
4. Мировое разделение труда. 2 3
Раздел 4.
Менеджмент 47 Тема 4.1 Сущность и характерные черты менеджмента. Содержание 2 2
1 Сущность и характерные черты менеджмента. Цели и задачи. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Организация как объект менеджмента. Условия возникновения организации. Организация как открытая система. Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Работа с учебным материалом в контексте лекций. 1 Тема 4.2 Внешняя и внутренняя среда организации. Содержание 2 1 Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
Организационные структуры управления, основные элементы цикла управления. 1 3
Тема 4.3 Организация. Типы структур организаций Содержание 2 2
1 Организация. Принципы построения организационной структуры управления. Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1 Построение и анализ организационной структуры управления торгового предприятия Контрольные работы 0 3
Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1. Линейная и функциональная структура организации.
2. Определение структуры организации на конкретном примере.
Подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии. 2 Тема 4.4 Планирование. Стратегические и тактические планы
Содержание 4 2
1 Содержание и организация планирования. Методы планирования и организации работы подразделения. 2 2 Сущность стратегического и тактического планирования. Формы и виды планирования. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1 Планирование. Стратегические и тактические планы. Методы управления Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1. Составление стратегических и тактических планов.
Подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии. 3 3
Тема 4.5
Система методов управления. Процесс принятия решения.
Содержание 4 2
1 Систем методов управления и процесс принятия решений. Управление конфликтами и стрессами.
Понятие методов управления. Классификация методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. 2 2 Процесс принятия и реализация управленческих решений. Типы решений. Методы принятия решений. Уровни и этапы принятия решений. 2 Лабораторные занятия 0 Практические занятия 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1. Организационно-административные методы управления.
2. Информационные технологии в сфере управления. 2 3
Тема 4.6 Управление конфликтами и стрессами
Содержание 2 2
1 Конфликты в коллективе. Сущность и классификация конфликтов. Правила поведение в конфликтах. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов Лабораторные занятия 0 Практические занятия 4 2
1 Изучение 4 типов темпераментов. Составление анкеты по определению характера 2 2 Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием методов управления 2 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1.Барьеры общения и пути их устранения.
2.Типы характеров
Подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии. 3 3
Тема 4.7 Руководство: власть и партнерство. Стили управления. Содержание 2
2
1 Понятие руководство и власти. Стили управления. Коммуникабельность и ее значение в ходе общения. Значение управления организацией и требования предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1.Стили управления.
2. Коммуникабельность и ее значение в ходе общения.
1 3
Тема 4.8 Деловое общение. Коммуникабельность Содержание 2 2
1 Деловое общение и его характеристика. Фазы делового общения.
Принципы, законы и приемы делового общения. Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1
Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения. Разбор ситуаций. Контрольные работы 2 2
Контрольная работа №2: Экономика и менеджмент. Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по темам:
1.Правила ведения совещаний.
2.Основные этапы деловой беседы.
Подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии. 2 3
Раздел 5
Маркетинг 92 Тема 5.1 Понятие и сущность маркетинга
Содержание 6 2
1 Маркетинг: предмет, цели, задачи. Концепции маркетинга. Классификация маркетинга. 2 2 Этапы развития маркетинга. 2 3 Объекты и субъекты маркетинговой деятельности. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1. Составление опорного конспекта по теме:
Концепции маркетинга и классификация маркетинга.
2. Составить таблицу: этапы развития маркетинга.
3. Проработка изученного материала. 3 3
Тема 5.2 Маркетинговая среда предприятия Содержание 2 2
1 Сущность окружающей среды маркетинга. Факторы маркетинговой среды. Лабораторные занятия Практическое занятие 2
2
1 Установление основных видов потребителей. Определение микро и макросреды Контрольные работы Курсовая работа (проект) Самостоятельная работа студентов:
1.Подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии.
2. Проработка изученного материала. 2 3
Тема 5.3 Сегментация рынка.
Содержание 4 2
1 Понятие и сущность сегментации рынка 2 2 Выбор целевого сегмента рынка. Поиск рыночной ниши. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1 Выбор стратегии маркетинга. Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1.Составление опорного конспекта по темам:
Понятие и сущность сегментации рынка.
Определение свободных экономических ниш на рынке.
2.Подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии.
3. Проработка изученного материала. 3 3
Тема 5.4 Товарная политика фирмы
Содержание 8 2
1 Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. 2 2 Этапы жизненного цикла товара. 2 3 Факторы, влияющие на кривую жизненного цикла товара. 2 4 Товарная марка (знак) 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 4 2
1 Определение ЖЦТ. Разработка маркетинговых мероприятий по сбыту товара. 2 2 Разработка нового товара 2 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1. Составить схему классификация товара.
2. Изобразить графически этапы жизненного цикла товара.
3. Составить таблицу по теме: «Факторы, влияющие на кривую жизненного цикла».
4. Проработка изученного материала, подготовка к практическому занятию.
