Мастер-класс Диалоговое обучение на уроках в начальных классах

Цель: Познакомить с ДО, развить интерес к данной технологии, разработать этап урока с использованием технологии проблемного диалога.
Вступление.
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги .  Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и  вашу поддержку.
2.Предлагаем вашему вниманию два отрывка из к/ф «Улыбка Моны Лизы».
Ваша задача: сравнить методы и технологии в данных отрывках.
После просмотра- беседа и ответы на вопросы:
-Какой из отрывков близок к понятию современный урок  и почему? (какие методы и приёмы вы увидели)
Давайте  вместе определим тему нашего мастер- класса.
 Работа в парах
Предлагаю утверждения
Диалог –это беседа 2-3 лиц
Различают три типа бесед
Проблемный диалог-это система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся
Побуждающий диалог развивает интеллект
Проблемный диалог воспитывает активную личность
Вопрос обеспечивает активность на уроке
Слева отметьте знаками (+ согласен,- не согласен,? Затрудняюсь ответить)

Сегодня диалог на уроке- знак его успешности. Вы посмотрели три урока, на которых наши учителя поделились опытом интегрирования диалогового обучения в процессе обучения.
Работа в группах
Давайте подумаем
ДО




Для учителя для ученика

Изучая опыт российских коллег, могу сказать, что ДО они называют проблемно-диалогической технологией .Что дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Напомним типы проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигаетсяэмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
С «удивлением». Тема «Где на Земле теплее» (окруж. Мир 2 кл.).
Вопрос: Где теплее, на северном или южном полюсе? Обсуждение гипотез.
«Можно ли заполнить водой из миски всю комнату» Тема: «Свойства веществ 2 класс
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
Тема : «Умножение двузначного числа на однозначное» (математика 2 класс) предлагает учитель примеры табличные н-р умножение на 6 и один пример вида 14*6  3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка. В начальной школе этот тип наиболее часто применяется. 
Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).
Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.
Фрагмент урока «Свойства веществ».
Загадка.
На крыше я висела, стройной я была.
Но солнышко пригрело
И что же тут случилось?
 Я в воду превратилась!
Прием «Актуальность» МЫ – путешественники
Вопрос: Как разделить смесь опилок с гвоздями и снегом.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. 
Посмотрите на картинки: бульдозер и локомотив.
Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах:
«Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.»
По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска,ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.
Слайд 7
Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.  Он используется на этапе поиска решений
Слайд 8
.Формы подводящего диалога. 1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике. 2. Фронтальная дискуссия  заключается в следующем: - дети высказываются, выдвигают версии; ( важно в ТПДО и то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально – неокрашенно, нейтрально, безоценочно – словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта  реакция не означает  согласие  с  говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению.)
- версии фиксируются на доске; - обсуждение выдвинутых версий; - координация версий и приход к правильному ответу; - подведение итога, обоснование выдвинутой версии. Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
 Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
СЛАЙД 9
Предлагаем вам структуру  урока по данной технологии:
Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.
·е. столкновение с противоречием);
Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
 Вместе с тем хочется предостеречь:
Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.
Подготовка уроков по ПДО – большой труд!
 Желательно начинать работу с начальной школы, соблюдая преемственность.
Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.
На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при решении задач, на выполнение требований к стандарту физического образования.
Слайд 10
ТПДО:
Обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
Эффективно развивает интеллект;
Способствует развитию творческих способностей;
Воспитывает активную личность;
Является здоровье сберегающей технологией (снижает риск стресса).
Общепедагогической
Предлагаем вашему вниманию список популярных статей .
Более подробно о ТПДО вы можете узнать из книги Е. Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», а так же на сайте
Практическая часть мастер-класса
Каждая группа получила задание,  цель которого, используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам.
Карточка с заданиями.
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги, разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам. Представить свою работу в роли учителя.
Время работы в группе 15-20 мин.
Задание (1 группа) 
Математика 3 класс
Тема: деление с остатком
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (2  группа) 
Русский язык 3 класс
Тема:глаголы прошедшего времени
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (3 группа) 
Познание мира,3 класс
Тема: кровеносная система человека
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (4 группа)
Литературное чтение, 3класс
Тема:В. Драгунский «Хитрый способ»
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (5 группа) : тема «Деление с остатком» М.2 класс, с. 91
Дети знают понятия:
-Деление двузначных  на однозначное число;
-Деление круглых чисел на однозначное число.