5. Разработка маркетинговых мероприятий по сбыту товара. (Выдается индивидуальное задание каждому студенту). 6 3
Тема 5.5
Ценовая политика предприятия
Содержание 8 2
1 Потребительский рынок и поведение покупателей на рынке. Характеристика покупателей. Процесс принятие решения о покупке. 2 2 Понятие и сущность цен. Виды цен. 2 3 Этапы расчета цены. 2 4 Стратегии ценообразования. Установление цен на новый товар. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2
2
1 Выбор метода ценообразования на практике Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1.Составление опорного конспекта по теме:
Процесс принятия решения о покупке.
2. Составить схему виды цен.
3. Составить таблицу этапы расчета цены.
4. Проработка изученного материала, подготовка к практическому занятию. 6 3
Тема 5.6
Товародвижение и дистрибуция.
Содержание 4 2
1 Товародвижение. Каналы распределения продукции 2 2 Дистрибуция и ее виды 2 Лабораторные занятия Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1. Составить схему типы каналов товародвижения.
2. Составление опорного конспекта по теме: Дистрибуция и ее виды. 2 3
Тема 5.7 Продвижение товаров Содержание 6 2
1 Понятие продвижения товаров и его формы. 2 2 Реклама в маркетинге. 2 3 Личная продажа. Стимулирование сбыта 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1.Составление опорного конспекта по теме:
Формы продвижения товаров .2. Составить таблицу достоинства и недостатки рекламы.
3. Составление опорного конспекта по теме:
Этапы планирования процесса личной продажи. 3 3
Тема 5.8 Маркетинговые исследования рынка. Содержание 4 2
1 Основные понятия, сущность и задачи маркетингового исследования. 2 2 Маркетинговая информация Этапы проведения маркетинговых исследований. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 2 2
1 Проведение маркетинговых исследований и анализ полученных результатов для принятия решений Контрольные работы 0 Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
1.Составление опорного конспекта по теме:
Сущность и задачи маркетингового исследования
2.Проработка изученного материала, подготовка к семинару. Подготовка вопросов к дискуссии.
3. Повторение изученного материала. 3 3
Тема 5.9 Стратегическое маркетинговое планирование и управление маркетингом Содержание 4 2
1 Сущность стратегического планирования. Стратегическое моделирование маркетинга. 2 2 Управление маркетингом. Комплекс маркетинга. 2 Лабораторные занятия 0 Практическое занятие 0 Контрольные работы 2 2
Контрольная работа №3: Маркетинг. Курсовая работа (проект) 0 Самостоятельная работа студентов:
Составление опорного конспекта по теме:
1. Сущность стратегического планирования. Стратегическое моделирование маркетинга.
2. Проработка изученного материала, подготовка к контрольной работе. 4 3
Всего: 210 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета Социально-экономических дисциплин:
- посадочные места на 30 студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект дидактических материалов по темам;
-комплект материалов для практических работ;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
-экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Драчева Е.Л.. Менеджмент. – М.: «Академия», 2012.
2. Драчева Е.Л. Менеджмент практикум. - М.: «Академия», 2012
3. Анфимова Н.А. Основы экономики для нач. проф. образования ,2010..
4. Николаева М.А.Маркетинг товаров и услуг. М.: Деловая литература 2010.
5. Котелова И.П. Основы маркетинга: Учебное пособие для начального проф. образования.-М.: Издательство «Академия», 2003 – 144 с.
Дополнительные источники:
1. Антипов К.В. Учебное пособие_М.: Издательский Дом «Дашков и К»2010 г;
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования рынка.- М.: Финпресс, 2009г.
3. Серегина Т.К. Реклама в бизнесе.: Учебное пособие – М.: Маркетинг, 2008г.
4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
6. Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. Пост. Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № Ц04, от 06.02.2002 № 81, от 12.07.2003 № 421);7. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Утверждён и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст.;
8. ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги розничной торговли. Общие требования». Утверждён и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 769- ст9. ГОСТ Р 51305-2009 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». Утверждён и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009г. № 770-ст.;
10. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. Утверждён и введен в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. 401-ст;
11. «Современная торговля»,
«Мерчендайзинг»,
«Торговое оборудование».
Справочники:
Справочник по маркетингу .- М.: Издателький центр «Академия», 2008.-384с. - ISBN 978-5-7695-2356-4

Интернет-ресурсы:
www, gsen.ru - сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
www.gks.ru- сайт Госкомстата;
www.torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»; www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»;
www.garant.ru - справочно - правовая система Гарант;
www.consultant.ru- справочно - правовая система Консультант Плюс;
www, retailer, ru - сайт Сообщества профессиональной розничной торговли;
www, reteilerclub. ru - учебно-информационный проект Супер- розница
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение: рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
Оценка выполнения контрольной работы
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг Индивидуальное занятие
Знание: основные положения экономической теории Тестирование
принципы рыночной экономики,
современное состояние и перспективы развития отрасли Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
Оценка выполнения контрольной работы
роль и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике Практические ситуации
механизмы ценообразования на продукцию (услуги) Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
механизмы формирования заработной платы
формы оплаты труда Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
управленческий цикл тестирование
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом Оценка правильности выполнения и решение практических и ситуационных задач
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации Практические ситуации