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тест
1.Проблемный урок отличается от традиционного:
    а) образовательной целью
    б) учебной деятельностью школьников
    в) конечными результатами
 2.Технология  ПДО включает:
    а) проблемные методы введения знаний
    б) задачи и упражнения на закрепление
    в) продуктивные задания на воспроизведение знаний
 3. Поставить учебную проблему - значит:
    а) назвать тему урока
    б) задать классу вопрос
    в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования  4. Постановка учебной проблемы обеспечивает:
    а) мотивацию к усвоению нового материала
    б) открытие знания
 5. Поиск решения организуется методами:
    а) побуждающий к гипотезам диалог
    б) сообщение темы с мотивирующим приемом
    в) подводящий от или без проблемы диалог
    г) сообщение готового знания
 6. Побуждающий диалог представляет собой:
    а) вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика
б) система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли
7. Побуждающий диалог характеризуется признаками:
    а) жесткий пошаговый ход
    б) высокая вероятность неожиданных ответов учеников
 8. К продуктивным заданиям относятся:
    а) формулирование учениками вопросов;
    б) задания "выучи", "перескажи"
    в) составление опорных сигналов ученика
 9. Технологии проблемного обучения можно использовать:
    а) во всех образовательных моделях и системах
    б) на всех школьных ступенях и предметах
    в) каждому учителю


Ответы
1. Б, В
2. А, В
3. В
4. А
5. А, В
6. А
7. Б,
8. А, В
9. А, Б, В
 
Интерпретация:
 9 - Вы усвоили знания идеально.
7- Почти безошибочно. Примите поздравления!
5 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.
0 - 5  -  Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.


Подведение итогов.
Давайте вернемся к высказываниям .
Что бы вы изменили или дополнили? Почему?
Дорогие коллеги, спасибо вам за сотрудничество .Мы старались выстроить нашу работу :
Постановка проблемы
Поиск решения
Продуктивные задания на воспроизведение знаний.
Просим вас оценить мастер- класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Положительно (Познавательно, буду применять)
Удовлетворительно
(остались вопросы)
Неудовлетворительно




















Проблемный диалог


Для учителя для ученика



«JараKоCа орта мектебі» КММ
КГУ «Карагугинская средняя школа»



Мастер-класс
«Диалоговое обучение на уроках в начальных классах»












Выполнила учитель начальных классов: Бер И.А










2015-2016 уч.год
 Работа в парах

В начале
занятия
Диалог –это беседа 2-3 лиц

В конце занятия


Различают три типа бесед




Проблемный диалог-это система
наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся



Побуждающий диалог развивает интеллект




Проблемный диалог воспитывает активную личность



Вопрос обеспечивает активность на уроке



Отметьте знаками («+»- согласен, «-» не согласен, «?» -затрудняюсь ответить)













 

Работа в парах

В начале
занятия

В конце занятия


Диалог –это беседа 2-3 лиц




Различают три типа бесед




Проблемный диалог-это система
наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся



Побуждающий диалог развивает интеллект




Проблемный диалог воспитывает активную личность



Вопрос обеспечивает активность на уроке



Отметьте знаками («+»- согласен, «-» не согласен, «?» -затрудняюсь
Задание (1 группа) 
Математика 3 класс
Тема: деление с остатком
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.









Задание (2  группа) 
Русский язык 3 класс
Тема:глаголы прошедшего времени
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.








Задание (3 группа) 
Познание мира,3 класс
Тема: кровеносная система человека
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.







Задание (4 группа)
Литературное чтение, 3класс
Тема:В. Драгунский «Хитрый способ»
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.















Задание (5 группа)
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Урок и тема урока на ваш выбор










2015-10-24 1115